Джон Гилл. Практические выводы из ответа стража

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ОТВЕТА СТРАЖА (1752)


Из сынов Иссахаровых пришли люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю, - их было двести главных, и все братья их следовали слову их
1 Пар.12.32

В этой главе мы читаем о людях, которые, будучи связаны с Давидом, оказали ему благоволение и помогали ему,  когда он был вынужден бежать от Саула, и также тех, из нескольких колен Израилевых, и довольно многочисленных, что пришли к ему в Хевроне после смерти Саула и Авенира, чтобы сделать его царем над всем Израилем. И среди этих остальных упоминаются те, что из колена Иссахара которые, хотя их было мало, лишь двести, когда тех, которые вышли из других колен, было несколько тысяч, но они были главными в своем колене и вместе с братьями, и это было так же, как если бы все колено пришло целиком; и будучи мужами мудрыми и сведущими во многих делах,  они имели влияние на все колена, ибо они знали и могли сказать всему Израиль, что ему должно делать, и это должно было быть очень выгодным и полезным для Давида в это время.
В чем состояла мудрость этих людей, мнения толкователей разделились. Некоторые считают, что это были хронологи или астрономы, чье мастерство заключается в вычислении времени, новолетий и новомесячий, и они были очень нужны Израилю, чтобы сообщать, когда начался новый год или новая луна, или как правильно вставлять месяц адар, который через определенные периоды вставлялся целиком, чтобы выровнять счет времени, и как соблюдать праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; следовательно, Давид считал, что эти люди должны призывать народ на гору (Втор.23.19) на место поклонения, в скинию или храм на горе Сион, и "там они будут предлагать жертвы правды": и это общее мнение еврейских писателей. Если бы это был истинный смысл этих слов, и речь действительно шла о счислении времен года, то вы могли бы счесть, что я обосновываю этим отрывком Писания определенный календарь и доказываю его превосходство и полезность, но так как это не мое дело, я скажу далее о том, что более важно. Другие считают, что это были астрологи, имевшие навык в счислении движений  светил и их влияний на землю, о чем  они узнали от своих соседей финикийцев и что считалось применимым в хозяйстве; о таком человеке сказано, что "он увидел, что земля была приятной, чтобы возделывать", и был в восторге, и он жил в  шатрах, чтобы содержать поля и заботиться о стадах; из частых и постоянных наблюдений такие люди также умели "различать лицо неба" и предвидеть погоду, они знали правильные времена и сроки ведения всякого рода дел и сообщали об этом Израилю и другим племенам, когда они должны пахать, сеять и жать. Другие думают, что они были историки и летописцы, такие, как в Есф.1.13, где та же фраза используется применительно к тем, кто давал советы Ахашверошу, когда царица Вашти отказалась войти в его присутствие,  чтобы он узнал от них то, что было сделано в таких случаях в прошлые времена: и так как эти люди хорошо разбирались в истории древних времен, и делали свои наблюдения над вещами, которые совершались в прежние времена, они были способны давать советы, что следует делать в подобных обстоятельствах. Хотя другие, кажется, более правильно толкуют это как политическое благоразумие, они были людьми, которые знали, когда есть лучшие возможности делать любые вещи; и так как тогда делом было создать царство Давиду, они увидели , и сообщили другим племенам, что это было правильное время. Теперь Саул умер, и Авенир также, сильных полководцев больше не было, а Давид был, скорее всего, человеком, что мог смирить филистимлян, которые в последнее время одерживали победы над Израилем. Кроме того, они знали, что было слово Господне к нему (ст.23), или пророчество, что он должен стать царем, которое было известно при жизни Саула, и с которым он сам был знаком, ибо так сказал он Давиду: "я хорошо знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израиля должно быть твердо в руке твоей" (1 Цар. 24.20). И эти люди знали, что время уже настало, и все обстоятельства готовы, и они возвещали Израилю, что ему следует делать в это время. И это знание, которое использовалось в связи с пророческим видением, сходно с постижением в настоящее время пророчеств о том, чему надлежит быть вскоре; и подведем итог всему в следующем наблюдении: те, кто имеет представление о смысле пророчеств, связанных с Церковью Божией и интересом Царства Христа, должны сообщать истинному Израилю Божию, что ему делать в это время и в будущее.
