Есть ли место в Твери исторической Твери?

Евгений Обухов-Петрик
 Лет пятнадцать назад мы часто наведывались в Тверь. И хотя сейчас принято ругать те времена, но свобода передвижения, бывшая тогда, позволяла нам это делать, не нанося значительного вреда карману. Тверь была спокойным свежим провинциальным городом. Мы много гуляли по городу, купались в Волге. Наши друзья жили в районе Пролетарки и добираясь до них мы всегда проходили мимо Путевого дворца.
            Тогда мы, по образованию архитектор и экскурсовод, никак не предполагали, что это и есть самая древняя часть города – Детинец – Кремль. И вот сейчас, когда волею судеб прерывается наше «тихое и безмолвное житие» в Тверской глубинке, посмеем высказать свои соображения, так сказать взгляд со стороны.
 
         Рассмотрим лишь территорию Кремля. Знают ли молодые тверичи, откуда пошла Тверь? Есть ли какой опознавательный знак? Артефакты для обозрения ? Какие–то исторические названия близлежащих улиц? Есть ли хоть что-нибудь, связывающее нас в Твери с средневековой древностью?
        Другие менее старинные и менее прославившиеся на Руси города имеют крепостные стены, храмы и монастыри или их руины, хоть как-то оформленный исторический центр, наконец, просто старинные названия площадей и улиц. В них есть «уважение к минувшему, отличающее образованность от дикости» (А.С.Пушкин), есть уважение к своему городу местных жителей, всегда видимое досужему до новых впечатлений заинтересованному взгляду приезжего.
 
         В Твери же мы найдём в названиях её исторических улиц имена цареубийц, вышедших давно и недавно в тираж социальных работников и революционеров разного национального происхождения и разных мастей, названия эпохи советской индустриализации, но нет, по крайней мере, в историческом центре города, ничего связывающего нас непосредственно с тверской средневековой историей.
   
             Почему никогда и никому в голову не приходила мысль заполнить этот пробел? Почему надо было в исторической мужской гимназии 1804г., где до революции была экспозиция Тверского музея организовывать медицинский институт? Здесь же центр Тверского Кремля – Соборная площадь!
 
                Списывают всё на советскую безбожную власть, но в других городах многое уцелело, а в Твери-Калинине разрушено и до конца – так что под снесённым Преображенским собором выброшена на свалку историческая земля на глубину в полтора метра …
 
             Можно же было со временем догадаться, что мединститут начнёт расширяться и захватит бездарными железобетонными корпусами целый квартал! А стадион «Химик», заполнивший собою мемориальную кремлёвскую землю до самой реки Тьмаки! А городской сад, и до сего дня полный питейных заведений в виде уродливых ларьков, вход в него «украшенный» бездарной, непропорционально большой башкой бородатого «Карла», плавающей на стойке забора в пролетарском стиле?!
 
             Стоит вглядеться не досужим взором и в т.н. «Симеона-епископа», что у входа в Объединённый Тверской Музей, в эту неряшливо обработанную глыбу гранита в форме каменного сундука, из которой торчит придавленная кем-то уплощённая в темени черепашья голова, в парадное епископское одеяние без Креста, наконец в шестиконечную сионистскую звезду, что вырублена сбоку и в самом низу стоящего без опознавательных знаков «артефакта».
 
                Впрочем, то, что нет Креста на епископе Симеоне, нас не может удивлять хотя бы потому, что здесь же на кремлёвской земле стоит здание Тверской Епархии, на котором до сих пор православный крест так и не удосужились поставить (поставили после публикации этой статьи в газете "Вече Твери").
       Может быть, поэтому чувствует себя уютно на месте Преображенского Златоверхого Собора «неблаговерный» Михаил Иванович Калинин, а на Путевом Дворце висят мемориальные доски о нахождении здесь Тверского ЧК.
 
