Мирный. Из романа - Rusкая чурка

Сергей Соколкин
     - Да-а-а, Арнольд Каримович развернулся, широко празднует. Артистов назвал… Счастливый он человек, как думаете? Гостей человек двести приехало,  - Саша, как новоиспечённый естествоиспытатель, с интересом рассматривал снующую туда-сюда разношерстную публику.
     - Показуха это всё, шальные деньги, - устало и зло проговорил Мирон Сергеевич, моложавый крепкий человек с профессорской бородкой, очень проницательным неуспокоенным, рвущимся откуда-то из глубины души  взглядом и седым бобриком на крупной голове, - вряд ли это приносит ему счастье... Тут ведь пора поставить главный вопрос, с колыбели довлеющий над человечеством, «Камо грядеши?»  А ему-то уж пора о смысле жизни задуматься. А жизнь наша в последние двадцать лет стала бессмысленной, потеряла, как говорили раньше, Высший Смысл. Цель. Жертвенность. Посмотрите на всех этих генералов, министров, банкиров… Вши, глисты, паразитирующие на теле Родины. Воры, продавцы. Суетящиеся вокруг денег священники… Опять лукавый послал искушения матушке нашей России. Ну, не церковь же, встроенная в эту крепостную стену, окружающую барский покой, и населённая кормящимися с ладони этого барина попиками, этот Смысл и Цель олицетворяет…И можно ли по этой крепостной стене дойти до Бога? Конечно, у каждого свой, неповторимый, путь к Господу, узкий, тернистый, порой извилистый, но этот… А вши, они и есть вши. Ползают, кусаются... А ведь сказано, – «По делам их узнаете их»… Сейчас Россия из всех этих новых лишайников, травясь и страдая поносом, заново учится вырабатывать пенициллин. И волнения уже начались. И власть занервничала. Я далеко не уверен, что для того, чтобы приблизиться к Богу, надо было рушить социализм, коли он уже был и работал. Ведь он даже при частично закрытых церквях был намного ближе к Богу, чем нынешняя Россияния. Да, некоторые терпели, но это был Промысел Божий. И церквей карманных не было, да и батюшек таких вот приспособленцев… Тогда что-то святое у людей было. А сейчас, прости Господи, - Святой Доллар, Святой Евро, да Страстотерпец Рубль?!
      - А народ, как всегда, молчит и вырабатывает иммунитет ко всему этому. А Арнольд Каримович, видимо, церковью этой душу свою спасти хочет…, - как-то философски поддакнул Глынин.
     - Ну, насчёт спасения души, Там решат! - Мирный посмотрел на небо, потом на храм, перекрестился, - Церковь-то эту он построил на крови. В прямом смысле, как я понимаю. На отобранные у народа деньги. Помог закрыть несколько заводов, потом обанкротил несколько крупных банков, в которых крутились деньги от продажи этих заводов, помогал распродавать имущество Советской Армии и так далее. Согнал с земли людей, живших здесь. И всё так играючи, с шуточками, юморком. Даже с патриотической бравадой. Не знаю, не знаю, не тяжела ли для Спасителя такая жертва, нужна ли она ему?!... Господь-то людям помогал. А Арнольд Каримович теперь вон под святые русские романсы и сталинские гимны продолжает весёлую жизнь…, - Мирон Сергеевич, грустно улыбаясь, смотрел на Глынина глазами прозрачными, но уже омрачёнными тучами, как сегодняшнее, небо, - Вместо рабочих и крестьян создали новый класс - трутней, воров и проституток. И из них теперь придётся ждать появления нового человека, некоего россиянца...
     - В каком смысле нового?
     - Ну, раньше был сын рабочего и колхозницы, ну, или там прачки. А теперь будут сын или дочь проститутки и бандита. Я не говорю даже обо всех наших так называемых спальных, заселённых непонятно кем районах. Но скажите, кем будут не по социальному статусу, а по происхождению дети россиянского олигарха (читай, бандита) и его очередной пятой-шестой жены - модели (читай, проститутки)? Если говорить по-простому, не высокопарно,-   Мирный, улыбаясь, снисходительно рассматривал парочку длинноногих привязанностей банкиров, прогуливающихся на той же открытой площадке. 