I. Есть некоторые моменты, зафиксированные в пророчества, которые люди благодарю трудолюбию, вниманию и усердию могут в какой-то мере постичь. Есть на самом деле некоторые времена и сроки, знание о которых не дано нам, и было бы неправильно, а также напрасно, с любопытством искать их. Это не для нас - знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, ибо Он назначил предопределенные времена каждой вещи, которая, как Он определил или обещал, должны сбыться, и он зафиксировал "время всякой вещи под небом", для исполнения того, для чего она сотворена и существует; есть "время рождаться, и время умирать", и для каждого промежуточного события (Деян.1.7, 17.26, Еккл.3.1-2); но эти времена не известны нам заранее, пока вещь не совершится. Есть и другие, и очень знаменательные события, времена которых указывает пророчество, и которые, приложив усердие и терпение, мы можем в какой-то мере познать,  как например, первое пришествие Христа в этот мир, чтобы спасти людей; время для него было не только согласовано между Отцом и Сыном, и называется "полнота времени" (Гал.4.4), но было несколько пророческих намеков на это; и более того, в них были описаны не только некоторые общие условия, а именно, что Он должен прийти перед разрушением Второго храма, так как Он должен был вступить в него, и в то время, как скипетр все еще был у колена Иуды; но точное время было зафиксировано у Даниила как семьдесят недель или 490 лет, которые должны были начаться с даты, указанной им, и до истечения которых Мессия должен был прийти, и так как он, читая книги Иеремии, знал время, когда должен закончиться вавилонский плен, другие, читая его пророчества, могли знать, когда придет Мессия и Его искупление, указывая как на определенное время на эти седмины, через которые Он должен прийти. Есть время, установленное для Его Второго пришествия, и Бог в свое время откроет и явит его, и хотя Он придет в час, о котором мы не знаем, все же есть некоторые обстоятельства, указанные в слове Божием, из которых может быть известно, что этот день уже близок.  Ясно, что если уже наступает день, когда Сын Человеческий явится, то это будет как во дни Ноя и Лота, когда люди предавались удовольствиям и жили в большой безопасности, не зная, какая погибель идет на них,  так что, когда придет Сын Человеческий, "найдет ли веру на земле" (Лк.17.26,28, 18.8), следует ли понимать это по отношению к благодати и к учениям веры или к вере во Второе пришествие Христа. И когда мы сравниваем эти вещи с настоящим временем, и видим роскошь, любовь к удовольствиям, плотскую безопасность и неверие, которые имеются в большом количестве среди нас, можно было бы сделать вывод, что приход Христа уже близок, если бы не было многих вещей, которые предшествуют ему, и которые требуют времени и еще не исполнились, как сокрушение антихриста, обращение евреев и приход полноты язычников. Таким образом, последний суд, который состоится при втором пришествии Христа,  является самой истинной из истин, и о нем было известно очень рано, и часто считается, что Енох, седьмой от Адама, пророчествовал о нем и о пришествии Мессии. День, в который Он придет, назначен,  хотя "о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец"; но  те главные вещи, которые должны произойти, по отношению к Церкви, между первым и вторым пришествием Христа на суд, открыты нам в книге Откровения, и приложив усердие и внимание, мы можем прийти к пониманию времени исполнения их.
Состояние церкви во все времена описывается в образе семи церквей Азии, которые есть пророческие символы и представления ее. Действительно апостольской является церковь в Ефесе, о которой не слышно что-либо худое в доктрине или практике. Церковь под десятью гонениями представлена церковью в Смирне, которая "имеет скорбь дней десять". А те, что жили во времена Константина и продолжали искать духовного, когда увидели, что он принес в церковь богатство и власть мира сего, знали, что они были в том состоянии, которое было указано как церковь Пергамская. И те, что жили в самые темные времена папизма, который гасил любой духовный свет, жили в Фиатирское время, когда Иезавель учила своим пагубным лжеучениям и глубинам сатанинским и открыто практиковалась тайна беззакония. Теперь, сравнивая наше положение с тем, что было в церкви Сардийской, мы можем сказать, что находимся именно в этом периоде, и так мы различим времена, в которые мы живем, и те, которым предстоит прийти, а именно Филадельфийскую церковь, которую принесет духовное царствование Христа, когда Он откроет двери Евангелия, обратит множество евреев и язычников, изольет обилие святости, братской любви и духовности,  после чего церковь, гордясь своими дарами, из-за чего от нее отступит Дух, будет погружаться в теплохладность и беспечность, и вступит в состояние Лаодикийской церкви, которая вся подвергнется суду, ибо самое это название значит "суд над народом". Кроме того, существуют определенные очень важные события, даты которых фиксированы; святой город будет попран сорок два месяца, свидетели будут пророчествовать 1260 дней, Церковь будет в пустыне в течение времени, времен и полувремени, и власть действовать будет дана зверю или антихристу на сорок два месяца (Откр.11.2-3, 12.6,14, 13.5); все это начнется и закончится вместе, ибо это равные сроки, считая тридцать дней в месяц, как у всех восточных народов, и хотя мы не можем быть уверены, когда эти сроки начались, у нас не может быть трудностей в исчислении их длительности, хотя многие достойные люди ошибались в расчетах; и хотя мы можем не определиться в точном счислении времен, когда эти вещи должны быть, тем не менее можно прийти к какой-то степени понимания этих времен и из обстоятельств вещей можно сделать вывод, что эти даты продлятся не более ста пятидесяти лет, а может быть, они могут истечь гораздо раньше.
В ежегодной проповеди год назад, как вы помните, я дал вам некоторое внимание смены вечеров и утр, которые уже были и будут до Второго пришествия Христа, и то, что мы вступаем в самую темную ночь и густую тьму, среди которых будет время убийства свидетелей; после чего придет славное утро и Церкви будет сказано: "Восстань, светись, пришел твой свет". А теперь я сделаю то, что должен сделать дальше и что является моим основным намерением, когда я читаю эти слова - показать, что их не следует рассматривать как хитросплетения или тонкие спекуляции, но как то, что должно влиять на нашу практику. Теория без практики принесет мало пользы; все знание должно быть применено на практике, ибо если мы увидим это своими глазами и эти времена наступят, то "какими должны мы быть в святой жизни и благочестии" (2 Пет.2.11 KJV)? Поэтому я попытаюсь объяснить практическое применение этих вещей и всех моих предыдущих рассуждений, что позволит мне понаблюдать:
II. Что должны делать те в Израиле Божием, кто имеет навык различать пророческие времена, видя то, что предстоит впереди.