                Зато на Тверской набережной и на улице Радищева поставили новые ультрасовременные изваяния, выполненные на скорую руку в духе перестройки – эдакие «архетипические образы», призывающие свободную от социума личность к тотальному раскрепощению и к сексуальной революции по рыночно-звериному образцу…
 
               Воистину «город Глупов», сошедший в рыночную современность с сатирических страниц тверского вице-губернатора М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вот и ныне только и слышны опасения тверской административной «интеллигенции» типа «как бы чего не вышло», «как бы кто не обиделся», «все ли слои тверского населения, и уважаемые гости города будут довольны»…
 
           И опираясь на эти опасения «глуповцы» продлевают свой беспримерный сон, живя в древнем городе вне исторического пространства, не решаясь «из сонной одури хоть палец высвободить» (Б.Л.Пастернак). Как им примерить на себя историческую судьбу, вернуться к себе, к тому, что «заложено от века, по воле Бога самого», к «самостоянью человека, залогу величия его» (А.С.Пушкин).
             
           …После того, как объявили и в Калинине т.н. перестройку и городу вернули его историческое название, очень скоро нашлись люди, вспомнившие, что и в Твери кое-что было. Образовалась группа неравнодушных людей, активно занявшаяся поиском места знаменитого т.н. «Бортеневского сражения», они решили найти его, во что бы то ни стало, и, конечно же, нашли его там, где это угодно было Москве, в районе современной границы с Московской областью.
 
                Это место удобно показалось тем, что там можно устраивать т.н. «межрегиональные» игрища со старинным оружием и привлечь тем самым внимание к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой».
                «Бортеневцев» возглавил заслуженный актёр, добившийся в скором времени переименования искателей-краеведов, далёких и от краеведения и от научных исторических изысканий, в Общество Михаила Ярославича Тверского. Тогда же, когда состоялась международная конференция, посвящённая памяти Михаила Тверского, Общество поставило вопрос об открытии памятника святому великому князю. Объявили конкурс, но два тура его, на которых были представлены 15 проектов не дали результата.
       Тогда решили поставить часовню и памятный крест. Часовни сделали две: в Бортенево и в Твери из силикатного кирпича, там же в Твери и Бортенево поставили два поклонных креста, опять же таки одинакового достоинства, как бы сказал Т.Г.Шевченко: «грошовое подаяние неблагодарных потомков».
 
             «К сожалению, как это часто бывает, группа краеведов поспешила поставить памятный крест именно в старицком урочище Бортенево и соответственно крест на научной программе поисков места сражения 22 декабря 1317 года» (П.Малыгин. «Сражение 22 декабря 1317 года( Предпосылки, летописные источники, проблема локализации)», 1994 г.).
 
             Первый памятный крест деревянный вскоре заменили каменным крестом ниже человеческого роста, водружённым на кучу собранных камней, имитирующей «Апофеоз войны» В.В.Верещагина.
         Силикатную часовню, напоминающую своей «архитектурой» общественную уборную, до сих пор так и не удосужились внутри оштукатурить. Зато, по словам актёра Г.Пономарёва – председателя «бортеневцев», а сегодня и Общества Михаила Ярославича Тверского:
         «…если с научной точки зрения остаётся ещё масса вопросов, всё же необходимо отдать это событие людям, вывести его из читальных залов в жизнь. Нужно выйти к кресту, который поставлен в честь 675-й годовщины Бортеневской битвы, выйти и сказать: да была эта битва, была эта победа и, возможно, именно в этом месте! Этот путь к кресту нужен нам всем…».
 
                Что можно ответить на сию замысловатую патетику заслуженному актёру Георгию Николаевичу Пономарёву?! Что история – это не театр, наука – не сцена, что жизнь в читальных залах порою может идти гораздо интенсивнее, чем на сцене, а народ русский не нуждается в том, чтобы ему отдавали то, что и так ему принадлежит по праву исторической правды, что «возможно» и «именно» диаметрально противоположные слова, и дело состоит как раз в том, что именование подразумевает ответственность и праведность как того, кто именует, так и уместность того, что именуют?!
 
         Да, нам всем нужен крестный путь по слову евангельскому «Аще хощеши идти за Мною, возьми крест свой и следуй!», и как же трудно взвалить на свои плечи Крест свой, а не чужой и следовать до конца Слову Правды никогда и ни при каких условиях не размениваясь на самую, казалось бы, возвышенную и превыспреннюю высокопарную ложь.
 
