Незабываемые будни моего военного детства...

Велвел Бен-Моше
-1-

                (1941 - 1945г.г.)
Холокост!-
         То Яры,
                а над  ними  Холмы…
И расстрелянных 
                стоны
                из-под земли!..
Холокост!-
           Крематориев дым-
                нестерпим!..
С жертв костей-
                этот  смрад,
                этот дым…
Холокост,
                Геноцид
                и  Шоа-
Это все о тебе,
                это все про  меня!
Нет,
         не просто
                с надрывом слова!-
Это знак
           на спине,
                и в груди навсегда!..

   (Из моих, Подвального С.Л., воспоминаний, записанных в феврале 2008 года)
            (литературная обработка брата, Аерова Владимира в 2012г.)

А  сейчас, в 2012г. мне почти 74 года. Родом я с Украины, Одесской области. А  живу в России, г.Воронеж. Сделал  научную карьеру – Академик РАЕН и МАИ(Доктор наук, Профессор, Заслуженный деятель науки) Есть сын, внук. К сожалению - есть и «букет» хронических болячек..
Семьдесят четыре года - за это  время  сменяется 3-4 поколения (по статистике  - каждые 20ть лет!) И у каждого поколения, конечно же, есть свои испытания.…  На моё поколение выпало одно из самых тяжёлых - ВОЙНА! (хотя, наверно, каждое поколение считает свои испытания самыми тяжёлыми…)
Когда началась Война, та самая - Великая и страшная!.. мне было не полных  3-и годика. 
И жили мы с отцом и мамой, недавно закончившими  Одесский с/хоз. институт, в Молдавии,   в
  г. Дубоссары. 
Отец мой, Подвальный Леонид (Лев ) Борисович, еще в мае 41-го был призван на военные , офицерские сборы, а от туда, не заходя домой, прямиком  на фронт, в действующую армию. И смогли мы его увидеть… уже только в октябре 47-го,  через 2-а года после Победы  и демобилизации из армии.
Ему пришлось многое пережить:  румынский плен, а после него - советский лагерь и штрафбат.…Был ранен, контужен и после лечения в госпитале, опять действующая армия…Он просто чудом остался жив! (Но это все - уже  отдельная история…)
С началом войны  мама, оставшаяся сама с малолетним ребёнком в г. Дубоссары, приняла решение ехать со мной в Кодыму, откуда мы были родом и, где жил её отец, мой дедушка Бенцион Шойхет и большинство наших родственников…(У дедушки было 9-ть детей!)  От туда  они попытались доехать почему то до Киева, но попали в окружение и… снова  оказались в Кодыме ! В своих воспоминаниях мама подробно описывает все перипетии тех окаянных дней, включая дни оккупации, жизнь (а вернее- существование! ) в  Чечельницком гетто…со всеми нашими нечеловеческими  мытарствами…
У меня же, в моей детской памяти остались только отдельные, самые яркие (правильнее- жуткие!) воспоминания…(которые, очевидно, частично перемешались с рассказами матери…)
На самом деле, первое и самое ужасное впечатление, как удар молнии!- это  пережитый нами,  массовый расстрел евреев в Кодымском яру!  Это случилось 12-го января 1942г…
Помню: зима…холодно, мороз, волнение мамы, угнетённость, страх людей вокруг… лай собак …брань и выстрелы! Дед толкает нас и прыгает сам в яму (яр).  …Затем долгое лежание в снегу,  с зажатым  рукой матери ртом, чтобы я не закричал и не выдал себя тем самым, стрелявшим в нас, полицаям из местных жителей. …  Они  делали  теперь «контрольные выстрелы»!.. Но всё, с Божьей помощью, обошлось…
Зимой темнеет рано. И когда палачи ушли, мама вынесла меня из расстрельной ямы... Повезло? Или так было угодно Богу?! И… мы пошли в ночь! За это время  у меня отморозились пальцы на обеих руках! Помню адскую боль, когда мне оказывали первую помощь в одном из домов (кажется, это было в с. Ивашкове) - Мои руки погружали поочередно то в холодную,  то в горячую воду, но это мало помогало. … И потом, все годы в гетто, прошли у меня под знаком борьбы с этой  моей бедой.
И так, почти двое суток  мама несла меня на руках через несколько деревень, где нам оказывали минимальную, посильную  помощь, но оставлять боялись  и направили к Чечельнику, где было еврейское гетто.
Лекарств, естественно, не было никаких и, периодически приходилось менять самодельные бинты - из лоскутов одежды. … Насквозь пропитанные кровью, они отдирались вместе с кожей и мои крики, наверно,  запомнили все, кто был  в бараке!
(Эта боль и страх стали моими постоянными спутниками не только в гетто, но и ещё долго после войны…) Все два года в Гетто шла борьба за мои пальцы на обеих руках. Из 10 пальцев: 4 пальца  всё же уцелело, а ещё  4 были изуродованы, от остальных 2-х  - остались только части. Но всё-таки мама не дала их ампутировать! И я  смог потом этими изуродованными руками писать и более-менее всё делать. Но эта «черная метка» войны со мной осталась на всю жизнь - как только начинаются холода, боль  в руках, суставах пальцев напоминает о тех страшных днях, ночах и годах.!
В ГЕТТО все взрослые работали на принудительных и, каких - то бессмысленных работах, а мы, детвора, обходили свалки и другие места, где можно было надеяться поживиться чем-нибудь съестным…

