Часов Яр
Городок Часов Яр. Это в Донецкой области.
Там есть Шамотный завод, где делают шамотный (огнеупорный) кирпич для печей и каминов. Там родился Кобзон и жила мамина мама — бабушка Маруся. Меня возили в этот городок родители, чаще летом на каникулах. А бывало и осенью, на "октябрьские", или весной на "майские" праздники. Ехали мы в Часов Яр долго с пересадками где-то в Артёмовске, на воняющих соляркой «ЛАЗах». Тошнило, трясло, хотелось пить и писать одновременно. Бабушка Маруся была родом из села Логовики, Полтавской области. Там и вырастила мою маму с тремя сестрами.
Сам город я не помню, — мы как-то сразу оказывались во дворе у бабушки. Деревянная скрипучая калитка. Дальше — сад, огород . Огромные кусты красной ароматной смородины. Навстречу шла бабушка Маруся — маленька, охайна, чепурна, полтавська бабушка. Позаду біг Жук( Жучок) — черный как смоль кобель. Это было удивительно — собака на украинском - "Він" Он( мужской род). Я его боялся.
Поцелуи, слёзы радости…
- Проходьтэ в хату.
- Мамо, а дэ моя сумка?
— Як там Гаврюшка?
— Ігорёк, ты такый худый!
- Жук, досить гавкать, иды гэть, иды в будку! Я тоби зараз!..
У него была будка!
Я впервые видел наяву ДОМ для собаки. У него еще был ошейник, цепь, и его пристёгивали к проволоке, прибитой к земле, чтоб он бегал только по двору и сторожил, главное, чтоб гавкал на приезжих. Гавкучий — значит хороший.
У бабушки пахло уютом. Всё было по-хозяйски. Цыплята были покрашены зелёнкой сзади, а не спереди, как у инвалида-соседа, "Щоб вэчэром порахувати своих". Бабушка жила небогато, на пенсию в 12 рублей и 50 копеек. Приезды дочерей,(тетя Оля, тётя Надя,тётя Тоня и моя мама — Катя), и нас, онучков, делали её одинокую жизнь веселее.
Конечно, они( тёти и мама) ей помогали деньгами и продуктами, как могли.
У меня, как говорят, "волос стыл", когда бабушка и мама рассказывали о до- и послевоенном голоде на Полтавщине. Бабушка ждала деда из плена и спасла четверых дочерей только тем, что умела шить и кроить и у неё был " Зингер". За крой и пошив ночью при свече давали жменю муки, - тем и выживали. Ели "грыцики" - это трава какая-то.
Я потом в лесу пробовал есть траву. Перепробовал много, пока не измазался в молочай, и меня долго мыли и отпаивали.
Вспоминали, как моя мама с тетей Олей в голод несли плату — две жменьки муки в платке, и не удержались - лизнули. Бабушка строго спрашивала:
- Йилы муку?(Ели муку?)
- Ни, мамо!(Нет, мама.)
- А чому носы били?(А почему носы белые?)
Было очень стыдно, потому, что еще две сестры ждали еды.
На Полтавщине умерло в 30-е и послевоенные годы много народу…
Потом я прочитал у Анатолия Кузнецова «Бабий ЯР».
"— Нам, коммунистам, выдавали по талонам, чтоб не сдохли, немножко деревенским активистам тоже, а вот что ОНИ жрут — это уму непостижимо. Лягушек, мышей уже нет, кошки ни одной не осталось, траву, солому секут, кору сосновую обдирают, растирают в пыль и пекут из нее лепешки. Людоедство на каждом шагу.
— Людоедство! Господи! Как же это?
— Очень просто. Скажем, сидим мы, в сельсовете, вдруг бежит деревенский активист, доносит: в такой-то хате девку едят. Собираемся, берем оружие, идем в эту хату. Семья вся дома в сборе, только дочки нет. Сонные сидят, сытые. В хате вкусно пахнет варёным. Печка жарко натоплена, горшки в ней стоят. Начинаю допрашивать:
— Где ваша дочка?
— У город пойихала…
— Зачем поехала?
— Краму (ткани — укр.) на платье купить.
— А в печи в горшках что?
— Та кулиш…
Выворачиваю этот «кулиш» в миску — мясо, мясо, рука с ногтями плавает в жире.
— Собирайтесь, пошли.»
Машинка «Зингер». Бабушка всю ночь за машинкой, полуслепая, с давлением , чтоб дочки не умерли с голоду. Все четыре дочки выжили и ещё внуков нарожали. О дедушке Степане Крамном знаю только, что он воевал, был в плену, вернулся, много курил и умер от рака лёгких, когда мне было три года.
Мамины сёстры , мои тётки -Тоня, Оля и Надя - это отдельные рассказы.
Но как они пели с бабушкой Марусей и моей мамой!
"Ой там на горі » і »Рідна мати моя» - это протяжное горловое пение с переливами и подхватываниями вводило в какое-то первобытное состояние.
Когда я смотрю мультик «Жил-был пёс», и там поют "Ой там на горі" — я плачу, потому что я сразу в детстве, я там во дворе, возле бани, в Часов Яре, и бабушка Маруся с моими тетками и родителями не поют, - СПИВАЮТЬ. Есть разница. У бабушки был борщ, и ели его деревянной ложкой, это была экзотика, и притом вкусная, не то, что дома. На "ноябрьские" все обязательно ели "холодЭць из хрином та кровъянку, тильки не з тонкои а з товстои кишки", плюс граненая рюмка самогону(не мне, конечно). На майские - "варэники з картоплэю, вышнею." А если Пасха — то паска, как мы говорили. Тёмнокрасные твёрдые "яйця" из-под луковой шелухи, "кровъянка , курка , пэлюстка та огиркы." Яйця надо было бить друг об друга с сидящим рядом, и потом результаты живо обсуждались. Мы все ходили к дедушке на кладбище в Часов Яре. Я впервые в жизни увидел кладбище… Вначале всё было хорошо, красивая оградка, скамейка, столик. Только потом бабушка Маруся начинала сильно кричать и завывать, целовать маленькую фотографию деда Степана. На фото был молодой дядя, худой, в пиджаке с остановившимися глазами. Я удивлялся, почему-же он такой молодой, если он умер, а бабушка ведь старая, она не может быть его женой?!