     - А Вы Мирон Сергеевич, как я понимаю, считаете, что богатому также трудно войти в рай, как верблюду пройти через угольное ушко? – почему-то, глядя на волнующиеся сосны и невозмутимого, весёлого Арнольда Каримовича в раздумье проговорил Саша.
     - Ну, это Новый Завет. А сказали Вы, Александр… Простите, как Ваше отчество?
     - Давайте так, без отчества. Вы ведь старше. Да и как я написал ещё в детстве,
                У поэта не бывает отчества,
                У поэта – имя и Отечество…
     - Красиво сказали... А по поводу Вашего вопроса думаю, что всё, конечно же, не так прямолинейно. Вспомните русских купцов, повторяю, русских…  Например, владельца Прохоровской Трёхгорной мануфактуры Тимофея Васильевича Прохорова. Нынешний жираф «Ё-моё-шный» к нему никакого отношения, кстати, не имеет. Так вот, он был уверен, что богатством можно душу и спасти. А можно и погубить. Смотря, как ты это богатство заработал, и как его потом употребил. Он ведь даже составил своеобразный моральный кодекс купечества  - «О богатении». Он в нём писал, что частенько богатство приобретается только ради сластолюбия  и тщеславия. И это очень плохое, очень вредное богатство. Оно тянет душу к погибели. Богатство хорошо то, приобретая которое, человек совершенствуется духовно, становится  нравственнее. Над которым человек не трясётся, как Скупой рыцарь, а которым он делится с другими. С которым приходит другим людям на помощь. В богатстве нет ничего страшного, сатанинского. Лишь бы человек не забыл Бога и Его заповедей. Богатый человек должен, обязан заниматься целесообразной, серьёзной благотворительностью. Должен твёрдо знать и понимать, кому и сколько нужно дать… И во имя чего…
     - Вы прямо стихами заговорили…
     - А наградой человеку, делающему добрые дела, должно служить ясное понимание того, что он живёт в Боге, - глаза говорящего стали выразительней, заблестели сильнее, словно их промыли только что свежей морской водой.
    - Да, но почему-то, кстати, именно там, на фабриках у всех этих благотворителей - Прохоровых, Морозовых, Мамонтовых и произошли первые стачки рабочих, - Глынин поднял правую руку в ответ машущим ему издалека, видимо, потерявшим и теперь увидевшим его девчонкам.
    - Да, правильно. Но, во-первых, одно дело думать, верить во что-то, а другое - эту думу воплощать в жизнь. А во-вторых, это, скорее, вина не их, а Правительства, полиции, даже духовенства. И ещё морально-нравственного состояния самого народа. Его отпадения от Бога. Я говорю о человеке, живущем в Боге истинном, погружённом в нравственность, а не внешне выполняющем обряды. И выпячивающим в себе любовь к этим обрядам и атрибутам церковной жизни. Потому что, как писал замечательный писатель-фантаст и учёный-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, все разрушения государств, даже Империй происходят при утере нравственности. И это единственная действительная причина катастроф во всей истории. Исследуя причины почти всех катаклизмов, мы приходим к выводу, что разрушение всегда носит характер саморазрушения, - было понятно, что обсуждаемая тема является для Мирного предметом вдумчивого и тщательнейшего осмысления. Он весь, словно загорелся изнутри, даже помолодел внешне, - Вон ведь, кстати, бывший семинарист и отец всех народов, хоть и не стоявший никогда напоказ со свечкой, но посещавший храмы тихо, незаметно, не разрушал, а всё время созидал. Сам учился всю жизнь, совершенствовался, менялся. И строил фабрики, возводил заводы, школы, науку поднимал. Конструировал страну и нацеливал её в Космос. А храмы разрушали не благодаря, а вопреки ему. Вся власть была в руках инородцев, все силовые структуры принадлежали Лейбе, курировались из-за рубежа. А Сталин был, особенно поначалу, не владыкой-диктатором, а всего лишь первым среди равных, неуклонно набирающим авторитет и силу. И он как раз со всеми этими разрушителями-то и боролся. И достал неугомонного Лейбу аж в Мексике. И, кстати, Патриаршество на Руси не Царь-батюшка, а он, Красный Вождь, восстановил и отменил ленинский указ от девятнадцатого года о преследовании священников. И сделал людей поголовно грамотными, то есть, творчески созидая, искренне помогал им найти Бога, воспитывая их и обучая..., создавал свой, нацеленный в Русский Космос народ. Поэтому правильно говорит Порохов, что у русского человека душа – христианка, но сам народ – сталинист. Всё остальное не народ, а толпа, склонная к самоуничтожению. Сейчас вон потеряли вектор развития и посмотрите, что стало… Оглянитесь вокруг, народа нет, идеологии у страны нет, вся молодёжь неграмотная, зашоренная, нелюбознательная.