Во-первых, есть некоторые вещи, которые истинные израильтяне должны делать всегда и во все времена, будучи готовы ко всякому доброму делу, и молясь Богу, чтобы Он усовершенствовал их и приспособил к нему, и сделал их плодотворными (Тит 3.1, Евр.13.21, Кол.1.10, 2 Фес.2.17). Я кратко рассмотрю: 1) что это такое, 2) необходимость делать это, то есть почему и для каких целей они должны это делать, и 3) почему все в Израиле действительно должны делать эти вещи.
1. Говоря о тех добрых делах, что должны быть сделаны, не может быть лишним показать сначала, что есть действительно добрые дела. Часто говорили, что это не существительное, но наречие, что это значит не просто делать добро (bonum), но делать хорошо (bene). Действие не может быть действительно хорошим, если по обстоятельствам оно не таково. Обстоятельства есть атрибут добрых дел, и их можно определить как дела, которые совершаются в соответствии с явной волей Божией; они должны  исходить от любви, совершаться в вере, во имя Христа, и во славу Богу. Если нет хотя бы одного из этих обстоятельств, то это не добрые дела. Они должны быть частью благой, угодной и совершенной воли Божией, в противном же случае они будут самовольным служением или ложным смирением, и они будут отвергнуты Господом, как неугодные Ему.  По этому правилу много вещей будут исключены из названия добрых дел, которые могут иметь вид, преданности и святости; как традиции старцев среди евреев, и многие вещи, совершаемые папистами и другими, которые могут иметь видимость религии и благочестия. Добрые дела должны вытекать из любви к Богу: "милосердие есть цель увещания, и любовь - исполнение закона"; это не просто вопрос, но источник послушания, которое должно быть по доброй воле, а не под страхом наказания или в надежде   на награду, но без каких-либо зловещих, эгоистичных и корыстных целей, в чистой привязанности к Богу, которой Он требует, и такие дела лучше всего совершаются под влиянием любви Божией. Они должны также совершаться в вере, ибо веры требует любая вещь, которая делается добрым образом: "а все, что не по вере, грех" (Рим. 14.23); и это должно быть сделано в порядке осуществления веры от Бога и Христа, в Котором только это и приемлемо, ибо "без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11.6), и потому без Него не может быть и добрых дел. Апостол противопоставляет высокомерие Каина жертве Авеля, не столько из-за них самих,  но разница между ними в способе совершения этих жертв, одна из которых была принесена в вере, а другая без нее:  "верою Авель принес Богу более приемлемую жертву, чем Каин" (Евр.11.4), и как вера без дел мертва, так и дела без веры есть мертвые дела. Добрые дела должны совершаться выполнена во имя и силой Христа, без которых мы не можем сделать ничего духовно доброго и приемлемого для Бога. Если мы молимся, это должно быть во имя Христа, Который всегда преобладает; если мы благодарим, это должна быть благодарность Отцу, во имя Господа нашего Иисуса Христа; если мы оказываем милость любому человеку, это должно быть во имя Его, ибо все принадлежит Ему: "все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса" (Кол.3.17), и всякое доброе дело должно быть направлено на славу Божию, ибо если люди ищут своего и славы людской в том, что они делают, как фарисеи со своей молитвой и милостыней, их дела не могут быть названы добрыми.  Но приступим к особенностям тех вещей, которые истинные израильтяне всегда должны делать.
(1). Это каждая вещь, что относится к Богу, Его воле и поклонению Ему, и каждая вещь, которая имеет моральный характер или принадлежит к нравственному закону, ибо хотя закон отменен как служение Моисея и завет дел, как и оправдание им или проклятие и осуждение его, и все же его следует рассматривать как правило хождения и жизни, и верующие не чужды закона пред Богом, как находящиеся под законом Христовым (1 Кор.9.21), ибо Он есть их Царь и Законодатель. Мораль во всех ее ветвях включает в себя не только то, что содержится в Декалоге, но все, что можно найти и в других местах. Декалог является хорошей системой законов, составленных для использования еврейским народом, но не все, что в нем есть, является моральным, и не все моральные вещи в нем содержатся, но каждая вещь морального характера, которую можно найти в любой части слова Божия, в Ветхом или Новом Завете, в псалмах Давида, притчах Соломона, книгах пророков, проповеди Христа, или посланиях Павла, должна соблюдаться нами.
Кроме того, все Божии установления и учреждения, относящиеся к поклонению и служению Богу, не любая вещь такого рода, что была при прежнем устроении, из таких, как обрезание и другие обряды обрядового закона, ибо закон заповедей содержится в постановлениях, которые сейчас отменены: "никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за работу в святые дни", то есть никто да не осуждает вас за несоблюдение этих вещей, "которые есть тень грядущего, а тело во Христе" (Кол.2.16-17), но все вещи такого рода, которые есть под евангельским устроением, как таинства Крещения и Вечери Господней, должны тщательно соблюдаться, как предписано, и также должны совершаться все вещи, которые Христос заповедал; все Его предписания должны быть чтимы и исполняемы беспрекословно; Израиль должен "ходить по всем заповедям и уставам Господним беспорочно"; собрания святых Его не следует оставлять, Его слово должно быть постоянно слышимо, чтобы ему повиновались, и только Господу, Богу нашему, должно поклоняться и Ему служить.