           «Единожды солгавши» - солжёшь и во второй и в третий раз, что мы и видим на примере общества Михаила Ярославича Тверского. Заметим, не общества Имени славного богатыря земли русской Святого Михаила, но общества непосредственно Михаила Ярославовича Тверского – региональной экстраординарной «личности», чью «эпоху» и «наследие», нам предлагают как бы впервые и именно для нас, вспомнивших наконец-то свою историю, открыть знающие истину краеведы, облечённые властью, данною им от тех, кто вершит судьбу посмертной памяти святых региональных лидеров и властителей их многогрешной земли.
       
               Нет потому ничего удивительного, что сегодня именно те, кто должен по долгу своего положения, как члены Общества Михаила Тверского, всячески содействовать проведению нелицеприятного Конкурса и рассматривать проекты памятника Михаилу Тверскому наиболее демократично и открыто, гласно, популяризируя каждую, даже самую, казалось бы, неудачную попытку, вот уже два с лишним года мешают проводить Всемирный Конкурс, заказывая проекты и проводя закрытые от широкой общественности обсуждения, тайно рассылая в местнические московские органы свои не имеющие легитимности и законности «решения».
 
         Они надеются, что мнение «специалистов» из Москвы, из комиссии Михаила Швыдкого заменит русскому народу демократию и гласность, заткнёт рот настоящей, а не поддельной тверской интеллигенции, тверским краеведам, скульпторам и архитекторам.

           …Вот лежат перед нами «Материалы международной научной конференции, посвящённой 725 – летию со дня рождения Михаила Ярославича – великого князя Тверского и Владимирского. Михаил Тверской : личность, эпоха, наследие», (г. Тверь, 27 – 29 ноября 1996 г.) И на обложке этого увесистого издания под славным Именем Михаила Тверского видим безграмотный примитивный рисунок, представляющий нам уродливую без какой-либо мускулатуры фигуру мужика, опирающуюся на палку, в которой лишь при изрядном воображении можно с трудом угадать посох или меч.
 
           Мужик высокий, но коротконогий с маленькой чёрной головой и с согнутой над ней рукой с тоненьким чёрным православным крестом, под ногами у него маленький участок земли, который на расстоянии в полшага окружают башенки из кубиков детского деревянного игрушечного набора.   
               Как всё это непотребство напоминает нам картинку из советского учебника истории, изображающего безземельного крестьянина на одной ноге, ухватившегося рукою за другую согнутую в колене ногу на участке, где может поместиться только одна нога в рваном лапте. Этот пошлый ремикс из недавнего нашего прошлого отличается от оригинала тем, что на тверской обложке согнута рука, а не нога, и в этой руке крест, а над головой, прости Господи, жалкое подобие нимба! А может быть это восточный падишах, сошедший к нам в образе тощего мужика, с персидской миниатюры?
         
     Вот такое изображение Святого Михаила Тверского, такой «проект» от Общества Михаила Ярославича Тверского вполне устраивает наших знатоков и ценителей «личности, эпохи и наследия» «Первого на Руси Великого князя»? Стоит узнать у них, сознательно ли они поглумились над памятью Михаила Тверского, или же непотребство сие вышло у них случайно? Впрочем, в любом случае нет извинения тем, кто принял «посвящение» на творение добра и правды от св. Михаила Тверского. 
   
           Это на обложке сборника статей, а в городском саду стоит бетонный поклонный крест из центра, из перекрестия которого в нарушение православного канона выглядывает лысый с бакенбардами горбоносый инородец, одобренный естественно «бортеневцами», а на острове Памяти, там где во времена Михаила Тверского был монастырь Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата с каменным храмом 1322-1325 гг., поправ археологию, поставили силикатную часовню с фризом в восточном стиле, с наглухо забитыми окнами, так, что не продохнуть…
 
                А может быть хватит экспериментов с поиском места сражения, с установкой дешёвых часовен, поклонных крестов? Но нет, сегодня общество «бортеневцев», не преуспев в Твери и, очевидно, встретив там сопротивление своим нелепым затеям со стороны научных работников, занялось обустройством музея Михаила Тверского близ т.н. «Бортницкого мемориала», даже не в райцентре Старице, но в селе Степурино, по крайней мере, так нам возвестила статья в газете «Караван +».
 
