Золотой куполок. Глава 3

Александр Сизухин
               
                3.
         
        « …Я уничтожил кольцо — горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены   художник и формы натуры. Это проклятое кольцо, открывая все новое и новое, уводит художника от цели к гибели, - писал Казимир Малевич в своем «Черном квадрате». - Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги… Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью… В искусстве нужна истина, но не искренность».

        Особенно поразило Андрея вот это: «нужна истина, но не искренность».

        - Но разве можно человеку познать истину? – размышлял он. - Истиной владеет Бог…

        И спор он опять проиграл. Не мог Андрей  быстро, на лету приводить нужные аргументы, отвечать на поток слов, в котором искусствоведша Акулина Ноготь топила его на глазах у всех собравшихся на вернисаже.

        Сверкая черным, слегка косящим глазом, стряхивая сигаретный пепел о край блюдца с чашечкой кофе, она прихлебывала из неё и говорила, говорила, говорила тем птичьим языком, которому учат в университетах, на котором пишут искусствоведческие диссертации, но здесь, в этом темном подвале, язык сей понимали.

        - Свободу художнику не должна ограничивать реальность… Художник  апсалютно свободен, лишь его сопственное я – критерий и мера, этим и интересен… Художника коррелирует трансцендентальное…

        - Ну, тогда знаменитое «Дерьмо художника» Пьеро Мандзони и есть высшее достижение? – не выдержал Андрей.

        Присутствующие зашумели, кто-то откровенно засмеялся, услышав такой простецкий вопрос.

        - Поехал, академик…

        - А ты знаешь, за сколько это «дерьмо» продали на Сотбисе? – кто-то спросил Андрея.

        - Понятия не имею.

        - За сто двадцать четыре тысячи евро! – уточнила Ноготь.

        Раздались аплодисменты.

        «Да разве это критерий – за сколько продали? - думал Андрей. – Цена договорная, как договорились – так и продали… Причем здесь искусство-то?»

        - Не понимаю, я бы рубля не дал, - упорствовал Андрей, жалея, что  ввязался в разговор. 

        Он внимательнее  посмотрел на присутствующих, - удивительные лица окружали его, - на каждом будто тавро уродства. У кого глаза в разные стороны глядят, у кого форма головы странная, ещё подчеркнутая обритостью до лысины, кто моргает как-то нервно, у кого  уши локаторами торчат, а главному гуру – Вальдшнепу – только рожек на тыкве и не хватало…

        - Мы должны войти в эмоциональный контакт с каждым человеком, - вещал уже Вальдшнеп, - будь то художник, или зритель, любитель или профессионал, наши личностные ощущения присутствия странного и неведомого должны быть переданы… Мы коснемся темы почти интимной – очищения духа через его демонстрацию…

        Артпублика хлопала ушами и одобрительно кивала.

        Под кирпичными сводами подвала от сигарет ли, то ли от каких-то испарений, воздух густел; Андрею хотелось скорее выйти наружу, но и закончить спор хотелось своим словом.

        - Тогда и получается, что это ваше «неведомое», вываленное на всеобщее обозрение, - и есть… искусство? – недоумевал Андрей.

        - Современное искусство не связано рамками.

        - Все остальные выдохлись… 

        - Нет свежей струи, а наше  - живое, отвязное.

        - От чего отвязное? «Отвязная» душа разве может жить или интересовать кого-то? – возражал Андрей.

        - А нет ее, души-то, - прищурился Вальдшнеп. – Эй, эй, душаааа, ку-ку.… Нет ее! – сказал, как отрезал, - но есть ВОЛЯ, моя свободная воля художника. И эта воля – вот она.

       
        Гуру, скрестив руки на животе, начал задирать на себе свитер, под которым ничего не было надето. Потом встал и расстегнул ремень на мешковатых брюках, - портки легко свалились на пол к ногам; он переступил через них и направился к стене подвала, где виднелся, кем-то заранее вертикально укрепленный обруч. Там он спустил трусы, швырнул их в угол, вылез из растоптанных шузов на  босу ногу и встал в обруч, раскинув руки и ноги.

       - Я -  золотое сечение Леонардо, такова моя воля, - в наступившей тишине негромко заговорил Вальдшнеп.

       Тишина сохранялась не долго, - раздались аплодисменты, кто-то кричал – «Браво!»; кто-то издавал носом хрюк, как бы смеясь; Акулина Ноготь поперхнулась кофе…

       - Гений, гений, - давясь сквозь перх, утробно вещала Акулина.

       Андрей смотрел на жалкое, бледное тело сумасшедшего городского жителя, демонстрирующего свою «волю», и  ощутил, что к горлу подкатывается тошнотный комок.
      
       Скорее уйти отсюда, глотнуть свежего воздуха, увидеть не галогенный – солнечный свет. Он выбежал на улицу, но из сетчатки глаз никак не исчезал бледнотелый гуру. Будто дьяволову печать поставили Андрею в подвале. Он стал смотреть сквозь полуприкрытые веки прямо на солнце, чтобы выжечь страшную печать, и постепенно она бледнела,и, смещаясь в сторону, растворялась. Андрей потряс головой, и страшный образ исчез.

        Ноги сами несли его дальше от мрачного подвала, легко пройдя под горку, Андрей оказался на берегу Яузы: по этому берегу автомобильная пробка стояла в Центр, по другому – из Центра; пахло бензином; мутная, густая вода, умерев  в бетонном ложе, почти не двигалась.