В частности, отсюда вытекает обязанность молитвы; люди  должны непрестанно молиться; наш Господь притчами поощрял Своих людей всегда молиться и не унывать, и уединенная молитва всегда должна поддерживаться, ибо  когда ты молишься, говорит Христос, "войди в комнату свою" (Мтф.6.6), и также должна ежедневно совершаться семейная молитва. Если всего этого нет, Бог возмутится, и Он "изольет ярость Свою на народы, которые не призывают имени Его" (Иер.10.25). Молитва является мощным средством удержания духа и жизни религии, и без нее мы не будем иметь силы. Один хороший человек сказал, что либо молитва заставит вас оставить грех, либо грех заставит вас оставить молитву.
(2). Каждая вещь, которая касается наших ближних, будь то просто людей или христиан, должна соблюдаться Израилем Божьим. Его люди должны любить своих ближних, как самих себя, и делать людям то, что они сделали бы себе; более того, им заповедано любить своих врагов, делать добро тем, что их ненавидят, чтобы накормить их, когда голодны, и дать им пить, когда они жаждут, и побеждать зло добром. А что касается их товарищей-христиан, они должны любовью служить им в вещах светских и духовных, они должны делать добро всем, но особенно своим по вере, "нести бремена друг друга, и таким образом исполнить закон Христов", поддерживать и утешать слабых единоверцев, давать им добрые советы, молиться с ними и друг за друга, и" созидать друг друга в  святейшей вере".
 Но перейду далее, чтобы показать Необходимость делать эти вещи, или почему Израиль, или народ Божий, должен делать их, и в чем состоят вещи, которые называет апостол (Тит 3.14), ради которых должны совершаться добрые дела; что это такое?
(1). Отрицательно: они не должны делаться для того, чтобы приобрести любовь и благоволение Божие, ибо  "если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то был бы отвергнут с презрением" (Песнь 8.7), так что если он должен был бы выполнять очень много добрых дел, и делал хотя бы некоторые несовершенно, он никогда не обрел бы любовь Бога, которая является полностью свободной и незаслуженной, и ничто не от Бога не может быть причиной ее; Он любил Израиль прежде и любит его сейчас просто потому, что Он возлюбил его, и Он "помилует, кого помилует" (Ис.33.19), люди же ничего не могут сделать для очищения греха или для мира с Богом. Хотя бы человек мог  "принести тысячи баранов, или десять тысяч рек масла", или делать очень многие дела церемониальной, моральной или евангельской природы, он никогда не смог бы искупить ими свои грехи. Никакое служение Богу никогда не сможет достичь  искупления прежних прегрешений, или примирить грешников с Богом; искупление и примирение за грех, и мир в Боге достигаются иначе и лучшим образом, то есть только через Христа и Кровью Креста Его. Также никто не может совершать какие-либо дела, чтобы оправдать нас в глазах Бога и сделать угодными Ему; нет никакого оправдания перед Богом делами закона, и если люди когда-либо приходили в Его присутствие, они знают, что любое хвастовство исключается законом или учением веры, доктриной об оправдании верой и праведностью Христа. Если бы праведность достигалась законом и его делами, смерть Христа была бы напрасной, и Его послушание и страдания бесполезными, но если мы уверены, что грешник оправдывается без дел закона, и по правде, вмененной ему без них, то они не необходимы для спасения и не должны делаться для того, чтобы приобрести его, ибо спасение не в соответствии с ними, оно достигается только через Христа и является настолько полным и совершенным, что ничто не может быть добавлено к нему, чтобы сделать его лучше; Он является единственным Автором его, Его собственная рука принесла его, и ничья другая. Дела также не должны совершаться с целью заслужить  что-нибудь от Бога, ибо это вообще невозможно для твари - добиться от Него чего-то делами. Люди являются самыми большими энтузиастами и пустыми мечтателями, если они мечтают о таких заслугах, ибо даже малейшая вещь такого рода не может быть заслужена нами, ни кусочек из того, что мы едим, ни одна тряпка, которую мы носим, а уж тем более вещи, связанные с вечным спасением. Не заслуга должна быть мерилом наших дел, а вопрос: что мы можем сделать того, что угодно Богу? Это не должно быть связано и с мыслью о том, чтобы что-то заслужить, ибо все наши дела принадлежат Богу, и Он имеет на них полное право. Все, что делается ради заслуг, должно делаться своими силами, без какой-либо помощи от Него, которой мы не заслужили,  тогда как наши лучшие дела выполняются в силе Господней и с помощью благодати Его. Если мы можем добавить к ней что-то свое, то должна быть какая-то пропорция между тем, что мы заслуживаем, и с помощью чего заслуживаем, но нет никакой пропорции между вечным спасением и нашими делами, а потому они никак не могут быть необходимы для спасения.