-2-
Рядом с местом, где мы ютились, был какой-то небольшой заводик- маслобойня. (Через много лет, по приезду в Чечельник, я уже не  смог его разыскать !? ..) Но его отходы и промывные воды пахли съестным. … И мы часто проводили время у этих грязных вод ….
Голод так прочно засел в нас, что даже спустя 50-60 лет, у меня остался инстинкт организма:  «Надо съесть все, что подали на стол!».  Очевидно, организм думает, что это может быть последняя пища?..
 Постоянные голод, страх и борьба за выживание - сделали нас, малышей, старше на много лет!
И мы  даже всех взрослых называли, как равных -  по именам,  независимо от возраста.
Ведь при внезапных налетах немецких фашистов и пьяных полицаев, мы должны были самостоятельно, как взрослые, решать проблемы  своего спасения! Меня  даже тренировали, чтобы  по счету до  10ти - спрятаться под кровать или за шкаф вместе со своей одеждой, которая могла им указать на мое присутствие в доме. Кто не успел спрятаться, того пьяные каратели расстреливали: и старых, и больных, и детей …ВСЕХ! И вот, на примерах погибших, (весьма убедительно!..) нас учили искусству выживания… Потому, что при очередном налете - взрослых могло и не быть в бараке  !.
Нас, близких родственников, в гетто было несколько человек. Вместе с моей мамой- Рахилей Подвальной ( девичья- Шойхет) в гетто были : Мой дед- Шойхет Бенцион Абрамович,1879 года рождения; его родная сестра, тетка моей матери- Шойхет Молка(Малка) ( по мужу Кравченко);  вторая сестра дедушки- Шойхет Этя ( по мужу Калманович).
А нас, малышей было шестеро  на трех мам и одного старика-дедушку. А еще были более далекие родственники: из Кодымы, Балты, Чечельника, Попелюхи-
Эти маленькие поселки, бывшей когда то «Черты оседлости», были недалеко друг от друга и везде была еврейская родня. … Так, что в гетто нас, голодных ртов было много, а реальным добытчиком пищи оказался один  наш дедушка Беня!
По профессии он был - скорняк ( «кожухарь» - по-украински, «кержнер» - по-врейски….) Он сам  вручную выделывал сырые шкуры, затем  сшивал, кроил по размеру и фасону (требованию заказчика…), опять же вручную сшивал из них тулупы (кужухи..), выбеливал либо красил в чёрный цвет; тачал валенки, и всевозможные шапки – кубанки (кычмы..). Как сейчас помню его большие, сильные руки и пальцы скорняка… Его знали и уважали все окрестные селяне. Поэтому он, после расстрельной той ночи, несколько месяцев прятался у них, прежде чем оказался в Чечельнике, в нашем ГЕТТО. С его появлением нам стало немного легче. Во – первых появился  мужчина, во-вторых -  периодически он ухитрялся принести что-то из еды. А способ добычи пищи у него был чаще всего следующий: знавшие его крестьяне приносили заказы на пошив тулупов прямо в ГЕТТО. Он был один на всю округу – «кожухарь – Бень»! И они передавали ему работу через посредников в гетто, а рассчитывались за работу, самой ценной валютой того времени,- едой!  Он же - делил ее на всех!!!!
Уж не знаю, как был организован этот контакт с внешним миром?- Ведь за это всем грозила смерть!- Но факт есть факт- система работала!.. Так что, хоть редко, но удавалось что  то из еды заполучить и  подкрепиться…. По рассказам матери, охранявшие нас румыны, были такие же крестьяне и некоторые из них за определенную мзду закрывали глаза на запрещенные контакты. РИСК БЫЛ ОГРОМНЫЙ! НО …КУДА БЫЛО ДЕВАТЬСЯ.!?
А вот, наибольшей жестокостью отличались немецкие фашисты и полицаи из местных!.. Я, конечно, не знал, как была организована иерархия охраны и управления гетто, но периодически, в охраняемое румынами гетто, врывались  немцы в сопровождении полицаев и стреляли во всех, кого встретят!.. Вот, тогда- то мы спасались, как могли и как я уже описал выше.!
  Надо мной и после войны (44-47г.г.) пацаны  шутили – бывало, крикнут: «Немцы!.. СС..!» и я автоматически прятался под кровать или за шкаф. … Лишь по истечении нескольких минут понимал, что это просто  шутят!? и бросался с кулаками на такого «шутника»…
Это был инстинкт выживания,  от которого нелегко было избавиться еще много лет - ведь мы так много  раз делали это за два с половиной года пребывания в гетто. И в моей памяти навсегда врезались те ужасные и жестокие результаты внезапных, зверских налетов: Погибшие, расстрелянные соседи, которые не успели спрятаться и те, кто погибли на улице, в постели, на свалке при поисках пищи и в других роковых местах.
Весной 44-го года нас освободили Советские войска! А накануне, слушая звуки приближающейся арт.канонады,  мы несколько недель, прятались в погребах и каких-то подземных пещерах… Все боялись ликвидации  фашистами нашего ГЕТТО перед их  отступлением  из Чечельника, как, по доходившим до нас слухам через юбочное радио- это часто делалось в таких случаях.
С возвращением Советской власти, мы с дедом и все наши родственники сразу же переехали в Кодыму.  Но оказалось, что все наши довоенные жилища разрушены, разбомблены или разграблены!