        Когда-то Андрей  мечтал дойти до истока, чтобы посмотреть начало городской жилки, - наверняка там, в Лосином острове, бьёт родничок хрустальный, опрометчиво выскочивший из недр земных, тысячелетия питавший жизнь по берегам, а ныне пленённый и убитый мегаполисом, но там-то, в самом начале, наверняка жизнь не умерла ещё.  В голове рисовалось болотце с неподвижно стоящей серой цаплей. Цапля-часовой у вечной воды.

        Да откладывал всё поход …

        Он быстро шел набережной реки, и за поворотом, будто с неба упал, возник храм Архангела Михаила. Пройдя несколько метров вперед, Андрей увидел и Спасский собор, - дивный,  в простоте своей.  На высоком берегу чистейшей когда-то Яузы ученик преподобного Сергия игумен Андроник, вознося молитвы Богу,  выстроил сию духовную обитель -  Спасо-Андроников монастырь. Повыше, поближе к Богу выбирали место древние.  Творил здесь и великий Рублёв.

       « Что же нынешние-то прячутся в подвалы да катакомбы? К кому хотят быть ближе? – размышлял Андрей. – Стоит вон монастырь,  будто часовой, не  даёт расшвырять камни, собранные шесть веков назад. Не по клыкам оказалась скрепа духовная…»

       В мастерскую Андрей вернулся к концу дня. Неприятный осадок в душе остался после подвального вернисажа. Работать не хотелось. Он подошел к книжным полкам, взял том  Казимира Малевича:

       «… Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма… Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами…» - звал за собой автор «Черного квадрата».

       Видел ли он оттуда нынешний подвал, царство Вальдшнепа и Акулины Ноготь, думал ли, что этим подвалом и закончится «белая свободная бездна»?

       Черным квадратом  безумец  хотел победить Солнце, не задумываясь о последствиях.

       - Но нет в природе никаких квадратов - ни черных, ни белых!... Мiр Божий округл, мягок, уютен и добр… «Проклятое кольцо горизонта», которое пожелал разорвать неистовый Казимир, на самом деле не разрываемо…

       Сам с собой разговаривал Андрей, постепенно успокаиваясь и утверждаясь в собственной правоте.

       В дверь мастерской стукнул три раза сосед.

       -Не заперто, Леня, заходи.

       - Где это ты, старичок, весь день пропадал? Я уже дважды приходил, а тебя всё нет и нет.

       - На вернисаже. У Вальдшнепа.

       - Чего это тебя понесло к ним? Инсталяции дурацкие решил поглядеть? Брось, старичок, пустое. Денег они тебе не дадут, там все бабки между собой давно поделены.

       - Да я так просто, решил посмотреть сам, а то пишут про них, восторги льют, дай, думаю, - гляну.

       - Ну и как? Посмотрел?

       - Чуть не стошнило…

       - Во-во… А читаешь что?

       Лёня подошел к столу, перевернул книгу обложкой:

       - Ничего себе! И охота тебе голову забивать.

       - Понять хочу,  - ну, откуда они такие взялись? Из «квадратов», видать, возникают.  В головах они, квадраты эти. Чисто ведь умозрительное понятие. Но на квадрате далеко не уедешь. Подумай - всё, что двигало человечество вперед, взято из природы… Всё вписано в круг, в купол…

       Тут Андрей вдруг вспомнил лысую голову Вальдшнепа, - как выпирали на ней два бугра, будто внутри не умещались и лезли наружу углы квадрата,  - вспомнил и рассмеялся, - ну, да, в головах… тупых…

       - А как же икона прямоугольная? - возразил Лёня.

       - А что икона?  Доска рукотворная прямоугольна, но изображение, если боговдохновенное,  образует круг… Или сферу. Композиционно-то…

       Андрей отодвинул книгу, зажёг «мышкой» монитор ноутбука, набрал в яндексе «Троица» Андрея Рублева, и в полумраке мастерской золотом вспыхнуло творение гениального монаха.

       - Смотри, как  Рублев вписал Ангелов вокруг стола: они же в кольце, и границ прямоугольных как бы и не видно. Как круги по воде расходятся волны от чаши на столе. Руки, лики, архитектура, дуб… Волны благодати пронизают пространство. Вот ты представь себе, как наши предки смотрели на икону, и глаз впитывал эти волны, да ещё звон колокольный… Человек попадал в удивительное  пространство. 

       Лёня достал пачку Malboro, ловко щёлкнул ногтем по дну, поймав губами сигарету, прикурил от спички.

       - Мы, художники, сидим, будто в камере-обскуре… -  продолжал Андрей. - Прикинь, Леонардо ещё занимался   ею? Очень она его интересовала: почему вдруг  лучи света, проникая через маленькое отверстие, рисуют реальную картину на противоположной стене?

       - Ну да, чего-то проходили, припоминаю.

       - Вот и монах-иконописец проекцию мира, но мира другого, горнего, видит на доске. Да не всем эта проекция открывалась… не всем… только избранным… Ещё отец  Павел Флоренский говорил: « Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог». Понял ты, что  я хочу сказать?

       - Мудрёно, старик. Но… пожалуй,  прав.


     Продолжение следует. http://www.proza.ru/2014/04/09/2331