Тарас на парнасе с белорусского

Петр Голубков
           I


А знал ли кто из вас Тараса,
Что как-то лесником служил?
На Путявище у Панаса,
Он там у бани близко жил.

Был человек он кроткий, славный,
И водки сроду в рот не брал,
За что в фаворе был у пана -
Пан чтил его и уважал.

Тараса чтила даже пани,
Он ей ни разу не соврал,
Зато болото с утра рани
До темной ночи охранял.

Чуть утро - он ружье за плечи,
Топор уж заткнут за поЯс, -
Всегда так с лесом шел на встречу,
Где птиц бил из ружья Тарас.

Ходил он много, или мало,
Да только сталось как-то раз -
В лесу его беда застала...
Вот что рассказывал Тарас:

          II

«На самого Кузьму-Демьяна
Пошел я бить тетеревов.
Поднялся утром  очень рано, -
Еще до первых петухов.

Иду себе я понемногу
И на пенек чуток присел,
А тут - хлоп-хлоп! - через дорогу
Как будто тетерев слетел.


Решил пальнуть - клац! - не стреляет,
Второй раз – то же! - Надо ж ведь!
Смотрю - а из-за ели валит
Сам косолапый – сам медведь!

Хоть не трусливый я детина,
Но тут затрясся, как осина,
Зубами, как щенок, стучу.
Гляжу – какая-то лесина,
Подумал: дай-ка я вскочу!


           III


Скакнул - промазал, поскользнулся
И в яму кувырком ба-бах!
Летел, летел - как навернулся, -
Аж стало зелено в глазах.

Летел я долго, или мало,
Того никак не понимал,
Но уже сильно рассветало,
Когда на землю я упал.

С земли поднялся, отряхнулся, -
Ведь был в грязи весь, как свинья,
И удивился, ужаснулся -
Где ж это оказался я?

Рукою почесал за ухом
И, из кармана взяв кисет,
Напхал табак, чтобы понюхать, -
Весь день не нюхал, спасу нет!

Когда с глазами стало легче,
Искать медведя перестал.
Закинул вновь ружье за плечи,
По сторонам смотреться стал.


           IV


Ой, ё-моё! Красиво, Боже!
Как будто кто нарисовал!
Цветы красны - и мак, и рожа, -
Как платье кто-то разостлал!

И птицы есть там, очень стройно
Поют, почище соловья!
Ах-ах! Ай-яй ! Ой, ё-моё! Но,
Куда попал, однако, я?

Стоял я долго и дивился,
Разинув рот, вокруг смотрел,
Но вот откуда-то явился -
То ли пришел, то л прилетел -

Парень какой-то круглолицый,
Весь кучерявый, как баран,
А на плечах, как крылья птицы,
Лук был прицеплен и колчан.

- Куда ведет дорога эта? -
Спросил я мальчика тотчас.
- Дорога эта с того света,
Ведет аж прямо на Парнас! -

Ответив так, мальчонка сразу
На крыльях быстро улетел,
Дорогу ж показать Тарасу,
Он, торопясь, не захотел.

          V


Подумал я тогда немного:
Что за шайтан, Парнас какой?
Просто пустился той дорогой,
Взяв в руки крепкий кий такой.

Прошел верст девять той дорогой,
Потом гляжу - гора стоит,
А под горой народу много,
Как будто ярмарка кишит.

Пришел поближе, что за лихо:
Народ не бедный, все паны.
Кто очень быстро, а кто тихо,
На гору лезут все они

И, точно в школе, голосуют,
Готов один другого съесть,
И каждый свою морду сунет,
Чтобы на гору первым влезть.

          VI

И все с собой таскают книжки,
Пот градом из иных бежит,
Друг дружке выдавили кишки.
Аж кто-то из толпы пищит:

«Полегче, братцы, не давите
Мой фельетон, мою «Пчелу»,
Меня ж скорее пропустите
И не держите за полу!

