Соне Либкнехт

Маргарита Школьниксон-Смишко
Wronke 19.04.1917

Сонечка, моя маленькая птичка!
Я вчера была сердечно обрадована вашей открыткой, хотя она звучала так печально. Как мне хотелось бы сейчас быть с вами, чтобы опять вас развеселить, как тогда после ареста Карла*, когда мы обе — помните ещё? - в кафэ Фюрстенхоф нашим смехом обратили на себя внимание посетителей. Как тогда было хорошо, не смотря ни на что!  Наша ежедневная погоня утром за автомобилем на Потсдамер площади, потом поездка в тюрьму через цветущий Тиргартен, и тихая Лертер штрассе с высокими вязами, потом на обратном пути обязательная остановка в Фюрстенхофе, потом обязательное посещение меня на Южной**, где всё цвело в майском великолепии, уютные часы в моей кухне, где вы и Мими за накрытым белой скатерью столом терпеливо ожидали результата моего кухонного искусства (помните ещё зелёные бобы по- Парижски?) Потом столик с цветами и Гёте, и тарелочка с компотом, которую я вам соорудила в лоджии. Ко всему прочему  я живо вспоминаю неизменную тёплую солнечную погоду, только при ней бывает по-настоящему радостное весеннее настроение. Потом вечером моё обязательное посещение вас, в вашей милой комнатке — мне так мила была ваша роль домохозяйки, стоящей у стола, разливающей чай, и, наконец,  в полночь наши взаимные провожания по тёмным улицам домой! Помните ли вы сказочную лунную ночь на Южной,  когда я вас провожала домой и один фронтон дома своими чёрными контурами на фоне тёмно-синего неба показался нам старой рыцарской крепостью?
Сонюшка, мне хотелось бы постоянно быть рядом с вами, говорить или вместе молчать, чтобы вы не впадали в ваше тёмное настроение. В вашей открытке вы спрашиваете:»Почему всё так?». Девочка, «такова» была в жизни всегда, всё к ней относится: страдание и разлука и тоска. Нужно всегда принимать её со всем и ВСЁ находить хорошим и к месту. По крайней мере я так поступаю. Не из надуманной мудрости, а просто по моей природе. Инстинктивно я чувствую, что это единственный способ жить, и поэтому действительно чувствую себя счастливой в любой ситуации. Я не хотела бы что-то убрать из своей жизни и что-то чтобы было по-другому, чем было и есть. Если бы мне удалось вас подвинуть к такому восприятию жизни!...
Я вас ещё не поблагодарила за фото Карла. Как вы меня им обрадовали! Это действительно, был самый хороший подарок ко дню рождения, который вы могли мне сделать. Он стоит в хорошей рамке у меня на столе, и преследует меня по пятам своим взглядом (Вы знаете, что бывают такие картины, которые, кажется, на тебя смотрят, куда бы их не поместили). Фото очень удалось. Как должен Карл радоваться сообщениям из России! Но и у вас есть личный повод быть радостной: теперь ничего не помешает вашей маме к вам приехать! Вы об этом уже подумали? Ради вас я желаю срочно солнца и тепла. Здесь всё ещё находится на стадии почек, и вчера у нас шёл снег. Как-то там  у меня в «южном ланшафте» всё выглядит? В прошлом году мы обе стояли перед решёткой (балкона) и вы любовались роскошью флоры...
Сонечка, не мучайте себя письмами.Я хочу вам чаще писать, мне же вполне достаточно, если вы напишите коротенький привет на открытке! Попытайтесь чувствовать себя свободнее, занимайтесь чаще ботаникой. У вас есть мой маленький атлас цветов? Не беспокойтесь и не грустите, дорогая, всё наладится! Вот увидите!
Я вас сердечно обнимаю, вечно ваша, Роза

*1 мая 1916 года Карл Либкнехт был арестован за организацию мирной демонстрации и осуждён сначала на 2 года, потом срок увеличили на 4 года и 1 месяц. Соня была второй женой Карла с 1912 года, и была моложе его на 13 лет. В "наследство" ей достались два сына и дочь Карла от его первого брака (первая жена умерла после операции в 1911 году)

** район Берлина

фотография семьи Либкнехта 1913 года