"А на кого ж ты мэнэ покинув!!! А як жэ я бэз тэбэ буду жы-ы-и-и-и-ыть???» Бабушка кричала очень сильно - в голос, так «было надо», но это было очень страшно. Она, и мама, и тётки, поголосив так минут пятнадцать, как ни в чём не бывало, поправив могилку и успокоившись, садились выпить рюмочку самогону и поесть пирожки. Бабушкины пирожки — объяснить ЭТО КОЛДОВСТВО не способен человеческий язык, — "пухкэньки", хвасталась она( как пух, значит). Но я был парализован от их недавнего стенания, и есть ничего не мог. В ушах стоял женский крик-плач. Потом все забывалось и этому помогали вкуснейшие «варэники з вышнэю».
А было еще ЛЕТО!
Представьте себе огромную дубраву. Ну, в общем-то большой лес, в основном из вековых дубов. На окраине этого леса стоял домик моей бабушки Маруси. Нужно было взять палку, чтобы побороться с высокой крапивой и представить себя мушкетером или неуловимым мстителем. А потом приходила мама и мы шли через лес на ПРУД.
Пруд — это волшебное слово детства. Выглядел он так. Когда заканчивался дубово-папоротниково-крапивный лес, то появлялся пруд. Но он был, как бы внутри этого леса, со всех сторон в окружении дубравы. Песочный пляж, грибочки со скамеечкой, раздевалки, киоск с мороженым, ситро, сигаретами и пивом.
Даже будка со спасателями. Из киоска неслось целый день:
"- У леса на опушке жила зима в избушке...
- Хмурится не надо Лада, Лада...
- А я иду к тебе на встречу, а я несу тебе тебе цветы-ы, Той единственной на свете королеве красоты…
- Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу, твой голос в сердце моём, люби меня!..!
Мы лежали на подстилке под донецким солнцем с мамой и двоюродной сестрой Аллой, и ели пломбир в стаканчике за десять, или "фруктовое" за семь копеек.
Самым главным для меня аттракционом на пляже была деревянная конструкция в виде причала или рыбацкого мостика. Когда мама не видела, я разгонялся с берега и сигал в холодную воду пруда вместе с часов-ярскими пацанами. Пруд родниковый, на глубине и в жару вода ледяная, и уже после прыжка иногда сводила судорога.
Мама и двоюродная сестра Алла пугали меня страшными рассказами об утопленниках, но я всё равно нырял. Выгоняли меня на берег с боем трясущегося, с синими губами, соплями, и мольбами-обещаниями опять пустить нырять через полчаса.
Загорали с сестрой Аллой до черноты, часами играли в бадминтон. В воланчик вставляли камень и тогда можно было разойтись на большое расстояние. Он летел, шурша посреди пляжа и дубов бесконечно долго, и это было здорово. Собирали с ней в лесу для бабушки бутылки. Местные алкаши безвозмездно "помогали" таким образом пенсионеркам. Это было что-то вроде спорта, (ну, кто больше соберет, как грибы ). Десять бутылок - вот и батон хлеба. Мы это понимали. На мороженое и кино для нас наши мамы оставляли средства.
Пляж !
"- Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегааааам…
- А я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке,
тарару-тару-тарутам-ее
тарару-тару-тарутам-ее."
Мороженое, ситро, кукуруза, вареники.
Мы с Аллой, как обычно, «сгорали» и нам мазали спины на ночь простоквашей.
Рано утром Алла показала мне мостки. Копали червей в огороде, испортили бабушке грядку с укропом, за что и получили нагоняй. Я с этих мостков поймал потом свою первую рыбу. Огромного карася. Вот такого! Это было захватывающее все существо счастье, и воспоминаний на целый год.
Из старинного скрипучего шкафа, под красное дерево, с зеркалом, мы вытащили диковины, а бабушка рассказала, что при помощи этого раньше стирали и гладили. Стиральная доска и еще что-то деревянно-ребристое, - праска, что-ли. Потрясение.
Ночью мама и бабушка Маруся БАЛАКАЛЫ (шепотом разговаривали) в тишине. Мне, городскому мальчику, резала уши деревенская сверчковая тишина. И в этой тишине и в душной темноте мама и бабушка Маруся обсуждали жизнь, "всих родычив". "Мыли кости" моему папе — Гаврюшке, дяде Митьку, и другим зятьям. А претензии одни -
"не жалиють воны вас, дочэчкы мойи!.."
Суржик праздновал.
— А я йому сказала и плюнула межы Очи!
- А я писля цьОго так йому ничого и не сказала, розвернулась и пишла соби -
Отакойи! А що?!
Июньское утро! Как пахнет свежая красная смородина, когда её еще влажные от дождя розовые серёжки наполняют миску! Малина колется ужасно, но так хочется...
- Жук, — на, на косточку, Жучок!
Из Часов Яра бабушку в Донецк забрала к себе тетя Оля.
Там бабушка Маруся через несколько лет и умерла в канун Светлого
Воскресенья.
Говорят, что души умерших на Пасху всегда попадают в Рай.
***
"Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное .
Блажени милостивии , яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят."
© Copyright:
Игорь Скориков, 2014
Свидетельство о публикации №214040801745