Воспоминания о моём отце - поэте Н. Ф. Дмитриеве

Евгений Николаевич Дмитриев
ВОСПОМИНАНИЯ О МОЁМ ОТЦЕ - РУССКОМ ПОЭТЕ НИКОЛАЕ ФЁДОРОВИЧЕ ДМИТРИЕВЕ


Опубликованы:


- в подмосковном литературно-публицистическом журнале "Балашиха Голоса сердец" №3(21)2011;

- на официальном сайте Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря;

- на официальном сайте поэта Н.Ф.Дмитриева в рубрике "Очерки":  http://nikdmitriev.narod.ru
 
               

СКАЗКА О ЧЕТЫРЁХ КОТЯТАХ


Отец, когда я был совсем маленький, иногда рассказывал мне на ночь сказки. Среди других у него была своя особенная сказка с продолжениями. Сказка эта была о приключениях четырех котят. Начиналась она словами: «Жили-были четыре котенка: один – белый, другой – серый, третий - зеленый, четвертый – синий». Они в сказках путешествовали, попадали в разные непредвиденные ситуации. Истории с котятами были очень интересными, я с удовольствием их слушал и засыпал. Мне в то время было около трёх лет. Несмотря на то, что прошло уже много лет с тех пор, эти сказки мне настолько понравились и запомнились, что в наши дни я их рассказываю уже своему сыну, и он с огромным удовольствием слушает их.


ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЦДЛ


На всю жизнь запомнилось мне одно из выступлений моего отца, когда он перед огромной аудиторией со сцены читал свои стихотворения. Это было в Центральном Доме Литераторов. Мы с мамой сидели в одном из средних рядов зала, примерно по центру по отношению к сцене. Мне было тогда лет шесть.
Я прекрасно помню те чувства, которые меня охватили, когда мой отец вышел на сцену и подошел к микрофону. Я сиял от счастья. Я улыбался во весь рот. Отец сначала посмотрел на зрительный зал и увидел меня. Наши взгляды встретились. Ему тоже захотелось мне в ответ улыбнуться, и он чуть-чуть улыбнулся. Но надо было приступать к прочтению стихотворений, он сдержал себя, заминки не было, и выступление началось. Уже после выступления я спросил его: «Папа, ты видел меня, видел, как я тебе улыбался?» На что он ответил: «Конечно, видел, сынок!» Я очень гордился тем, что мой отец – известный человек и выступает на сцене перед такой большой аудиторией.


ДЕРЕВНЯ АНИСЬКИНО


В 1980-х мы всей семьей регулярно ездили к бабушке моего отца, Прасковье Ивановне, в деревню Аниськино, расположенную в Петушинском районе Владимирской области. Прасковья Ивановна всю свою жизнь прожила в этой деревне, пережила времена царствования последних двух царей, революцию, а также Первую и Вторую мировые войны.  Здесь Прасковья Ивановна от мужа Федора родила четверых детей: двух мальчиков – Алексея и Сергея и двух дочерей – Надежду и Клавдию. Клавдия Федоровна – мать Николая Дмитриева. Деревня Аниськино стала его второй родиной. Будучи взрослым, когда у него была уже своя семья, он регулярно возил нас к своей бабушке в деревню, за что мы были ему благодарны. По дороге в деревню, а дорога занимала четыре с половиной часа, отец любил рассказывать разные истории о грибных и ягодных местах, о том, как он находил вдруг полянку, усеянную белыми грибами или подберезовиками, и всегда он рассказывал эмоционально, поэтому слушать было очень интересно. Он был из тех грибников, которые чувствуют себя в лесу, как дома - всякий раз, когда он уходил за грибами, он всегда возвращался с наполненным доверху ведром или корзиной. Бабушка Паша всегда радостно принимала нас, и мы тоже очень рады были ее видеть. Она сразу приглашала нас за стол, ставила большой самовар на углях, а к самовару – булочки и пирожки собственной выпечки. Мама выкладывала на стол гостинцы. Будучи в деревне, мы ежедневно с отцом ходили по грибы и по ягоды. Недалеко от деревни есть озеро «Черное». Почти что каждый день мы ходили купаться на это озеро. Отец умел и очень любил плавать. Он мог плавать как угодно: брасом, кролем, баттерфляем, на спине. Мог даже вовсе не плыть: лежал на спине на воде и не предпринимал никаких усилий, долго так вот мог отдыхать. Озеро в длину составляло около двух километров. Ему ничего не стоило переплыть его туда и обратно, не переворачиваясь на спину для отдыха. Он научил и меня плавать. Но так, как он умел плавать, я до сих пор не умею. Из деревни домой мы всегда возвращались в отличном настроении, с несколькими ведрами ягод и грибов, большую часть которых составляли благородные грибы.


СЕЛО АРХАНГЕЛЬСКОЕ


Несколько раз мы всей семьей ездили на родину отца в село Архангельское Рузского района Московской области. Одна из этих поездок в середине 1980-х годов особенно мне запомнилась. В тот раз мы приехали под вечер. Был теплый летний день. Надвигалась гроза. Деревня Архангельское обладает удивительной особенностью: если где-то неподалеку проходит грозовой фронт, то он обязательно пройдет над этой деревней и устроит здесь светопреставление: молнии, громы. Интересно и громко. Но гроза еще была далеко, и отцу очень захотелось до грозы успеть сходить на кладбище навестить своих родителей: Федора Дмитриевича и Клавдию Федоровну. А я в свою очередь очень захотел пойти с отцом. Мама была и против того, чтобы отец один ходил, и против того, чтобы мы шли вдвоем. Но, когда мы убедили маму, что мы быстро вернемся, только туда – и сразу назад, мама согласилась. Однако перед тем как пойти со мной, отец меня спросил: «А тебе не страшно вечером на кладбище идти?» Мне тогда было лет десять. Я на полном серьезе ответил ему: «Нет, а чего бояться, ведь если покойники выйдут к нам, бабушка и дедушка скажут, что мы их родственники, и ничего плохого не случится!» Мы сходили, навестили, постояли немножко и вернулись назад к маме, которая ждала нас около палатки.


ИЗВЕСТНЫЙ ПОЭТ


В 1980-х годах мы несколько раз летом ездили на море на юг. Во время одной из этих поездок произошел один забавный, незабываемый случай. Приехали мы в Сочи. Остановились в гостинице. В первый же день было решено пойти на природу: приготовить шашлык, отпраздновать первый день приезда да и, вообще, подышать южным морским воздухом. На природе мы немного задержались, солнце уже заходило за горизонт, пора было возвращаться, иначе мы рисковали бы идти в гостиницу в полной темноте: на этих широтах сумерек практически нет, с заходом солнца моментально темнеет, и наступает ночь. По дороге в гостиницу отец с мамой делились впечатлениями о первом дне, проведенном здесь. На первом этаже гостиницы к нам подошла служащая гостиницы, как мы поняли – консьержка, и сказала: «Молодые люди, прошу вас, когда поднимитесь на свой этаж, не шумите!» Отец и мама спросили: «Почему вы так говорите, что-то случилось?» Она объяснила: «Вы, что, разве не знаете? Приехал известный поэт из Москвы! Может быть, он сейчас что-нибудь пишет!» После этого эпизода весь оставшийся
вечер отец и мама вполголоса размышляли, кто бы это мог приехать. Отец сказал, что, наверняка, знает этого писателя или поэта и, как только наступит утро, обязательно выяснит, кто именно приехал и зайдет поздороваться и пообщаться. Наступило утро. Отец спустился вниз. Каково же было его удивление, когда он выяснил, что тот самый известный поэт, о котором вчера говорила консьержка, был он сам, поэт Николай Дмитриев!


ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ СЕМЕНЕНКО


Интересный случай произошел в другую поездку на юг. На этот раз отца и всю нашу семью пригласил сослуживец отца по армии, художник Николай Семененко. Жил он в то время в городе Лазаревское недалеко от Сочи. Он часто приглашал нас к себе в гости, но не всегда у нас была возможность принять его приглашение и приехать. В этот раз получилось. Он был чрезвычайно рад нас видеть. На следующий день он повел нас в горы. Высоко мы не стали подниматься. Но и здесь было интересно: заросли колючей ежевики, какие-то незнакомые южные растения. Мы немного задержались, чтобы отведать этой южной ягоды. Потом мы пошли дальше и через некоторое время вышли на небольшую полянку, где располагались деревянные стол и две скамейки около стола. Отец нес в рюкзаке съестное, которое и выложил здесь на стол. Главным блюдом был шашлык. Отец развел небольшой костерок, и довел шашлык до готовности. Мы вкусно поужинали, то, что не доели, оставили на столе. Быстро стемнело – зашло солнце. В воздухе появились светлячки. Я никогда раньше не видел светлячков. Я был в восторге и громко говорил: «Смотрите, они светятся!» Отец разделял мои эмоции и улыбался. Вдруг, где-то позади нас послышался негромкий шум и какое-то, тоже негромкое, завывание. Мы оглянулись и увидели на столе, за которым мы недавно сидели, каких-то зверей, похожих на волков, но меньших в размере. Я спросил «Кто это?» Друг отца ответил: «Это – шакалы. Видимо, они ждали, когда мы закончим ужинать, и теперь доедают то, что мы не доели». Тогда я спросил: «А они не кусаются?» На что он ответил: «Их не нужно бояться. Они на людей не нападают». Тем не менее, мы уже нигде не задерживались и бодрым шагом направлялись в сторону дома. Эта прогулка запомнилась мне на всю жизнь!


ПОЭТ ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ


Однажды в 2003 году в сентябре к нам в гости, в деревню Аниськино (дом и участок перешли нам по родственной линии), приехал по приглашению поэт Юрий Кузнецов. Я в то время был в Москве. То, что происходило в те несколько дней, в которые он гостил у нас, подробно написано в рассказе отца «Последняя осень поэта» в книге «Зимний Никола». Этот рассказ также можно найти на сайте, посвящённом отцу: http://www.nikdmitriev.narod.ru/ Есть в этом рассказе одна деталь, на которую нельзя не обратить внимания. Отец и Юрий Поликарпович общались. Все шло своим чередом.Но,когда они ехали на «газели», возвращаясь после похода в лес за грибами, Юрий Поликарпович вдруг ни с того ни с сего сказал, и эта фраза никак не укладывается в контекст: «Вот меня всего перетряхнет, и я из большого Кузнецова стану маленьким Дмитриевым». Мой отец, конечно, воспринял это высказывание образно и начал что-то возражать, приводя свои аргументы. Но кто бы мог тогда подумать, что это высказывание можно понимать буквально и что оно имеет пророческий смысл? Кто бы мог тогда подумать, что эти люди станут родственниками, потому что у них будет общий внук (маленький Дмитриев)! И ведь как скоро развивались последующие события, как скоро «затрясло»! В ноябре 2003 года Ю.П.Кузнецова не стало, в августе 2004 года я познакомился с его дочерью, в апреле 2005 года мы женились (жена оставила свою фамилию), в 2008 году у нас появился сын, мы ему дали имя Юра, в честь одного деда, фамилию – Дмитриев - в честь другого деда. Был большой Юрий Кузнецов, появился маленький Юрий Дмитриев! Признаюсь, вышеупомянутый рассказ отца с высказыванием Юрия Поликарповича я первый раз прочитал уже после того, как мы с женой дали имя нашему ребенку, так что первое время после прочтения я пребывал в каком-то особенном состоянии.


О жизни и творчестве поэта Николая Фёдоровича Дмитриева
более подробно можно узнать из материалов, размещённых на сайте, посвящённом поэту: http://www.nikdmitriev.narod.ru