Краеведение в патриотическом воспитании учащихся

Валентин Котюх
                «Краеведение - основа нравственного воспитания народа»
                Д.И. Лихачев

        В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются одинаковые определения краеведения: - это  «совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.»  [3].

        Определение краеведения в Российской педагогической энциклопедии включает в себя именно предмет школьной программы и поэтому оно более конкретно: «Краеведение в школе - изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, школьного микрорайона, города, села, района, области» [4].
                               
        Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем Воронежской области, ее особенностях, достопримечательностях, но и развитие потребности в заботе о будущем, о сохранении исторического, культурного и природного наследия нашего  края.
        Стараниями педагогов краеведение поможет детям приобщиться к истории поколений, укрепит семейные и родственные узы, покажет взаимосвязь поколений,  перерастет  в душе ребенка в любовь к своему краю. Сигурд ШМИДТ,председатель союза краеведов России,академик РАО на съезде краеведов говорил:"Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов".
       Здесь необходимо отметить, что каждый человек желает ощущать себя «кирпичиком в здании жизни», звеном в цепочке его рода-племени. Это желание, видеть себя продолжателем дел своих родителей, семьи, своего поколения педагогам необходимо возвести в апогей обучения краеведению и воспитать подрастающего гражданина достойным приемником дедов и отцов, знающим, что его жизнь -  маленькая частица их жизни и жить, поэтому, надо   так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».
       Сегодня приобретает все больший научный вес и общественный резонанс обращение к собственно «народной генеалогии», т.е. к выявлению данных о линиях родовых связей простого трудового населения. История своего рода и своей местности, история народов населяющих территорию области в прошлом становятся привлекательными  для интересующихся историей учащихся.  Об этом свидетельствуют, в частности,  результаты областных  конкурсов самостоятельных исследовательских  работ  школьников, где они утверждают, что будут достойными продолжателями начинаний своих земляков, что стыдно предать забвению их дела и подвиги.
        Темы и содержание исследовательских работ учащихся показывают, что в большинстве школ области патриотическое воспитание через краеведение стоит на высоком уровне. Эту проблему решают подвижники-учителя, бесплатно или за мизерную доплату. Это подлинные педагоги, учителя - по призванию. Именно от  работы таких подвижников растет интерес школьников к истории отчего дома - Отчизне. Краеведение -  это всегда и «краелюбие», его преподавание не следует навязывать  только ради  учебных часов  педагогу, не обладающему определенными качествами сподвижника, мастера - краеведа.   
        Практика показывает, что не только учителя истории могут воспитывать детей на историко-краеведческих фактах. Преподаватели практически всех   предметов, увлекая детей в социальную действительность родной биосферы, имеют возможность показать положительный опыт жизни и деятельности тружеников и воинов своего родного края, не обходя вниманием трудности, с которыми сталкивался народ в тот, или иной период своей истории.
        Оправдание своих проступков школьники часто ищут в сложности  преодоления многих соблазнов современной действительности, в проблемах правовой и социальной сфер: «Не я такой – жизнь такая!»  Их настрой под негативные стороны окружающей  среды, уход от активной жизненной позиции   должны пресекаться   в корне с пояснением: «Да! Жизнь у каждого своя, а какой она будет - выбирать тебе! В жизни же всегда  побеждают честность, порядочность, доброта людей, любящих свою Родину и готовых ради нее на любые жертвы!»
         Гораздо большей заинтересованности детей в изучении своего края можно добиться совмещением классных занятий с визуализацией историко-культурного и природного наследия своего села, района, города.    В этом направлении широкие возможности открываются через туристические походы, если их планы будут  предусматривать изучение краеведческих  особенностей прилегающей к маршрутам  местности, встречи  с очевидцами и участниками исторических событий, участие в охране и реставрации памятников истории и культуры, сбор этнографического материала, включая данные о традиционном ремесле и многое другое.   Такая целенаправленная практическая деятельность как нельзя лучше закрепляет теоретические знания, полученные на уроках.
       Необходимо также отметить, что всестороннее изучение своего родного края в отрыве  от краеведческого материала своей области и всей страны, создаст однобокое представление школьников о предмете. Местный историко-краеведческий материал должен преподаваться во взаимосвязи с общеисторическими понятиями, а эта связь устанавливаться через события общегосударственного значения, влияющие на динамику жизни локальной территории.
          Одним из значимых  туристско - краеведческих направлений дополнительного образования учащихся является археология. В  педагогической среде нередко это направление называют «школьной» археологией, под которой понимается сложившееся направление участия археологических объединений и кружков школьников в археологических исследованиях. Речь идет не о всех археологических экспедициях с участием школьников, а о тех, которые ориентированы на их привлечение к раскопкам, а потому занимаются с детьми образовательными проектами.  Такого рода взаимодействие выкристаллизовывается в особую структуру, в которой образуется профессиональная и имеющая свои особенности педагогическая деятельность, ориентированная, в конечном счете, на становление деятельной высококультурной и социально адаптированной личности. В печати отдельными авторами такого рода педагогическая деятельность в археологическом движения школьников обозначена термином «педагогическая археология» [2].  Предпринимались и попытки подвести под этот термин теоретическую базу [1]. Однако, как со стороны педагогики, так и со стороны археологии сам термин выглядит неудачно. Как бы то ни было, все же нельзя отрицать, что  археология, как никакая другая наука, способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики и таинственности, окружающий людей этой профессии.  Быть первооткрывателем! Это чувство испытывают ребята, приобщаясь к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Взяв в руки археологическую находку, школьник прикасается к своему прошлому, как бы ощущает «тепло рук наших предков» и  мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы в дальнейшем это чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого и на уроках истории. Именно здесь происходит формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание патриотизма и уважения к другим людям. 
      