(2). Положительно: эти вещи должны быть сделаны, и есть необходимость делать их по отношению к Богу, потому что это воля Божья, что они должны совершаться; Он заповедал это и повелел, и Ему угодно во Христе, если они делаются должным образом; кроме того, они являются средством прославить Бога, не только для тех, кто делает их, но и для других, кто видит их, и по этой причине наш Господь наставляет их: "пусть ваш свет так сияет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мтф.5.16). Они необходимы также для людей, ибо они хороши и полезны им, подают им хороший пример и могут быть средством рекомендовать им религию, и смягчить их умы к пониманию истин Евангелия, и выиграть без слов то, чего не приобрести словами, и заставить замолчать тех, кто обвиняет добрые нравы святых. Эти дела полезны и для самих людей Божиьих, ибо свидетельствуют об их подчинении Богу, оказывают Ему благодарность за милости, полученные от Него, являются украшением учению нашего Бога и спасителя и подтверждением истинности нашей веры и искренности нашего исповедания. И наконец, добрые дела должны делаться ради них самих, ибо они хороши и заслуживают чести, честны и достославны, и доставляют радость; и  большой мир у любящих закон Божий и подчиняющихся ему, и они имеют заслугу, хотя и не перед Богом, но, по упомянутым причинам, перед людьми. Но теперь я покажу следующее:
Почему Израиль, народ Божий, среди всех людей, должен делать все эти вещи, и тому есть две причины.
(1). Потому что они находятся под величайшим обязательством делать эти дела. Они избраны к ним Богом, хотя и не по этим делам, но потому что они были святы, но чтобы они могли быть святыми в сердце и жизни, и хотя избрание произошло прежде, чем они сделали доброе или злое, и потому независимо от их дел, и все же Бог определил их на эти дела, чтобы им ходить в них (Еф.1.4,2.10), и так они делают твердым свое призвание и избрание (2 Пет.1.10), которые становятся явными по добрым делам их, ибо это должно быть видно третьей стороне. Они искуплены Христом для того, чтобы быть народом особенным, ревностным к добрым делам (Тит 2.14), и если эти дела не совершаются, эта цели не достигается, и  так как они искуплены от суетной жизни (1 Пет.1.19), они не должны следовать ей, и так как они не свои, но куплены ценой драгоценной крови Христа, они должны прославлять Его в их телах и душах, которые принадлежат Ему. Любовь Христа объемлет их, ибо Он умер и воскрес за них (1 Кор.6.19-20, 2 Кор.5.14). Они действенно призваны по благодати Его, не по делам их, но призваны званием святым и к святости; и призванные должны быть святыми потому, что свят Призвавший их, чтобы своей жизнью возвещать славу Того, Кто "призвал их из тьмы в чудный Свой свет". Они получили множество великих и драгоценных обетований от Господа, что Он будет с ними и не оставит их, что Он поможет им и укрепит их, и окажет им помощь в каждой их обязанности, и будет производить в них хотение и действие по Своему благоволению, и будет исполнять в них Свое доброе дело до дня Христова, и будет их Богом и Отцом, а они будут Его сыновьями и дочерьми, и так будет всегда; и поэтому, говорит апостол, имея эти обетования, "давайте очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор.6.17, 7.1), к чему может быть добавлено, что если мы получили множество милостей от Господа, будучи совершенно недостойными их, то это должно влиять на нас и привлекать к совершению добрых дел; это аргумент апостол Павел использует для сейй цели; "умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и угодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12.1).
(2). Другая причина, почему среди всех людей Израиль Божий, или Его особый народ, должен совершать добрые дела, в том, что у них не просто есть лучшие возможности делать их, более того, они есть единственные люди, которые могут делать их. В невозрожденных людях нет ничего доброго, и, следовательно, ни одна хорошая вещь не может исходить от них;  они не имеют никакого истинного знания, как их делать, и еще меньше желания их делать, более того, они испытывают отвращение к ним; они не имеют ни свободы воли, ни способности суждения, ни власти исполнения этих дел, и требовать этого с них - это то же, что собирать с терновника виноград, и с репейника смоквы, ибо от злого человека добрых дел не дождешься, он ни к какому доброму делу не приспособлен. Но истинные израильтяне - это хорошие люди, и они способны делать добрые дела; человек должен сначала быть хорошим человеком, прежде чем он может делать добрые дела: люди начинают не с того конца, когда они ставят целью делать добрые дела, ибо прежде они должны быть хорошими людьми. Первой нашей заботой должно быть иметь добрую работу благодати в сердце, работу Господа, ибо нет добрых дел, начатых, а тем более сделанных без нее, и дерево должно быть хорошим, чтобы его плод был хорошим. Только те стали живыми, кто имеет эту благодать Божию;   Дух жизни от Христа вошел в них; Сам Христос сказал им: "в крови своей живи" (Иез.16.6).  Принципы благодати, жизни и святости внедрены в их сердца, и поэтому они находятся под влиянием Божественной благодати, и могут пребывать в святости и совершать добрые дела, тогда как люди, мертвые по преступлениям и грехам, не в состоянии сделать ни одного доброго дела, никакой духовно хорошей вещи, и их дела так же мертвы, как и они. Духовный же Израиль возрожден и освящен Духом Божиим, и поэтому Божий человек "пригоден на всякое доброе дело" (2 Тим.2.21). Дух Божий внедрен в Его людей, чтобы призвать их  "ходить в уставах Господа и дела Его исполнять" (Иез.36.27). Они укрепляются Им во всех силах их внутреннего человека для этой цели. Кроме того, они "созданы во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф. 2.10), сделаны в Нем новыми творениями, и для этого они стали ветвями Его лозы, и в силу союза с Ним и пребывая в Нем, они приносят плод, без этого же они не могут делать ничего, но они все могут в укрепляющем их Христе; и поэтому, как верующие в Него, они имеют обязательство быть прилежными к добрым делам (Тит 3.8), и только они есть люди, которые могут исполнять их в вере, без которой человек не может сделать ничего, что угодно Богу. Вера есть действенная благодать, действующая любовью, и всегда сопровождается плодами праведности и добрых дел; но добрые дела как таковые обязательно вытекают из жизни веры.
