Сегодня наш неутомимый медиум, пресытившись современными спорами и раздорами, мысленно рухнул вглубь веков и, очутившись в древнем Риме, вступил в разговор с неким поэтом и автором мимов (коротких сценок из бытовой жизни древнеримского общества)Публием Сиром. Об его собеседнике известно лишь одно: он жил в 1-ом веке до н.э. Однако отсутствие биографических сведений не помешало их оживленной беседе:
Публий Сир: «Сомнение есть первый подступ к разуму»
М. – Уважаемый Учитель, не кажется ли странным, что я обращаюсь с вопросами о жизни к Вам, жившему более 2-х тысячелетий назад?
П.С. – Завтрашний день — ученик вчерашнего.
М. – Именно. Тогда приступим: кто, по-вашему, может считаться счастливым человеком?
П.С. – Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
М. – Обычно люди считают счастливыми тех, кто добился в жизни успехов: славы, богатства, власти. То есть тех, кому покровительствует судьба.
П.С. – Судьба – стекло: блестя, разбивается.
М. – Вы считаете, что счастье – понятие преходящее?
П.С. – Счастье легче найти, чем сохранить.
М. – А нам всегда внушали, что за счастье надо бороться. Разве нельзя, в конце концов, его завоевать?
П.С. – Фортуна многое дает в пользование, ничего – в собственность.
М. – Как тяжело, наверное, приходится ее любимцам, когда она вдруг все отнимает.
П.С. – Фортуна ничего не отнимает у нас, кроме того, что дала.
М. – Конечно, но ведь ее баловни привыкли к ее милостям.
П.С. – Привычка к благополучию – наихудшая привычка.
М. – Почему Вы так думаете?
П.С. – Фортуна делает дурнем того, к кому слишком благоволит.
М. – Что Вы говорили тем, от кого она внезапно отвернулась, в ответ на их жалобы?
П.С. – Сам виноват, так на судьбу не жалуйся.
М. – Разве всегда виноват человек, совершающий ошибки?
П.С. – Повторенная ошибка становится виной.
М. – А как поступать, чтобы, по русской пословице, не «становиться дважды на одни и те же грабли»?
П.С. – Нужно долго подумать, прежде чем твердо решить.
М. – Что толку в длительном размышлении, если человек не слишком умен?
П.С. – Раздумье научает смертных разуму.
М. – Судя по моему опыту, далеко не всех. Может быть, лучше в сложной ситуации спросить совета у опытных людей?
П.С. – Кто глуп, тому не впрок советы умного.
М. – Иногда и неглупый человек теряется, попав в беду.
П.С. – В беде уже поздно о совете спрашивать.
М. – А что же делать?
П.С. – От всякой боли средство есть – терпение.
М. – Терпение, конечно, великая добродетель, но ведь оно не бесконечно – может и лопнуть.
П.С. – Кто многое терпит, дождется того, чего он не сможет терпеть.
М. – Вот видите. Я тоже так считаю. Почему некоторые люди испытывают терпение окружающих, прощающих им недостойное поведение?
П.С. – Кому дозволено больше, чем следует, желает больше дозволенного.
М. – Разве не следует всегда прощать ближних?
П.С. – Простив проступок, побуждаешь к худшему.
М. – Вы думаете, что обиду не следует спускать или не замечать?
П.С. – Снося обиду – вызываешь новую.
М. – Это верно. Но если никому ничего не прощать, то не с кем будет общаться.
П.С. – Не прощать никому и прощать всем – одинаково жестоко.
М. – Господи, как же поступать?!
П.С. – На кого не хочешь часто сердиться, рассердись один раз.
М. – Понятно. Но и это решение должно быть продумано?
П.С. – Нигде так не полезно промедление, как в гневе.
М. – Если бы все это помнили, то не ранили бы друг друга злым словом, сказанным сгоряча.
П.С. – Обидеть легче, чем обиду вытерпеть.
М. – Ну, разумеется. А ведь иногда люди наносят обиду ближним не в пылу ссоры, а из любви к злословию, ехидным тоном унижая собеседника.
П.С. – Злой язык – признак злого сердца.
М. – Возможно, эти люди так компенсируют недостаток самоуважения?
П.С. – Злословящие о других чаще всего осуждают самих себя.
М. – Думаю, они этого не понимают. Зато по отношению к вышестоящим их речи становятся вкрадчивыми и льстивыми.
П.С. – Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, лесть насмехается.
М. – Не знаю, как насчет уважения, а сделать карьеру и добиться успеха лесть нужным людям очень помогает.
