О если бы я только знала.. или невысказанные слова

Анна Толстова 2
Моей подруге  Ирине Достанко



                Работа шла полным ходом, можно сказать, кипела. Это было заметно по запотевшим окнам, по стеклам которых, стекали миниатюрные ручейки , оставленные чрезмерно уж осмелевшими капельками.
Руки Ирки  мелькали , как в фильме с ускоренной съёмкой. Горячая вода лилась непрерывной  струёй  из открытого  на полную мощь, крана, и по мере того, как эти самые  руки  приобретали  цвет спелой малины , созревающей прямо у меня на глазах, гора вымытой ими посуды становилась всё выше и выше. Что и говорить, работать  Ирка умела, да ещё как. Красиво, со вкусом,  даже я бы сказала с какой-то затаённой страстью, обретшей, наконец, вожделенную свободу.
             А её нежный голос , подобно серебряному колокольчику, потревоженному чьей-то неосторожной  рукой, непрестанно звенел и совсем неназойливо заполонял собою эфир. Да-да, и та моя тривиальная кухонька, тоже являлась крохотной частичкой мирового пространственного океана.  Впрочем , дело-то предстояло самое что ни на есть житейское; я готовилась переезжать на новую квартиру, а переезд ,как всем известно,  всегда полон хлопот и суеты. Охотников помочь в этом деле  как-то не нашлось, кроме моей подруги  Ирины, человека весьма одарённого  в самых различных сферах нашего непростого бытия. Где бы она ни находилась, вокруг неё как-то всё само собой начинало упорядочиваться, налаживаться,  все вещи становились   на места, исключительно для них предназначенные.Честно говоря о существовании некоторых из таких мест,  я, даже смутно не догадывалась. Но вы не подумайте, что я такая уж никчемная хозяйка, просто  речь здесь идёт об особом даре в этой области…Мне иногда думалось, что Ирка обладала ещё одним редчайшим даром оказываться в тех местах, где кто-либо отчаянно нуждался именно в её помощи.
Спросите, почему Ирка? Нет-нет, здесь ни в коей мере нет никакого пренебрежения. Просто этот человек стал в нашем доме почти родным. В нашем доме её уважали , любили, и считали своей.
Уметь радоваться с  радующимися на практике ,на мой взгляд, гораздо сложнее, чем печалиться и сострадать чужому горю . Так уж устроен человек. Конечно,  попытаться обмануть можно даже самого себя и случаются, к сожалению, «удачные» попытки.  Но Ирине умение сорадоваться, похоже было дано свыше. Настоящей, неподдельной  радостью во всём своём радужном спектре, буквально искрились  её большие карие глаза. Это было особенно видно, когда я рассказывала ей о своих успехах, будь то на литературном или профессиональном поприще.
Невысокая, можно даже  сказать слегка полноватая, с шапкой чудных ,пышных ,слегка вьющихся, каштановых волос, живая, всегда радостная, эдакий  «живчик», умеющая завести и поддержать беседу, очень искренняя ,  она очень любила петь и прославлять Господа. Это тоже было ярчайшим проявлением её неординарной личности.
 Ира любила всё живое: деревья, цветы, котов, собак, странных людей… Да-да, я не оговорилась. Люди, от которых шарахались, только завидев их, именно они  часто становились предметом особых  Ириных  забот. О Боже, как же она умела любить. Как говорила с каждым человеком или животным. Да, язык любви, воистину понятен каждому живому существу.
Я слышала как одна из таких странных личностей, кажется не совсем здоровая психически женщина (речь её сопровождалась спонтанными  неконтролируемыми выкриками) рассказывала, как Ирина, только заметив её, шла к ней навстречу, вела в свой дом, кормила, поила горячим чаем, мыла ей голову, подстригала её и потом беседовала с ней. При каких обстоятельствах я об этом узнала, я напишу чуть позже. А поднятые из грязных луж многочисленные пьяницы: женщины и мужчины , молодые люди и много самого разнообразного люда .  С  каждым она обходилась, словно мать с ребёнком ,находила нужные слова, утешала  и успокаивала, помогала дойти до дома Да, Ира была человеком-явлением , как в моей жизни, так и в жизни этих людей. Несколько  её слов буквально могли поднять, подбодрить, вдохновить и обрести веру . А ещё она очень любила жизнь,  сама являясь  её ярким  представителем.
Вспомнился эпизод, который до сих пор стоит у меня перед глазами, как будто это было вчера.
Это был самый обычный ноябрьский день и было уже довольно-таки прохладно. После работы я  должна была сразу отправиться на спевку церковного хора. Перед самым окончанием работы мы поговорили с Ирой по телефону. В разговоре она вскользь заметила, как же ты не перекусив, поедешь на спевку. Я принесу тебе горячего борща прямо в церковь.  Ира со своей семьёй как раз жила неподалёку от неё. Я поняла, что отговаривать её бесполезно. И уже, находясь в  церкви, я вышла встретить Иру с  её непревзойдённым борщом. И то, что я увидела, ожидая её на церковном крыльце, мне запомнилось надолго.
Перед церковью проходила пустынная дорога, вся освещённая фонарями, расположенная так к зданию церкви , что увидеть стоящего на крыльце человека было бы весьма затруднительно. И  вдруг я увидела её. Она шла, почти бежала, и, о чудо,  она умудрялась танцевать прямо  на ходу. Это был какой-то диковинный танец, который мне  когда-либо приходилось видеть. Движения рук и ног женщины были настолько раскованны и изящны, хотя в то же время  одна её рука крепко прижимала  к груди укутанную банку с горячим борщом, но другая её  свободная рука в этот момент  была обращена ,как бы в нежной мольбе, к небесам и выделывала  самые невообразимые по своей красоте гибкие, волнообразные пассы. Снежинки, кружащиеся в матовом фонарном свете, мягко сливающемся с лунным , старательно исполняли роль  кордебалета. Порывистый ветер одобрительно выражал свой восторг то нарастающим шквалом аплодисментов голыми ветвями осенних деревьев, то  также внезапно затихал. Я замерла в  дивном восторге от столь необычного зрелища.

 Ирина была тем редким человеком, который воистину, жил по заповедям Божьим, любя ближнего, как самого себя. Возможно в её жизни отсутствовали « внешние атрибуты» верующей женщины, такие как тёмные одежды, платок на голове и, наверное, что-то ещё, уж не знаю что там ещё положено  по уставу церкви, но я вдруг поняла, что Господь ходил по земле, и что Он может
обитать Духом в сердце истинно верующего человека.   
Ира.. Ира.. Сама непосредственность, живая и радостная, сочетающая в себе мудрость и детскую чистоту она останется в моей памяти навсегда такой.

          …..А потом она ушла,  внезапно оглушив нас своей смертью. Это было непонятно, страшно.
Мир осиротел без Ирки, Иры, Ирины…….

Серый ноябрьский день. За гробом Ирины идёт толпа народа. Вдовы, сироты, много-много
странных людей, и та выкрикивающая женщина, её по- моему, звали Галиной, но это уже не столь важно. Интересным и несколько занимательным оказался тот факт, что каждый из нас был  уверен, что являлся для Ирины самым важным человеком, а нас  оказалось так много… Боже, какое же огромное сердце было у этого человека….И почему нам, очень многим так не хватает её.

         И хочется только спросить почему??? Почему уходят лучшие ?