Во-вторых, есть некоторые вещи, в частности, которые должны совершаться в соответствии с нашим временем, в котором Израиль Божий живет и которого ожидает. В рассуждении прошлого года я заметил вам, что время, в котором мы находимся, относится к Сардийской церкви, которая представляет реформированную Церковь, и во второй половине этого времени Церковь, о которой здесь говорится, будет иметь лишь имя религии и христианства, без жизни и силы его, и также в ней будут отступления и отклонения от истины Реформации, и мало кто будет непорочен. Поэтому, говоря о временах, в которые мы живем, и о том, что рекомендуется для этой Церкви, скажем, что нам следует "быть бдительными и готовыми к смерти".  "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся".
1. Мы должны быть бдительными. Это касается не только служителей Слова, хотя их в первую очередь, ибо они должны внимать себе и  другим, следить за своей доктриной, которой они учат, и заботиться о пастве, над которой они поставлены, следя, чтобы она питалась здоровой пищей и не заражалась лжеучениями, но эта обязанность возлагается также на всех членов церквей,  как наш Господь сказал своим ученикам: "то, что Я говорю вам, говорю всем: бодрствуйте" (Мк.13.37), против греха и преобладающих пороков времени, сатаны и его соблазнов, лжеучителей и их пагубных учений, среди которых мы живем, и, следовательно, мы должны бодрствовать и вооружаться. Ныне времена великого нечестия и безнравственности, в которой погрязли не только люди мира, но и исповедующие религию позволяют себе большие вольности и предаются суете, и чем более нечестиво время, тем более осторожными мы должны быть, чтобы не подвергнуться дурным примерам, тем более со стороны тех, кто вроде бы исповедуют то же, что и мы. Сатана очень занят созданием ловушек на нашем пути через исповедующих людей, при помощи всех своих козней и хитростей, чтобы отвлечь нас от путей истины и праведности, и вот почему мы должны бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение (Мтф.26.41). Лжеучителя скрываются каждый в своей засаде, чтобы обмануть, и поэтому мы должны остерегаться их и быть осторожными, чтобы наши умы не повредились от простоты во Христе (2 Кор.11.3), и чтобы мы не увлекались ошибками нечестивых (2 Пет.3.17); и видя, что конец мира сего и всех вещей в нем близок, давайте в этом состоянии Церкви будем благоразумны и будем "бодрствовать в молитвах" (1 Пет.4.7).
  Слово, которой здесь используется в увещевании к церкви в Сардисе, иногда переводится как "проснись", что свидетельствует, что это время ночи, которая еще не окончилась, и мы готовы заснуть, подобно неразумным девам,  которые в то время как жених замедлил, не приходя так скоро, как ожидалось, все задремали и уснули (Мтф.25.5). Мы очень мало упражняемся в благодати и исполнении своих обязанностей, полны холодности, равнодушия, безразличия и пренебрежения к духовным упражнениям, изобилуем вялостью и леностью, и удовлетворяемся соблюдением лишь внешних форм религии;  настало время поэтому, чтобы пробудиться нам от сна (Рим. 13.11), чтобы  день Христов не должен был прийти на нас врасплох. Призыв апостола очень подходит для нас: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и Христос осветит тебя" (Еф. 5.14); такие слова не говорятся к мертвым грешникам, но к сонным, сонливым исповедующим людям, севшим в компании плотских людей, мертвых по преступлениям и грехам, общение с которыми погружает их в сон. Поэтому ныне они призваны пробудиться и бодрствовать, и мы не должны засыпать вместе с ними, ибо великий враг Христа и Его Церкви неустанно занят, сея плевелы ложных доктрин, пока у него есть такое время и возможность: "когда же люди спали, пришел враг и посеял плевелы" (Мф. 13.25).
2. "Утверждай прочее близкое к смерти": это не только добрые дела, хотя исполнение их, кажется, умирает в наши дни. Если люди не слишком прилежны к добрым делам, то может показаться, что они погибают, но в действительности они не могут умереть, если имеют  нетленное семя Духа Божия, кроме того, работа Божия укрепляет их. Истина Евангелия, проповеданная в начале Реформации с большой энергией и живостью, теперь почти потеряна, умерла и погребена, и поэтому она должна быть восстановлена и подтверждена; но мне кажется, что лучше всего понимать эти слова к церкви в данном ее состоянии как обращенные к тем многим,  которые отступили, и еще в болезненном состоянии, и готовы отказаться от своей религии и исповедания, как и в коринфской церкви, о которой апостол говорит: "многие немощны и больны среди вас, и немало умирает" (1 Кор.11.30); некоторые из них полностью отпали и отступили, другие слабы и шатаются, и готовы растерять все, и апостол стремится восстановить таких людей, ибо у него есть надежда вернуть их туда, откуда они частично отпали, и возродить в них усердие о Христе, и утвердить их в истинах Евангелия, как наш Господь говорит Петру: "ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22.32).