            Из сей статьи, мы узнали, что ни много, ни мало, именно «бортеневцы» запроектировали дорогу на Тверь из Волоколамска через Микулин?! Что Михаил Александрович Тверской, внук Св. Михаила Ярославича, родился в Микулине, а не в Пскове, как мы полагали исходя из летописей и крещения его в Пскове архиепископом новгородским Василием в 1334 году…?!
 
         На фото из этой статьи мы с удивлением увидели двух молодых людей с «боевым» выражением лица, поделившихся между собой ратными наспех сработанными театральными доспехами, на фоне кучи камней с крестом, священника на фоне интерьера часовни - фактуры из силикатного кирпича, нелепую батальную картинку Белова с ёлочками, любовно покрытыми снежком, посвящённую «Бортницкому» сражению в интерьере музейной комнаты, которую украшают, за неимением лучшего, две солидные дамы крупного телосложения рядом с бородатым актёром Г.Пономарёвым.
           Вот, пожалуй, и всё, что может остановить внимание читателя сей статьи. Правда есть ещё пассаж в отношении собора Архистратига Михаила в Микулине о том, что он сохранил до сего дня свои исторические пропорции, что нас немало удивило??!
           Однако забыли упомянуть о том, что из сего храма в конце XIX столетия были вынесены священные гробницы тверских князей и уничтожены настенные священные изображения - это очевидно не входило в план победной реляции об учреждении сельского музея у «Бортницкого мемориала».
 
     Так что игры и спектакли продолжаются, и «бортеневцы» не без основания рассчитывают на победу в остановленном по их милости два года назад конкурсе проекта А.Ковальчука, который тверские власти заказали в Москве, а они на своём элитарном собрании признали лучшим?
       Как же, Само Общество Святого Михаила высказало Своё решение! А ещё убедительнее сего решения то, что оно совпадает с постановлением высокого начальства!
 
         Как демократично в Твери поступили, дали народу пошуметь, пятнадцать проектов, так и не увидевших до сих пор солнечного света, по воле того же «народного» Общества отвергли, а с новыми проектами теперь стало бесполезно соваться, потому что «конкурс был жёстким» (см. публикацию Общества в газ. «МК в Твери»), и начальство лучше знает, как, где и когда осчастливить свой кроткий и смиренный православный народ.
 
                А чтобы народец не шумел, тверские власти письмо в Москву в комиссию по культуре с кинематографическим уклоном от самого М.Швыдкого послали, дабы в собратиях своих тверских вздорный трепет унять и поселить в сердцах страх пред вышестоящими и всё понимающими. Вот вам и апофеоз демократии по Салтыкову-Щедрину!
 
                … Есть древняя легенда, получившая реальное воплощение в устроении Тверского Отроч. монастыря. Там в Отроч. монастыре, что когда-то был в самом центре Твери, стоял и первый каменный храм Успения Божией Матери, поставленный монахом Отроком Григорием, Ксенией и Ярославом – Великокняжеской Четой всея Руси в 1269 году.
         Согласно этой легенде чтили тверские князья село Едимоново, откуда началась история тверского великокняжеского рода. Там с незапамятных времён была картина расставания св. Михаила Тверского и его старших сыновей, шедших на скорбную жертву в Орду с безутешной в горе св. Анной, благоверной супругой его.
       690 лет минет в этот Успенский пост с того скорбного дня. В 2009 г. в Кашине будут праздновать 100-летие со дня второй канонизации Великой княгини Тверской Анны (Кашинской), уже объявлен конкурс на памятник благоверной у Воскресенского собора.
(...Отпраздновали!!! Поставили за 12 миллионов рублей на фоне обветшавшего некрашеного собора на высоком постаменте Св. Анну Кашинскую с мужеподобными злыми чертами лица. Опять всё тот же скульптор Андрей Ковальчук, коему дана от властей возможность попирать своими уродливыми, лишёнными напрочь монументальности, изваяниями безмолвные тверские земли. Объявленного конкурса, как водится у нас не было - 12 июня 2010 года).
 
             Святая Анна закончила свою долгую праведную жизнь вдали от святых останков мужа и детей в Успенской церкви Кашинского монастыря, освящённого в честь Успения Пресвятой Богородицы, который по преданию был для неё построен. Через десять лет мы будем отмечать 700-летие памяти Михаила Тверского. А может быть уже пришло время восстановить историческую справедливость и вновь, через столетия соединить св. Михаила со своей семьёй, благоверной супругой,   завершив в начале III тысячелетия семи вековую разлуку, которой подвергли Святую Чету московские властители и духовенство? Такой вариант памятника ещё не рассматривался общественностью.….
 