А не хотите, так в газете
Я вас облаю на весь свет,
Как Гоголя в прошедшем лете, -
Я ж сам редактор всех газет! "

Смотрю себе - а этот сивый,
Короткий, толстый, как чурбан,
Плюгавый, очень некрасивый,
Кричит, как угорелый, пан.

Несет большой мешок пан этот,
Битком набитый чепухой.
А там всё книжки и газеты,
Ну, коробейник вот такой!

Товарищ рядом с ним идет
Нести те книжки помогает,
А сам грамматику несет,
Что в семинарьях изучают.

          VII


Вот где-то рядом зашумели,
Народ раздался у конца,
И, будто птицы, пролетели
Четыре славных молодца.

Народ то всё был не таковский:
Сам Пушкин, Лермонтов, Жуковский
И Гоголь быстро мимо нас
Прошли, как павы, на Парнас.

Ну, словом, много здесь народу
Собралось лезть на тот Парнас:
Были паны, хватало сброда,
Как и на свете том, у нас.

Между людьми и я толкался,
Толкался, что есть сил, друзья;
Вот чуточку таки пробрался
И уже лезу в гору я.
          VIII


Залез. Смотрю – там домик новый
Стоит, обычный панский двор,
Кругом него плетень еловый:
Небось, сюда не влезет вор!

А во дворе том свиньи ходят,
Коровы, козы, бараны...
И боги, знать, хозяйство водят,
Коль держат и свиней они.

На деньги в дурака играют
Парнасские там игроки,
Кому ж копеек не хватает,
Тот лупит прямо в городки .

Влез в дом к богам и я, ребята...
Ой, ё-моё! Ни дать, ни взять,
Там, как солдат в казарме клятой,
Богов – ни в жизнь не сосчитать»


          IX

Тарасу чудом то сдается, -
Ну, как в пивбаре он сидит:
Тот трубку курит, тот смеется,
А этот песенку бубнит.

Глядит он, как сапожник крОит
Своим богиням сапоги,
Богини же в корыте моют
Богам рубашки и портки.

Сатурн там, лыко размочивши,
Заплаткой лапти подплетал;
По миру вдоволь походивши,
Лаптей он много истоптал.

Нептун на лавке чинит сети,
Шипы сажает на шесты,
При нем, его наверно, дети
Худые ладят неводы.

          X

Вот Марс дерется с Геркулесом,
А Геркулес, медведь как тот, -
Чтоб тешить старого Зевеса,
Марсу хохол вот-вот помнёт.

Зевес же навзничь лег на печь и
Под низ сермягу подостлал...
Грел на печи он, старый, плечи
И что-то в бороде искал.

Перед трюмо там задом вертит
И маслом мажет волосы,
Лицо своё белилом белит
Венера, видно, для красы.

Амур же с девушками шутит,
Ну, просто даже смех берет!
То он внезапно поцелует,
То шляпку с головы сорвет;

То на гармошке заиграет,
То нимфам песню запоет ,
То одним глазом заморгает,
Как будто бы кого зовет.


           XI

Вот затраслась аж вся гора:
Зевес на печке шелохнулся
Зевнул и крепко потянулся
И говорит: «Уж есть пора!"

Тогда лихая девка Геба
Водочки в рюмки налила
И, с пылу с жару, булку хлеба,
Хлоп! – вмиг Зевесу подала!

Она в служанки в небо взята,
Чтоб есть варить и платье мыть.
Небось, не даром ее плата -
Легко ли стольких накормить?

Вот со всего собрались неба!
Как тараканы вокруг хлеба,
Уселись боги вкруг стола,
И из печи все блюда Геба
Носить к столу им начала.


           XII

Сперва дала она капусту,
Потом со шкварками кулеш,
На молоке баланды вкусной
Нальет, сколь хочешь, только ешь.

И холодец манил студеный,
А с каши сало аж текло,
Да и гусятины печеной
Вволю к богам всем приплыло.