3. "Помни, что ты принял и слышал, и храни и покайся". Вспомните доктрины Реформации, такие, как оправдание праведностью Христа, помилование в Крови Его и искупление Его Жертвой: с какой любовью и радостью они были получены, с каким вниманием и благоговением их слушали, и как сейчас они презираются, отбрасываются и хоронятся в забвении. И вы, что знаете цену и значение этих истин, и до сих пор признаете их достоинство - крепко  держитесь их, не позволяйте их терять, не расставайтесь с ними ни в коем случае, ни с чем из этих истин, защищайте их от врагов до конца и до последней мелочи, которая кажется сейчас не имеющей значения; держитесь за каждый дюйм земли и не давайте врагу прохода ни на минуту, чтобы истина Евангелия оставалась с вами (Гал.2.5)! Именно отказ от этих вещей губит нас. Какова причина того, что деизм так распространился среди нас в последние годы? Среди всего прочего - это не только книги, написанные против христианства, но слабые ответы на них и слабая его защита, когда оставляется одна истина Библии за другой, пока, наконец, не остается мало того, за что еще стоит бороться. И это так и в других спорах среди тех, которые называются христианами, ибо что-то, как правило, остается на стороне истины, и писатель предстает как человек здравого смысла; это доказывает ему его мнимую правоту, и всякий раз, когда он пишет снова, он готов будет отказаться от чего-то еще, чтобы подтвердить свой характер, и тем же способом отстаивать свою репутацию, в то время как другая сторона втихаря смеется над ним. Так мы, вероятно, уходим от истины все больше и больше через коварство врагов с одной стороны и нашу собственную слабость с другой, и ночь, в которой мы оказались, становится все темнее и темнее; и поэтому прежде всего, чтобы получить свет и знание Евангелия , и сохранить то, что у нас есть, ничего не потеряв, мы должны покаяться в нашей холодности и равнодушии к Евангелию истины, в нашем невнимание к нему и забывчивости, и вернуться к своим прежним делам веры, любви и ревности, которые мы должны творить и сейчас; и именно в этом наставляет нас апостол, когда говорит: "бодрствуйте, стойте в вере" (1 Кор.16.13), о чем мы уже сказали, а потому:
4. Стойте в вере и в благодати веры, и в учении веры и в исповедании ее; не отступайте от веры Евангелия, хотя вы живете во времена, о которых сказано, что "отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям" (1 Тим.4.1), но среди этого пребывайте неуклонно в Евангелии и в надежде спасения, которую оно дает в Иисусе Христе, в надежде вечной жизни в Нем; стойте в одном духе (Кол.1.23), и  пусть вся ваша душа и дух пребудут в Евангелии и будут ревновать по нему, и объединят все ваши начинания в поддержке его, чтобы вы  "подвизались единодушно за веру" против общего врага, подвизались за веру, однажды преданную святым (Фил.1.27, Иуд.3), как бы ни пытались ее вырвать из ваших рук, ибо есть большая опасность, что это так. Пусть же ничто не отвратит вас от стойкой преданности ей, как бы ей ни противились, и с чем бы вы ни столкнулись ради ее исповедания, ибо против нее множество людей богатых, сильных и известных, и вам могут предъявить обвинения в распущенности и постыдных делах и начать гонения.
5. Будьте же тверды, будьте мужами, и ведите себя как люди, которым свойственны мужество и отвага, и будьте храбры за правду на земле (Иер.9.3). Поступайте, как стражи у одра Соломона, и пусть "каждый возложит меч на бедро свое" (Песнь 3.8), ибо время пришло, и ночь будет еще темнее, и если вы услышите шум врагов, готовых охватить вас, не страшитесь, и ведите войну Господню со всем мужеством, ибо "если разрушены основания, что сделает праведник?" (Пс.11.3). На что, в самом деле, мы сможем опереться и на чем будем стоять, если вера, надежда, мир и радость удалятся от нас? Будем ли мы тогда взирать на все равнодушно, ибо "что сделает праведник"?  Мы должны строить так быстро, как остальные сносят; как люди Неемии, держать с одной стороны лопату, а с другой меч (Неем.4.17).
6. Будьте тверды, не в себе, но в Господе, и в могуществом силы Его, в благодати во Христе Иисусе; прибегайте к Нему при каждом преследовании и испытании, чтобы Он отвел скорби и страдания имени Своего ради, чтобы вам выступить против любого врага, и защищать свою землю от него. Не полагайтесь на свои силы, но только на Него и на Его благодать, что вполне достаточно для вас; поощряйте надежду на Господа, Бога твоего, чтобы ваши сердца не предались отчаянию, но мужайтесь, зная, что вы сражаетесь за благое дело, вместе с великим Главой вашего спасения: вы можете быть уверены в победе в конце концов, и в том, что вашим уделом будет венец жизни и праведности; положитесь же на Господа на всех своих путях, во всем,  что является вашей обязанностью, и примите с терпением Его волю, пока время Вашего освобождения и спасения не придет, и Он будет укреплять ваш ум и ваше сердце (Пс.27.14) против страха и опасностей.
