Монгольских далей пионер

Владимир Бараев 2
7 апреля 2014 года я побывал на могиле Августы Дмитриевны Корнаковой. О ней я писал в статьях «Мой Крым» и «В далёкой дымке Олеиз». И вот вчера прилетела из Владивостока историк Елена Сергеева и сказала, что нашла могилу Августы Дмитриевны. Она - героиня моей книги «Древо Кандинских». Судьба её драматична. Живя в Монголии, близ Кяхты, она дружила с монголами, которые с почтением назвали её Авгу-бакша. Она хорошо знала их язык, писала труды о их обычаях, за что удостоена медали РГО. Помогала путешественникам Пржевальскому, Обручеву, Потаниным. У неё останавливались Сухэ-Батор, Рокоссовский.
В 1925 г. на их усадьбу напали китайцы-хунхузы. Убили её мужа, ограбили. После этого Августа Дмитриевна уехала в Москву, потом в Крым к Токмаковым. На приёме в честь неё один учёный зачитал стихи:

Географ, доблестный коллега,
Вы всем нам редкостный пример.
Степей, пустынь, тайги и снега
Монгольских далей пионер.

Позже Августа Дмитриевна жила в Москве, в доме Токмаковых, в Большом Знаменском переулке. Её дочь Катерина, разойдясь с актёром Диким, вышла замуж за Б.Бриннера и уехала с ним в Харбин, а позже в Англию. Но она не чувствовала одиночества. Учёные, писатели ценили её знания. Президент Академии наук СССР Карпинский назначил ей солидную пенсию. Её приглашали в Академию наук выступать с лекциями. Писатель Василий Ян, работая над романом «Чингиз-хан», консультировался с ней, учитывая её замечания…

Так вот утром 7 апреля мы с Леной Сергеевой поехали на Введенское кладбище, нашли могилу знаменитой Авгу-багши. Как же удивился я, увидев рядом с ней могилу Майи Водовозовой, известного концертмейстера, кузины профессора Московской консерватории А.И. Кандинского. Почти все кяхтинцы - родственники. И потому рядом похоронены Н.И. Токмаков с женой, а также сёстры Е.В и Г.В. Петровы-Кремнёвы. Елена Владимировна очень помогла мне в работе над «Древом Кандинских». Майя Водовозова играла на моих вечерах в Доме художника на Кропоткинском бульваре. А однажды устроила уникальный концерт. Сведя меня со знаменитым певцом Иваном Козловским, начала аккомпанировать ему, когда он по моей просьбе исполнил вальс «На сопках Маньчжурии»…

Мы положили на могилы живые цветы, мою книгу «Древо Кандинских», где есть портреты Авгу-бакши. Потом я провёл ритуал по бурятскому обычаю: побрызгал водкой на могилы дорогих нам людей, угостил их домашними пирожками. Думаю, что Августе Дмитриевне было приятно услышать бурятские слова, которые она хорошо знала, но давно не слышала. Мысленно я сказал ей, что недавно усадьба Олеиз и весь Крым, возвращены России, что я написал об этом, упомянув и её имя.

Обратно возвращался с чувством благоговения перед своими земляками и духовными родичами. Спасибо Елене Николаевне Сергеевой, которая нашла святые для меня могилы. И счастливого ей пути в США, куда она летит на встречу с Зоей Дмитриевной Бриннер и другими представителями этой фамилии, о династии которых она пишет книгу.