История одной фотографии

Александр Яковлев 4
     Много лет в моём рабочем кабинете стоит фотография. На ней лётчик-космонавт В.В.Васютин среди преподавателей нашей академии, студентов и сотрудников (тогда ещё зооветинститута). Июнь 1987 года.
     Из газетной информации известно, что в 1986 году герой Советского Союза Владимир Васютин был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. 16 лет, которые оставались ему на Земле, Васютин посвятил Военно-воздушной академии им. А.А.Гагарина – сначала учился, а потом преподавал. 19 июля 2002 года на 51 году жизни 59-й советский космонавт, генерал-лейтенант В.В.Васютин ушел в другой мир.
     Так вот, летом 1987 года он - молодой преподаватель Военно-воздушной академии – приехал в отпуск в родные места, т.е. в посёлок Сортировка, что совсем рядом с городом и с нашим посёлком Малая Даниловка.
     Мы тогда ничего этого не знали, да и о самом-то космонавте Васютине имели смутное представление.
     Рабочий день подходил к завершению и я собрался уходить домой, когда на кафедре появился необычного вида человек, держа в руках небольшую дворняжку. На нём был дорогой спортивный костюм голубого цвета с  Гербом и надписью крупными буквами «СССР». Он спросил у врача-ординатора, где могут посмотреть больную собачку врачи. Но, это улышал и  подошедший (не вовремя) заведующий кафедрой, который довольно резко отказал посетителю в приёме собачки, так как до конца рабочего дня оставалось всего пять минут (ох ты, Боже мой!). Посетитель представился лётчиком-космонавтом Васютиным, он же Герой Советского Союза. Эти слова не только не подействовали на заведующего, но и разозлили его пуще прежнего. Он сказал, что для космонавтов мы не делаем исключений. Всё должно идти по распорядку (и никак не иначе). Но, вот если-де молодой ассистент (и указал на меня) согласится осмотреть животное, то пускай тратит своё личное время. Однако, заведующий не спешил уходить домой. Он переоделся в белый хрустящий крахмалом халат, надел белый чепчик, повесил себе на шею фонендоскоп и (что интересно) занял позицию в дальнем углу аудитории. Всё делал молча. И перед самым началом работы с больной собачкой, он предупредил меня так, чтобы все присутствующие при этом слышали, о возможном заболевании этой собачки бешенством и что я очень рискую получить потом прививки от бешенства себе в живот (какие страсти!).
     Осмотр и постановка диагноза не заняли много времени. Шеф, услышав диагноз «Катаральный бронхит», наконец-то, молча удалился из аудитории, ушел домой. Космонавт стал более разговорчивым, заметно оживился. Поинтересовался ученой степенью и должностью нашего заведующего кафедрой, был заметно не доволен таким странным приёмом, который оказал ему наш шеф. Я назначил лечение, написал ему рецепт. И вот тут (внимание!) Васютин сказал, что сейчас по военной связи из своей машины позвонит в Звёздный городок (что под Москвой) и его друзья лётчики на военном истребителе подвезут (!) необходимое количество этазола. Наверное, он так бы и сделал, если бы я не поклялся, что у нас на кафедре этот препарат имеется в количестве нескольких килограммов. Для собачки вполне хватит. Я ещё тогда подумал, что космонавт, наверное, никогда не болел и понятия не имеет, что же такое этазол. А он понял, что это огромный заграничный дефицит.
     Поскольку рабочий день всё таки закончился и все вопросы с больной собакой были решены, Владимир Васютин предложил подвезти меня домой. У входа в клинику стояла сверкающая черная «Волга», а в ней висел военный мундир космонавта, увешанный наградами и значками. Пока ехали, успели поговорить. Оказалось, что он хочет навестить старенькую маму своего начальника парашютной подготовки полковника Ландышевского по его просьбе, которая живёт в посёлке Малая Даниловка, а вот где именно он не знает. При этих словах я чуть не свалился с кресла. Во-первых, полковник Валентин Ландышевский – мой товарищ ещё с детских лет, во- вторых дом его и его мамы я прекрасно знаю, он прямо при вьезде в посёлок. Всё рядом.
А Земля оказалась в который раз круглой. Такие совпадения.
     С тех пор прошел месяц. На двери студенческого клуба появилось обьявление о том, что здесь будет читать лекцию лётчик-космонавт Владимир Васютин.
     Зал был переполнен. Мы с дочерью скромно заняли места в шестом ряду. Лекция была очень интересной: о Космосе, о Земле, о житье-бытье космонавтов. Я так заслушался и задумался, представляя себе всё это, что не услышал завершающих слов Васютина, где он очень благодарил меня (!) за оказанную помощь его собаке. Дочь настойчиво толкала меня в бок и  шепотом говорила, что со сцены говорят обо мне. Первые ряды, где сидели ректор, секретарь парткома, председатель профкома и иже с ними все, как по команде, повернули головы в мою сторону. Такого внимания к своей персоне я никак не ожидал. Потом мы все сфотографировались с космонавтом на память.
     На второй день меня по телефону «пригласили» в партийный комитет института и раздраженно спросили, почему у нас на кафедре побывал космонавт, а в парткоме об этом до сих пор ничего не известно!
     Наученный этим опытом, я попытался позвонить в партком, когда к нам на кафедру обратился за помощью артист цирка и кино Юрий Никулин. Но, там был обеденный перерыв.
     Это уже другая история.