7. Держитесь слова Божия; пусть оно будет правилом и уровнем вашей веры и практики; "не всякому духу верьте", и не каждому человеку,  который делает вид, что он духовный человек, и имеет Духа Божия, не верьте всему, что он говорит под этим предлогом, но "испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоан.4.1); испытывайте доктрины, которые он исповедует, по Слову Божию, поступая, как благородные верийцы, которые ежедневно разбирали Писания, выясняя, все ли это так (Деян.17.11), как представлено апостолами, и есть еще одна причина для такой заботы и осторожности:  2потому что много лжепророков появилось в мире", которые обманывают людей и губят их души своими лжеучениями. Обратимся же к закону и откровению , к учению Евангелия, свидетельствованному в Священных Писаниях, чтобы прояснить все, что они говорят, и рассмотреть это в должном свете. "Если они не говорят, как это слово", если их доктрины не согласны с ним и не могут быть доказаны и подтверждены им,  то "это потому, что нет в них света" (Ис.8.20); хотя они могут претендовать на большой свет, и даже откровения от Господа, но если то, что они предлагают, не может видно при свете Божественного слова, их свет есть тьма. "Слово Господне есть светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс.118.105), и легко сделать вывод: когда светильник и свет важнее, чем ночью? И когда приходит ночь, возьмите этот светильник слова Божия и идите с ним: "это верное слово пророчества, с помощью которого вы можете смело идти; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему , как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не рассветет день и дневное светило не войдет в сердца ваши" (2 Пет.1.19), пока не закончится ночь и не придет утро, и не взойдет день явления славы Солнца праведности, или, другими словами, пока не начнется духовное царство Христа.
8. Пребывайте с Церковью Христовой и служителями Евангелия в поклонении Богу и в таинствах дома Его. В похвалу колена Иудина то, что "Иуда держался еще Бога и верен был со святыми" (Ос.11.12), и мы не должны оставлять своих собраний, но поддерживать их, "и тем более, как вы усматриваете приближение дня оного" (Евр.10.25), или время и час искушения приходит,чтобы  испытать живущих на земле; но где шатер пастыря, там оставайтесь и вы, и пусть ничто не будет отвлекать вас или соблазнять оставить Церковь Христову, к которой вы принадлежите, или своих верных служителей, хотя бы призыв от имени Самого Христа звал вас оттуда; наш Господь предостерег Своих последователей против этого: "если кто скажет вам: вот Христос, не верьте" (Мтф.24.23). Христос там, где вы находитесь; Он проповедует через Своих служителей и в церквах, которые вы посещаете, и этого достаточно для вас; вы можете быть уверены, что Он никуда не позовет вас больше, однако, то, что отличает вас от иных церквей и служителей Христовых, никогда не может быть открыто вам; Христос и Его служители, и Его Церковь  не должны быть разделены: были некоторые в коринфской церкви, считавшие себя принадлежащими Павлу, Аполлосу или Кифе, а другие считали себя Христовыми в отличие от всех их, без своих служителей, но разве Христос отделился (1 Кор.1.12-13) от Своих служителей и церквей? Нет, и те, кто якобы только "Христовы", бесчинны, ибо не может быть Христа без Его порядка, таинств и служителей.
9. Пока идет время тьмы и ночи, "готовься к встрече Бога твоего, Израиль" (Ам.4.12), подчиняя себя Его воле в полной зависимости от Него, и ожидая поддержки и избавления только от Него. Помни, что это Бог твой, твой Бог завета и Отец, Который никогда не оставит тебя и не покинет тебя.
10. Не скорбите, ибо хотя боль будет острой, она будет недолгой, и самая страшная тяжесть будет короткой, они продлится три дня с половиной, то есть три с половиной года, а затем славное время, и затем последует славное состояние Церкви. И именно это Христос обещал тем, кто будет хранить слово Его с терпением, сохранить их  "от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр.3.10), и потому, когда вы почувствуете признаки этого, "посмотрите вверх, и поднимите головы ваши", чтобы вы не поникли, а скорее радовались, ибо "приблизилось время избавления вашего" (Лк.21.28); ночь плача скоро закончится, и радость придет утром.
 И теперь, в ожидании утра, которое наступит после этой ночи, вы должны твердо верить, хотя насмешники будут издеваться над этим и плотские исповедующие люди не будут заботиться над этим, что пройдет некоторое время, и Тот, Кто грядет, придет и не замедлит. Молитесь же за Его Царство и не давайте Ему покоя ни днем ни ночью, пока Он не призрит на Сион и не помилует его, и не сделает Иерусалима славою на земле, и среди скорбей пребывайте в теплом и искреннем ожидании тех славных времен, которые Бог приведет в свое время, ибо за вечером и ночью будет утро, и за самой темной ночью следует рассвет (Зах.14.7), и это утро будет славным восходом, когда солнце поднимется без облаков. Я закончу словами нашего Господа: пусть будут ваши чресла препоясаны и светильники горящи, и вы будьте подобны людям, ожидающим своего Господа". И зная, что должен делать Израиль тогда, помните: "Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так" (Лк.12.35-36, 43).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn