Умереть Нельзя Любить. Публикация 26

Анатолий Образцов
ДВЕНАДЦАТЫЙ
Господи! Передо мной — повешенный, и это — мой погибший в прошлой жизни товарищ Максим.
Но казалось, что его мало волнует положение висящего вниз головой и подвешенного за ногу. Во всяком случае, страданий лицо не выражало, но было строгим и торжественным.
— Приветствую тебя, Путник! Ты прошел больше половины Великих Арканов, но легче тебе не станет, так что расслабляться не стоит. О моем своеобразном положении поговорим позже, а сейчас наблюдай! — с этими словами Хозяин традиционно исчез, а я оказался в пустынной местности перед кочевым жилищем. Было раннее утро, домашние животные подавали свои первые голоса, и хотелось продлить это блаженное состояние. Но из шатра вышел благообразный старик, внутренней тишиной приветствовал окружающий мир и хотел приступить к повседневным делам, когда произошло нечто невероятное — с небес к нему спустилось некое Присутствие, которое больше всего напоминало Ангела из детской Библии. Но голос его был очень внушителен. Реакция старика была благоговейной, но чувствовалось, что ему уже не впервые подобные встречи. Он с готовностью внимал.
— Авраам! Возьми сына своего возлюбленного, все для жертвоприношения, и закалай его на горе — такова воля Бога!
Я чуть не задохнулся. Во-первых, это был ТОТ Авраам — Патриарх и Родоначальник! Во-вторых, я стал очевидцем чудовищного приказа со стороны Бога — принести в жертву сына, которого Он же и дал стареющим родителям. Но с каким же спокойствием собирался Авраам! Это не было равнодушием, но некой неколебимой уверенностью, в истоках и содержании которой мне еще предстояло разобраться.
Весь путь до горы Авраам проделал все с тем же спокойствием, и видно было, что он ни на миг не засомневался в своих действиях. Сложив жертвенный костер, он связал Исаака и приготовил нож.
В душе моей все перевернулось. Была такая буря противоречивых чувств, что разобраться в них оказалось очень сложно. Здесь и ненависть к отцу, способному убить сына; и восхищение спокойствием и покорностью судьбе; и огромное желание предотвратить несправедливость. За этой бурей эмоций я упустил из виду, что знаю продолжение сюжета, но вдруг Библия выдала желаемое за действительное и кровь сейчас прольется? Казалось, я никогда не прощу себе наблюдения и не смогу с этим жить! Вмешаться я не мог, но и принять не мог. И тут в голове моей ярким красным светом тревоги вспыхнуло воспоминание о моем собственном сыне, которого я оставил, уйдя во внутреннее путешествие. А его я не убил? Или наоборот — дал жизнь? Все настолько перепуталось, что я упал от громогласного приказа Аврааму — ОСТАНОВИСЬ! Рука с занесенным ритуальным жертвенным ножом перехвачена — сюжет завершился по-Библейски. Но ведь он заключал в себе огромный смысловой потенциал, который я прямо сейчас должен открыть для себя. Ангел сказал, что Бог увидел готовность Авраама к жертве. Но неужели это надо было проверять таким чудовищным образом?! И тут мобилизовался мой багаж, полученный в предыдущих Арканах, и я самым чудесным образом на какой-то миг стал единым целым с Патриархом, наши сознания объединились. И этого мига оказалось достаточно…
Казалось, я целую вечность лежал в полном оцепенении, пытаясь осмыслить увиденное. Оказывается, вся эта картина — для меня и мне подобных, это великая аллегория высшей жертвы, которую готов заплатить человек за познание себя. Авраам принял все от Бытия, Бога задолго до описанной сцены — именно благодаря принятию он и смог услышать приказ Господа. Сына послал ему Бог — Он же имеет право и забрать. И цельный человек не будет в первом случае благодарить, а во втором — проклинать. Он принял обе стороны монеты, взял ее целиком — и тем самым принес самую большую жертву, отдав себя Богу.
Картина сменилась — и я вновь увидел Того, Чей светлый образ согревал теплом нарождающееся Духовное сердце. Иисус стоял окровавленный, с терновым венцом на голове перед судилищем. И Первосвященник ставил непростой вопрос. Он говорил о том, что из-за этого человека может разгореться ненависть императора — и тогда погибнет весь народ. Так не лучше ли одного принести в жертву, обезопасив, таким образом, многих. По Римскому обычаю, он должен быть распят, а народ спасен — не в этом ли заключалось Учение этого дерзкого человека? Аргументы казались очень логичны, и я знал — хотя моего голоса никто не услышит, решение должно быть принято и мной.
Снова сменилась картина — и я оказался перед шатром Авраама, но еще до первого эпизода. Сейчас он как раз принимал карающих посланников Господа, идущих исполнять приговор Содому и Гоморре, и говорил с Богом о возможности помилования. И таковое могло быть, но ради нескольких праведников. К сожалению, таковых не оказалось — только Лот — племянник Авраама с дочерьми был выведен из заблудших городов.
И снова я на судилище, но мне начинает открываться понимание. Не может быть торга, когда речь идет о человеке, его высшей жертве. Только Он сам вправе решать — и ведь Иисус говорил об этом: “Имею власть отдать жизнь, и имею власть принять!” Значит, судят не Его, а себя! А праведниками мир оправдывается, обретает смысл своего существования. И если принимаешь его во всей полноте — это и есть главная жертва, которую может человек преподнести Бытию.
Мой голос услышан, и я перед Повешенным.
Максим, здесь Хозяин Аркана, — сказал: “Никто не разделит твоих убеждений, никто не поймет и не оценит твоей жертвы; ты в одиночестве подвешен между Небом и Землей, между Духом и Материей. Но ты обнаружил свои корни — и теперь твоя Искра Божественного даст возможность ростку Духовного сердца пробиться сквозь все наслоения. До встречи, Путник, и счастливого тебе Пути!”.
После этих слов — вспышка, и библиотека. Я сижу за столом, но внутри меня рождается что-то новое, свежее, прекрасное — это даже багажом назвать нельзя. Моя бдительность повысилась до предела — я теперь чувствовал Высшую ответственность. А рука уже спокойно потянулась к книге.