    - Да, согласен. Я, кстати, слышал, что Сталин, учредив Сталинскую премию, не государственные деньги раздавал, которые были нужны в промышленности и сельском хозяйстве. А тратил свои собственные, личные средства, которые получал со всего мира как гонорары за свои труды, изданные многомиллионными тиражами на многих языках. А когда умер, его было практически не в чем похоронить. И на сберкнижке его лежало двенадцать с чем-то рублей. Вот это, видимо, поистине, счастливый человек. Жил для других. Во имя своей страны. Ни копейки чужой не взял. Хотя и вокруг него тоже столько мерзавцев крутилось… Поэтому знаете, что я всё-таки думаю, даже уверен, - богатство губит душу, причём в прямой пропорции от его количества. Человек становится другим, думает о накоплении, о бизнесе. В нём погибает творчество, Творец, то есть Бог.
      - Да, нынешние не такие, как Верховный... Вон Патриарх, сколотивший, по слухам, бешеное состояние на торговле сигаретами и алкоголем, освобожденными от импортных пошлин, не стыдится надевать дорогие часы за несколько тысяч долларов. Ведёт себя, как светский чиновник. А у них вообще сейчас часы – это имиджевый индикатор, показывающий уровень достатка. И у них теперь, как на Западе, принято, чтобы стоимость их была порядка двух процентов от годового дохода. Перед монахами крутость свою показывает что ли? – Мирон Сергеевич в недоумении пожал плечами, - Или они там друг перед другом и любовницами, да проститутками выпендриваются?! Но ведь это Патриарх, монах, - уму непостижимо!…   
Больна наша Церковь, больна. И государство больно. А пенсионерам и военным платить якобы нечем. Рабочих и крестьян просто уничтожили, как класс… Ещё вон уранополитизм против патриотизма придумали. Какой-то поп Шапкин свободно, открыто проповедует, что христианин не должен любить своё Отечество, свою Родину, свою Россию, заявляя, что слова праведного Иоанна Кронштадтского - «Люби отечество земное…», якобы противоречат Слову Божию. Да что ж это такое! А ведь о любви к своему Отечеству говорили и Игнатий Брянчанинов, и Филарет Московский, и Иннокентий Херсонский, и Лука Войно-Ясенецкий, и Иоанн Восторгов, и другие…, - Мирон Сергеевич как-то обречённо, как паровоз, израсходовавший, сжёгший всё топливо, остановился, провёл ладонью по вспотевшему лбу. Пауза длилась с полминуты. Говорить не хотелось. Глынин с трудом, захваченный пафосом и негодованием Мирного, продолжил,
      - И литературу, которая была совестью народной, мерилом нравственности - тоже загубили. И, что не маловажно, читателя. Думающего, мыслящего. Всё, чем Россия выгодно отличалась от других стран.   
      - А что Вы хотите, - вновь оживился Мирный, - они же все разбогатели, в прямом смысле, воруя. И убеждены, что по-другому нельзя. Любой талант они ненавидят заранее, ростком втаптывая в землю. Не поддерживают ни тех, кто за сильную власть, ни тех, кто за свободу личности… Я утрирую, конечно. Наоборот, они их боятся… Они временщики все. Никакой ответственности, никаких обязанностей, только прав набрали себе. Борис Николаевич так и говорил, воруйте, пока я у власти. Уйду, говорил, будет поздно. Сам слышал… Но оказалось, что никогда не поздно… И культуры никакой, царствует бескультурье. Разврат, разнузданность, вседозволенность, непристойность. Зачем им культурный, творческий народ? Им нужно быдло. Стадо. Всё по Даллесу, а то и по Гитлеру…  Им нужны организмы, способные только, как писал Юрий Мухин «жрать, срать и трахаться». На этом легче заработать, а быдлом легче управлять…
     - Народ русский погибает, самоуничтожается, впадает в беспробудный сон, не без помощи заинтересованных забугорных сил, конечно. Только мусульмане, особенно чеченцы, начинают обретать свою аутентичность, свою подлинность, - Глынин вспомнил свои поездки по Северному Кавказу, умные жёсткие лица чеченских и дагестанских эмиссаров здесь, в Москве, -  Мне даже иногда кажется, что именно они могут сыграть ключевую роль в изменении социальной картины общества, смогут встряхнуть и оживить спящий русский этнос. Не знаю только с каким знаком, плюсом или минусом. Помните, как у Пушкина Руслан разбудил спящую голову Богатыря? Кстати, ведь именно кавказцы дольше других хранили верность Государю, будучи даже его личной охраной… Вспомните «Дикую дивизию». Я уж и не знаю, на что ещё теперь можно надеяться…
     - Кто знает, кто знает… Бог не Тимошка, - думает немножко. Обычно при сильном, чрезмерном нагревании жидкости энтропия, то есть разлад, хаотическое движение молекул, увеличивается и жидкость превращается в газ. Но есть такие жидкости, которые при нагревании образуют ячеистые структуры. То есть вместо хаоса происходит самоорганизация структур, - проницательные, прозрачные глаза Мирного сверкнули, потемнели и сделались стальными, как у Виктора Талалихина, идущего на ночной таран, - Эти эффекты описаны в нелинейной неравновесной термодинамике. А ведь социальная структура нашего общества и является нелинейной и неравновесной. Может, ещё чуть-чуть и случится Русский Бунт – беспощадный, но осмысленный! Россия непредсказуема.
     - Быть может… Порохов тоже всё время уповает на Русское Чудо… Простите, но нас, кажется, уже зовут, - Саше было очень интересно, ему не хотелось прерывать общение с Мирным, но он боялся пропустить начало концерта, ради которого он, собственно, здесь и находился, - надо идти. Мне было с Вами безумно приятно общаться, надеюсь, ещё поговорим. Вы так убеждённо рассказывали…
     - И мне с Вами приятно… А кто Вы по профессии?
     - Писатель, поэт. Работал у Порохова в газете «В Будущее».
     - О, наш человек…
     - Но, правда, похоже, что всё это в прошлом. Надо семью кормить, - Глынин грустно улыбнулся и втянул носом прозрачный воздух, с густо замешанными в нём хвойными ароматами, - А деньги зарабатываю, можно сказать, на антикультуре. Песни пишу нашей эстраде. Да вот вокальную девичью группу привёз, которая будет сегодня выступать… А вы кто, простите? 
     - Да-а-а, смешно получилось… Что мы с Вами тут делаем?! Хотя всё сейчас так перепуталось, где «красные», где «белые»? (и там, и там одни «голубые»). Березовский вон, на всякий случай, держит у себя картину «Красный Ленин»… А Хакаманада недавно по телевизору плакалась, психовала, что почти у всех её друзей-олигархов дети-сталинисты… Дай-то Бог… А я - бывший Министр Печати Российской Федерации. Теперь политик - оппозиционер.