     Задачи данного направления выполняются посредством различных форм деятельности. Среди них наиболее важными выступают:
     - Археологические экспедиции. Они делают возможным  погружение школьников в социально-образовательную среду (субкультуру археологов), где главное - это поиск истины, а основополагающие ценности — гносеологические, позволяет школьникам успешно овладевать технологией исследовательской деятельности. Мыслительная деятельность каждого юного исследователя направляется в определенное русло учителем.  Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, а результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются ребятами. Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Что другое может так эффективно способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, как ни найденные в ходе археологических раскопок артефакты.
     - Археологические слеты.  Своеобразие  школьных археологических  объединений, приезжающих на слеты  юных археологов из разных районов области, разные уровни их подготовки не  являются препятствием для их совместной деятельности. Единый подход к исследовательской деятельности позволяет формировать сообщество, в рамках которого каждый участник осознает свою причастность к общему делу и, одновременно, особенности своей деятельности в нем. Основой для возникновения совместной деятельности на слете является потребность его участников в постоянном, систематическом общении, в общении творческом, когда есть возможность реализовать себя.
     - Археологические  разведки-наблюдения. Основной целью этой формы деятельности является периодический осмотр уже известных и поиск  новых археологических памятников, которые подвергаются разрушению, с последующим нанесением их на карту.  Именно краеведы вместе с активными учащимися  должны стать на защиту таких объектов древней истории своего края.
        Специфика этой предлагаемой формы школьной историко-краеведческой деятельности находит свое место в принципах государственной политики в этом направлении и полностью отвечает ее требованиям.
           Так, в  Законе Воронежской области № 63-ОЗ от 23.09.2005 «Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Воронежской области» (в редакции 02.06.2010 № 51-ОЗ) четко указано, что сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений является одной из приоритетных задач политики Воронежской области.
      В свете требований настоящего Закона, 15 ноября 2010 года состоялось первое заседание Общественного Совета по сохранению объектов археологического наследия при губернаторе Воронежской области Алексее Васильевиче Гордееве. Открывая заседание, глава региона обозначил основные задачи, стоящие перед Советом. В своей речи он отметил, что «… на территории Воронежской области известно более 3000 памятников археологии. Это важная часть нашего историко-культурного наследия, которое нам необходимо сохранить. Это наша ответственность перед будущими поколениями. Чтобы охрана археологических объектов стала эффективной, необходимо объединить усилия органов региональной власти, ученых-историков, специалистов-археологов, краеведов и широких слоев общественности. Для этого и создан наш общественный Совет …).
      - Экскурсионная деятельность. Осуществляется через систему областных, районных и школьных музеев, имеющих археологические коллекции, а также посредством  археологического туризма, который должен развиваться на базе музеефицированных памятников археологии, имеющихся в области (государственные музеи-заповедники «Костенки» и «Дивногорье»).
      -  Теоретические занятия. Их содержание составляют проблемы древней истории  Воронежского края в рамках школьной программы на базе регионального компонента.
      - Кружковая и клубная работа.
      -Участие в краеведческих конференциях различного уровня. 
    В настоящий момент можно констатировать, что  во многих районах Воронежской области выстраивается довольно стройная и эффективная педагогическая модель в рамках школьной археологии. Примером тому может служить школьное археологическое движение в Кантемировском районе, которое прошло путь от первого кружка (1985 год) до районного научного общества учащихся «Кочевник» (рук. Ю.В.Горбанев), целенаправленно созданного в 2000 году решением районной администрации. В настоящее время в его состав входят кружки и клубы 12 школ района. Как эффективное средство социализации детей, выступает археологический кружок при школьном историческом музее «Белогорье» в Подгоренском районе (рук., к.и.н., В.В.Кравец), который проводит самостоятельные полевые исследования.