П.С. – Добьется льстивый, где спасует доблестный.
М. – Вот именно. Приличному человеку во все времена трудно достигнуть высокого положения в обществе и богатства – ему мешают принципы и совесть.
П.С. – Еще ни один достойный человек не стал вдруг богатым.
М. – Возможно, ему и не нужно большого состояния – слишком хлопотно.
П.С. – Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается.
М. – Сегодня мы стремимся вслед за цивилизованным Западом построить замечательное либеральное общество потребления, где уважающие себя люди должны иметь всего-всего как можно больше. Не правда ли, это путь к счастью?
П.С. – Стремиться к излишеству – значит гоняться за лишениями.
М. – Да, наверное, разумному человеку для спокойной жизни хватит и самого необходимого.
П.С. – Бедности не хватает немногого, скупости – всего.
М. – Меня всегда удивляло, почему миллионерам непременно хочется стать миллиардерами? Ведь прожить столько денег невозможно, а с собой на тот свет ничего не возьмешь. Потом наследники начинают воевать между собой. А некоторые чудаки завещают огромное состояние любимой собачке. Зачем людям несметное богатство?
П.С. – Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.
М. – То есть они порабощают?
П.С. – Деньги, если умеешь ими пользоваться, рабы, если не умеешь – господа.
М. – Они заглушают голос разума?
П.С. – Когда убеждает золото, речь бессильна.
М. – Возможно. А ведь это золото надо еще уберечь от всяких посягательств!
П.С. – Нелегко сберечь одному то, что нравится многим.
М. – Конечно, есть много способов охранять сокровища, но всего не предусмотришь.
П.С. – Невидимое зло всего тревожнее.
М. – Зато есть возможность деньгами привлекать людей на свою сторону.
П.С. – Небольшой долг создает должника, долг побольше – врага.
М. – Разве денежные дела так осложняют отношения между людьми?
П.С. – Должник не любит видеть порог своего кредитора.
М. – И он, вероятно, становится врагом, когда не может вернуть долг?
П.С. – Получать, когда не можешь вернуть, – значит грабить.
М. – Такой человек наверняка думает, что ему деньги нужнее, чем богатому. И явно благодарности не испытывает. А если некий меценат просто оказывает нуждающимся безвозвратную материальную помощь, помогает творческим людям, например, – это ведь хорошо?
П.С. – Принимать благодеяние – значит продавать свою свободу.
М. – Наша творческая интеллигенция, принимая деньги от олигархов, скорее всего так не считает.
П.С. – Приняв услугу, расстаешься с вольностью.
М. – То есть человек, оказавший нам услугу, всегда может напомнить о ней и предъявить счет, потребовав чего-то взамен. И мы, в знак вечной признательности, обязаны принять этот счет к оплате. Вы думаете, это правильно?
П.С. – Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь про те, которые ты сам оказал.
М. – Мы не помним об услугах, оказанных нами от души близким людям, родным и друзьям-приятелям. «Ну как не порадеть родному человечку», мило сформулировал Фамусов у А.С.Грибоедова склонность нашего человека к кумовству. Однако родственники тоже разные бывают: иногда наносят вред хуже врагов, в то время как помогают нам чужие люди.
П.С. – Взаимная благожелательность есть самое близкое родство.
М. – Вот это верно. Настоящий друг бывает ближе всех родных.
П.С. – Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
М. – Увы, человеческие отношения довольно хрупки. Как их надолго уберечь?
П.С. – Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании.
М. – То есть даже с близкими людьми следует соблюдать осторожность?
П.С. – Будь осторожен даже в безопасности.
М. – А в трудной ситуации тем более?
П.С. – Беда принуждает ко лжи даже честных.
М. – Надо ли простить ложь, учитывая, что солгавший попал в сложное положение?
П.С. – Всегда бойся того, кто однажды тебя обманул.
М. – Действительно, ведь жизнь богата разными коллизиями, и нет гарантии, что раз обманувший не будет обманывать тебя снова и снова. Значит, стоит опасаться даже друзей?
П.С. – Кто опасается друга, тот учит, чтобы и друг его опасался.
М. – Думаю, отношения, в которых имеют место взаимные опасения, никак нельзя назвать дружбой. В дружбе, по-моему, самое ценное – это полная искренность и равенство.
П.С. – Дружба или связывает равных, или делает равными.
М. – Только от друга мы можем без обиды выслушать нелицеприятную критику.
П.С. –– Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду.
М. – Как лучше самому высказать правду, чтобы не обидеть приятеля?
П.С. – Увещевай друзей втайне, хвали прилюдно.
М. – С друзьями можно и поспорить на разные темы. Как следует вести спор, чтобы не получился диалог двух глухарей?
П.С. – Важно точно знать, в каком смысле разуметь каждое слово.
М. – Да, это главное. А правда ли, что в спорах рождается истина?
П.С. – В излишних спорах теряется истина.
М. – Так тоже бывает. Лишь бы споры не перерастали в ссору.
П.С. – Ссора – всегда наихудший аргумент.
М. – Да, не каждый человек умеет вовремя остановиться и в пылу спора не перейти на личность оппонента. Но его все-таки можно простить.
П.С. – Умей прощать, и мощь твоя умножится.
М. – Насчет мощи не знаю, но лишь бы из-за пустяков не растерять близких. Ведь их всегда мало. А в сложных обстоятельствах поддержка друзей особенно важна.
П.С. – Счастливые обстоятельства создают друзей, печальные – их испытывают.
М. – Как грустно, если друзья в трудную минуту не оправдывают наших надежд.
П.С. – Чаще сбываются опасения, чем надежды.
М. – Терять надежду на дружеское участие, находясь в беде, особенно горестно. Это состояние потрясающе передал В.Шекспир в сонете №90, хоть и речь шла об утрате любви.
Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.
Итак, прерванная дружба – действительно большое горе.
П.С. – Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно, и не начиналась.
М. – Значит, тот, кого мы считали другом, таковым не являлся?
П.С. – Притворный друг гораздо хуже злейшего врага.
М. – Тогда нам повезло, если он сам нас покинул. Но иногда смерть уносит настоящего друга, и с этим невозможно смириться.
П.С. – Человек умирает столько раз, сколько раз теряет близких. Потеря друга – величайшая из потерь.
М. – Да, знаю по себе. К несчастью, нет человека, прожившего жизнь без таких потерь.
П.С. – Любви и смерти избежать невозможно.
М. – Тогда поговорим о любви. Всегда ли она приносит только радость?
П.С. – В любви тоска соперничает с радостью.
М. – Возможно, дело в том, что возлюбленная подчас не самая добродетельная особа?
П.С. – В любви наружность значит больше, чем авторитет.
М. – Да, красота сразу бросается в глаза.
П.С. – Красивое лицо – немая рекомендация.
М. – Но к наружности быстро привыкаешь, а характер проявляется не сразу.
П.С. – Когда любишь, не знаешь, а когда знаешь, не любишь.
М. – Неужели не получается и любить, и не заблуждаться?
П.С. – Любить и быть разумными едва ли могут даже боги.
М. – Зато влюбленность дает столько счастливых иллюзий!
П.С. – Иногда счастье содержит в себе частицу глупости.
М. – Значит, разум – наш враг, если он отнимает столь сладостные заблуждения?
П.С. – Конец любви кладет не разум, а время.
М. – Да, проходит время, и та, кого мы любим, уже смотрит в другую сторону. Как отомстить тем, кто нам изменяет?
П.С. – Нарушение любовных клятв ненаказуемо.
М. – А главное, бесполезно. Ведь прошедшего не вернешь. Но с такой обидой нелегко справиться.
П.С. – От всех обид спасение – в забвении.
М. – Да, лучше все забыть и жить одному.
П.С. – Ищет одиночества желающий жить только с невинными.
М. – Разве это плохо? Можно заниматься, чем пожелаешь, и никому не желать зла.
П.С. – Не делать зла – и то благодеяние.
М. – Конечно, удержаться от зла в больном и порочном обществе не так просто.
П.С. – Видя чужие пороки, мудрый избавляется от своих.
М. – Где же набраться мудрости и силы характера, чтобы побороть собственную натуру?!
П.С. – Не попробовав, никто не знает, на что он способен.
М. – Зато, если я хоть как-то в этом преуспею, то почувствую законную гордость, и не без основания.
П.С. – Славнейшая победа – победа над самим собой.
М. – Хотелось бы когда-нибудь пожать ее плоды.
Уважаемый Учитель, боюсь, наша беседа Вас утомила, а вопросов еще очень много. Мы, как всегда, переживаем сложный исторический период: одни политики сулят нам грядущую катастрофу и крах государства; другие – начало возрождения и усиления мощи того же государства, и обыватель вроде меня просто не знает, кому верить. Приходится во всем сомневаться.
П.С. – Сомнение есть первый подступ к разуму.
На той обнадеживающей фразе наша беседа закончилась.
Продолжение следует…