Как принесла ж на стол колбАсы,
Блины овсяны в решете,
Аж слюнки потекли с Тараса
И заурчало в животе.

Боги и водочку пить стали,
Из бочки в стопки так и льют!
А после песни запевали
Ну, как в пивбаре, все поют.

Бах спьяну пел там те частушки,
Что аж нельзя переводить,
Аж застыдились все девчушки,
Так стал противно разводить.

А Зевс тем временем набрался,
Что чуть не носом землю рыл, -
Глаза закрыл он и качался
И вроде что-то говорил.

Хоть не моё то, правда, дело,
Не стоит, может, выдавать,
Любил грехом он тешить тело
И часом ловко подгулять.


          XIII

Но боги наконец-то встали,
Как всё поели, напились.
Во... вместе в дуду заиграли,
Богини прыгать принялись.

И, взяв платок, сама Венера
Пошла «Метелицу» плясать.
Красива, и стройна сверх меры,
Пером не просто описать.

Красна, толста и круглолица,
Глаза подобны колесу,
Юбка, как жар, у молодицы,
И ленты вплетены в косу.

Хватив бокальчик, не иначе,
Амур еще повеселел -
Играть он на свирели начал
И девкам стройно песни пел.

Нептун с красивенькой Наядой
Пошел вприсядку «гопака»;
Небось, и у седого гада
Кровь бродит, как  у казака,

А вот и сам Юпитер с Вестой, -
Пустился, старый хрен, уж в пляс,
Будто жених перед невестой,
Заткнувши руки за поЯс.

А вот и Марс в своих ботфортах;
Он их, наверно, не жалел,
Ведь прыгал с нимфами до пота,
Игрался в жмурки и шалел.

И каждый бог так разгулялся,
Что невозможно удержать.
А тех, кто водки нахлебался,
Прямо под лавку клали спать.

          XIV

Как заиграл трубач «скакуху»,
Никак Тарас не утерпел,
И от порога, что есть духу,
На крышу прыгать полетел.

Как стал притопывать, как хлопнет,
Аж боги все открыли рот:
То он присвистнет, то притопнет,
То быстро по кругу пойдет.

Смотрел Юпитер, удивлялся,
И под трубу в ладоши бил,
В конце к Тарасу он пробрался
И так его остановил:

«А ты откуда сам, приятель?
Зачем пришел ты на Парнас?
Ты кто такой? Ты не писатель?»
«Никак нет, пан!» - сказал Тарас, -

Я сам лесник из Путявища,
Слышь, аж с рассвета со двора,
Пришел сюда к полудню ближе,
Да и домой уж мне пора.

Не был бы пан сейчас так ласков
Домой меня отсюда свесть?
Гуляя по горе Парнасской
Мне очень захотелось есть... »

          XV

Кивнул Зевес - и мигом Геба
Баланду в миску налила
И добрую краюху хлеба,
Сказавши: «Ешь!», - мне подала.

Баланды вкусной похлебавши,
Благодарил я всех богов;
Кошель за плечи привязавши,
Идти домой собрался вновь.

Но тут зефиры подхватили,
Кто за руку, кто за поЯс,
И, словно птицы, потащили
Они меня через Парнас.

Несли на крыльях, словно ветер,
И прямо принесли в наш лес.
Гляжу: уже, наверно, вечер,
Уже на небо месяц влез... »

...С тех пор Тарас уже не ходит
Так очень рано по лесам,
Кому не лень, там нынче бродят,
Воруют бревна по ночам.

Так вот что видел наш Тарас,
К богам взобравшись на Парнас.
Он мне про это рассказал,
Я ж на бумажку записал.

 
* «Тарас на Парнасе» (Канстанцін Вераніцын). Поэма написана в 1855 году и впервые опубликована в газете «Минский листокъ » 16 мая 1889 (http://knihi.com/none/Taras_na_Parnasie.html).