-3-
Дом деда тоже был разрушен до фундамента… ( Он стоял между нынешними улицами Шолом Алейхема и Гр. Котовского). Поэтому мы временно поселились на улице Леваневского. Здесь чудом уцелело 10-15 домов на прилегающей к рынку территории и в этих полуразрушенных домах заселялись большая часть, приехавших из разных мест старожилов и не только…
  Жили почти все в ужасной тесноте. Именно тогда возникла своеобразная архитектура послевоенной Кодымы: в домах со всех сторон проделывались входы ( для каждой семьи, как правило одна комната- была бы крыша над головой…) и делалась т.н. веранда –остекленная пристройка ,  которая была одновременно и прихожей, и кухней и дополнит. комнатой летом.
К осени 1945 года постепенно вернулись все выжившие и настало время «…собирать камни!», подводить баланс «живых и мертвых»…
В семье моего деда это выглядело так: двое расстреляно в кодымском яру ( наша бабушка Маня и их младшая дочь -тинэйджер, моя тётя-Фаня), четверо погибло на фронте (Шойхеты: дядя Марк(Маркус) и дядя Пуня(Пинхус), двое мужей старших дочерей Аеров Михаил (Моисей)  и Заблудовский Семен).
 Вернулись живыми с фронта дедушкины двое детей- это мои дядя и тетя : Шойхет Мария (Муся) и Леня(Абраша) ( позже  он взял фамилию Заблудоаский…). Вернулись из эвакуации  ещё четверо-  3и дочери: Рива, Люба с Лизой. И  ещё - жена старшего сына Пуни- Шойхет Рива с тремя детьми). Умерла в эвакуации одна дедушкина внучка - Софочка Аерова… Ну, и вернулись живыми из ГЕТТО  сам наш деда Беня,  моя мама Рахиля и я. От своих, вернувшихся из эвакуации сверстников, я ещё отличался (кроме пальцев рук…) - свободным владением языка идиш !
А вот, в семье моего отца погибли все- все, пять человек!.. (Кроме его дяди, который после войны жил в Херсонской области).
Такой же грустный итог подводили наши ближайшие родственники, сестры деда Молка(Малка) (по мужу- Кравченко), Этя (по мужу- Калманович) и брат Иегошуа (Ишия) с доерью Маней (по мужу- Салганик)
А потомки этих семей, практически все сейчас, рассеялись по земному шарику:  США, Израиль, Канада, Австралия, Германия, Россия и т.д. ... И, несмотря на более высокий материальный уровень их теперешней  там жизни,  все они ностальгируют по своим родным местам, где отдано столько труда, пота и…крови! Жизни их родных и близких людей…

История послевоенной жизни - это уже другая история, со своими трудностями и победами. … А помнить прошлое необходимо! Дабы отдать дань погибшим  и не допустить повторения тех ужасов!!! Ведь - ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!!! Но не будем забывать, что ЦИКЛИЧЕСКИ, хоть и по спирали….
Холокост!-
           платой Миру
                ты  послужил:
Демократию
             с мракобесием
                разделив!
И клянутся народы,
                вглядываясь в тебя:
«Не  дадим  повториться-
нигде,
                ни за что,               
                никогда!»
 Жертв  невинных,-
                храня   имена,
Что над нами летят 
                в  облаках,-
Вас  прошу 
                подтвердить 
                в этот день:
И   все  вместе  скажем  -
                Амэн!

_____________________________________________
Семён Подвальный  - один из жертв Холокоста…

Случайно выживший по провидению Божьему, и ставший Академиком РАЕН,

ДОКТОР НАУК, ПРОФЕССОР и ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ

p.s.

ВОВА, СПАСИБО ЗА БЕРЕЖНУЮ  И КОРРЕКТНУЮ ОБРАБОТКУ МОИХ ЗАПИСЕЙ! Я НЕ В СОСТОЯНИИ НИЧЕГО НИ ПИСАТЬ, НИ ПРАВИТЬ В ЭТИХ  ВОСПОМИНАНИЯХ…
. Единственное замечание: Я - АКАДЕМИК не «РАН», а «РАЕН».и «МАИ» и ещё нескольких менее известных…
-НУ, А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЗВАНИЯХ И РЕГАЛИЯХ, ТО БОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО:
«ДОКТОР НАУК, ПРОФЕССОР и ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ» -по затраченным усилиям, годам жизни …( 10ть,-3и,и -15ть лет, соответственно )
                ДА, В КОНЦЕ УКАЖИ: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА - АЕРОВА В.М.»
СПАСИБО, Семён!