Встреча с Сикорским через сорок лет...

Татьяна Дружинина
   Когда-то, лет сорок назад (неужели уже прошло столько?), мне попали в руки стихи Вадима Сикорского. Фамилия его ничего мне не говорила, но что-то заставило открыть небольшую книжечку и начать читать. Это были стихотворные миниатюры, которые сразу запали в душу,  то есть дошли по назначению. Мы все были тогда влюблены, и как юной девушке могли не понравиться строки:

     Вот какие бывают лица:
     Белый лоб, взгляд и светл, и чист.
     Я хотел на тебя молиться,
     И жалел, что я – атеист!

    Или  вот эти, о неразделенной и сложной любви:
     Вырос я, готовый к бою,
     но в иной борьбе
     полоснула ты любовью
     по моей судьбе.
 
     Зашатавшись от измены,
     от тебя такой,
     я ушёл, держась за стены
     доброты людской.

    Сорок лет пролетели, а мне по-прежнему  интересны и дороги стихи Сикорского! Правда, я вдруг увидела  у него и другие, о человеческой судьбе и дружбе, о войне и людях, опаленных ею.  Читаю, и думаю: чтобы понять эти строки, нужно было прожить несколько десятков лет, окончить два учебных заведения, раз семь поменять работу, два раза счастливо выйти замуж, родить и вырастить четырех детей:

     Расстаёшься с людьми, как со странами,
     где провёл свои лучшие дни.
     Но душевными рваными ранами
     о себе вдруг напомнят они.
     А иных, как турист — время скорое! —
     еле вспомнишь и рост и лицо,
     вспомнишь слово вдруг высокогорное
     или взгляд, как в лесу озерцо.

   Удивительно, будучи неверующим, Вадим Сикорский писал такие человечные и светлые стихи, наполненные любовью к людям, что читая их, ощущаешь присутствие Бога!..

     Мне говорят: возмездья берегись.
     Я прожил век ни короток, ни длинен.
     Бывало, надо мной сияла высь,
     бывало, погрязал во мгле, как в глине.
     Мне перепало света стольких глаз,
     чем заплатить — тоской в час испытанья?

     Оплатят ли страданья в страшный час
     всю прелесть мимолетного свиданья?
     Я испытал и боли и беду,
     но было столько солнечных мгновений,—
     сложив, зажжёшь сверхновую звезду
     на небе, что самой весны новее.

    Оказалось, что поэт Сикорский ушел из жизни совсем недавно, в 2012 году.  Он прожил 91 год. Много это или мало? Не знаю…
   Когда-то в одном из предисловий к своей книге он написал: «Главным в поэте я всегда считал уникальную способность оказаться наедине с миром, со вселенной, со звёздами, с самим собой. Умение взлететь ввысь сквозь любые учрежденческие потолки, сквозь стены и этажи увеселительных заведений, сквозь тяжёлые железобетонные стены любых подвалов».
Вдруг я поняла, почему мне так нравятся стихи Вадима Сикорского.  Они – о вечных вопросах: о странностях любви, о человеческой чести, о земном пути:

      Ничто не вечно – ни звезды свечение,
      ни пенье птиц, ни блеск луча
        в ручье, –
      ничто не вечно. Смерть
      не исключение:
      Не может вечным быть небытие.

     В годы перестройки Сикорский оказался в тени, редко печатался.  Но и тогда он чувствовал себя без любви, «как скульптор без глины».  Опять ЛЮБОВЬ!  Друзья пишут, что с некоей долей иронии он называл себя «атлетическим повесой».
Только вслушайтесь в слова стихотворения «Встреча», которые написал этот зрелый и умный мужчина:

      Опасность была не уменьшена
      Ни светом, ни тем, что – народ…
      Почти нереальная женщина
      Навстречу спокойно идёт.
      Из облака солнцем точённая?
      На лбу – неземного печать?
      Нет, мысль, на слова обречённая,
      Об этом должна промолчать.
      Решусь объясниться лишь косвенно:
      Всю мудрость налаженных дней,
      Как нечто никчёмное, косное,
      Забыв, я пошёл бы за ней.
      Устроенность жизни, направленность,
      Всех помыслов, всё, чем я жив,
      Я сжёг, если б ей не понравилось,
      К ногам её пепел сложив.
      Такая мне богом обещана.
      Потупясь – себя отстраня,
      Смертельно опасная женщина,
      Прошла, не коснувшись меня.

     Ну,  разве не Божественная помощь могла подвергнуть человека написать такие стихи? Вот и думаю я: есть ярые верующие, с которыми страшно быть рядом, а есть вроде бы и не верующие, но с искрой Божией в душе и сердце…