Подобная педагогическая модель в рамках школьной археологии широко распространена и в других регионах России. В общих чертах, ее структуру можно представить в следующем виде:
       Зимний период – теоретические и практические  занятия по археологии и древней истории края, экскурсии в музеи краеведческого профиля.
       Весенний период - подготовка к участию в археологических раскопках.
       Летний период - участие в археологических раскопках на базе областного слета юных археологов «Возвращение к истокам» и в составе профильных лагерей.               
Осенний период - подведение итогов прошедшего полевого сезона, подготовка докладов и выступления на областной конференции.
     В многолетней практике воронежского школьного археологического движения сложились определенные формы работы, которые призваны развивать исследовательский поиск учащихся, создавая единое смысловое и ценностное пространство, включая детей и педагогов в реальное научное сообщество. Об этом хорошо говорят авторы статей сборника
      Школьное археолого-краеведческое движение призвано  выполнять следующие задачи:
       - приобщение подрастающего поколения к пониманию сути исторических процессов древнейшего прошлого Воронежского края в их взаимосвязи с  нынешними проблемами охраны культурно-исторического наследия нашего народа;
      - развитие творческих способностей у детей и молодежи, пробуждение у них интереса к исследовательским профессиям;
       -  содействие профессиональной ориентации учащихся;
       -  повышение роли краеведческих знаний в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников;
       -  выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся, стимулирование творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих вопросы исторического краеведения;
       -  всемерное содействие охране памятников истории и культуры, в частности археологии;
       -  осуществление просветительской и разъяснительной работы среди населения по проблемам охраны культурно-исторического наследия нашего народа;
- развитие историко-краеведческого туризма, как одного из самых действенных условий патриотического воспитания подрастающего поколения, гордости за свое Отечество,  за то богатое и выдающееся культурно-историческое наследие, которое оставили нам предшествующие поколения.
        Большой опыт в организации школьного археологического движения накоплен в соседних городах и городах более отдаленных регионов (Липецке, Ельце, Белгороде, Рязани, Курске, Самаре и др.), основной базой которого являются, как правило,  педагогические ВУЗы. Так, на Рязанщине первые детские археологические объединения появились еще в 1920 – 30-е гг. С первых послевоенных лет основную роль в развитии педагогической археологии начинает играть исторический факультет Рязанского педагогического института. В настоящее время это сложившаяся широкая сеть школьных кружков и клубов («Клуб юных археологов им. В.А. Городцова» при Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике; клубы «Вятич», «Симаргл» и др.). В области широко применяется практика проведения ежегодных  профильных лагерей юных археологов («Вятич», «Ранова», «Вожа», «Лебяжий Бор» и др.), региональных и всероссийских  конференций учащихся.  Не случайно Российский центр детско-юношеского туризма и краеведения в 2003 году принял решение о проведении именно на базе Рязанской области ежегодных Всероссийских профильных археологических лагерей, за что неплохо было бы побороться и Воронежской области, в которой также накоплен значительный опыт подобного вида деятельности.
 
         
                Литература

      Закон Воронежской области № 63-ОЗ от 23.09.05 «Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Воронежской области» (в ред. от 02.06.10 № 51-ОЗ).

      1. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии // Уссурийский краеведческий вестник. — Вып. 3. — Уссурийск, 2004. — С. 5-9.
      2.  Буровский A.M. Предмет и проблемы «педагогической археологии» // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. — Новосибирск, 1990. — С. 26—32
      3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. —  С.295.
      4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. —  С. 920.
       5. Третьяков М.Ф. Детские археологические объединения в Рязанской области //Из истории детского туризма в России (1918 – 2008 гг.).  – М., 2008.
- С. 229 – 235.