           На взгляд тверских историков и краеведов, такой Родовой Памятник должен стоять на территории Тверского Кремля, которая в настоящий момент растворилась в разновременной застройке, разграблена и растоптана.
               Взять хотя бы современный сквер М.Ф.Казакова - этот «отрезанный ломоть», являющийся исторической частью Кремля. Сей уединённый неблагоустроенный, но живописный, зелёный, с видом на реку скверик отдалённо напоминает об окрестностях г.Вертязина.
 
           Вот мы и предлагаем восстановить культурно-исторический статус этого участка Тверского Кремля, - убрать всё, что оскорбляет патриотические чувства тверичей, убрать самое мерзкое, что есть сегодня на территории Тверского Кремля – грязный бетонный уродливый туалет и т.н. «памятник» жертвам репрессий в сквере Казакова.
               Туалет, сколько нам известно, никогда не убирался – всегда в нём горы испражнений и нещадная вонь. Жертвы же репрессий символизирует демоническая сущность, брошенная на колени на Треугольник, расположенный в Круге Жизни. Сомнительно, чтобы авторы сего непотребства не догадывались о том, что они сотворили.
           Скорее Треугольник, олицетворяющий волю личности человеческой попирает Круг – символ Славянского Единства, вполне сознательно воплощая недобрую волю авторов. В недавнее время тусующаяся и фарцующая по ресторанам и барам неприкаянная к социалистическому образу жизни литературная богема называла простой народ «совками».
             Вот потому и выдавлен на спине у демона совок – лопатка, применявшаяся   для подневольных работ в трудовых концентрационных лагерях. Точнее ручку «совка» образует вдавленная в спину канавка позвоночника, а на месте шеи и лёгких пробита дыра в форме тюремной лопатки.
             Демон безносый, безглазый, безротый. Голова его дана в форме яйца, «редькой книзу» и вместе с неестественно вздёрнутыми кверху плечами образует пародию на Троицу. То, что авторы решили поглумиться над православной верой, подтверждает и наличие отчётливого Креста в брюшной области над чуть намеченным половым членом. Отчётливый Крест дан и сзади, он образован из сложенных вместе пяток и ягодичных мышц.
               На наш взгляд в сем «памятнике» есть, как это ни больно признать, своя сермяжная «правда». Сегодня мы действительно брошены на колени, лишены своего дыхания и своей духовной пищи, положенных нам от Бога. Но это именно та «правда», что хуже всякой лжи, та «простота, что хуже воровства». Одним словом нельзя более оставлять это глумление над несправедливо репрессированными на кремлёвской земле, продолжать и по смерти с демоническим хохотом надмеваться над чувствами верующих и невинно убиенных. 
 
             Но просто убрать непотребства в сквере Казакова, это ещё не значит убрать «мерзость запустения со Святого Места». Для того, чтобы место и ныне оставалось Святым его требуется заново освятить, то есть вновь отдать его истинно русским людям, которые здесь жили когда-то честно и праведно, «сотворить Им Вечную Память» не на словах, а на деле.
         Как сказано нашими далёкими праславянскими предками в надписи чертами и резами на Фестском диске, недавно расшифрованной Г.С.Гриневичем :
«Место, что дал вам Бог, окружите тесными рядами. Защищайте его днём и ночью, не место только, Род свой».
             Нужно занять Место сие достойным Памятником так, чтобы уже более никому не повадно было налагать на него недостойную неправую руку.
 
           Что же это может быть за памятник такой, чтобы он нёс в себе смыслы жизни Тверской земли, чтобы мог он вернуть тверичам отобранную у них Москвой славную историю их великих предков?!
         ...... Мы предлагаем установить памятник Святой Великокняжеской Семье: Св. Великого Князя всея Руси Благоверного Михаила на коне, снявшего шлем перед Златоверхим Спасом, обратившего взгляд на Святую супругу свою Анну, благословляющую в жертвенный путь его и старших сыновей иконой Успения.   Восемнадцатилетний Александр Михайлович на коленях с мечом принимает освящение от матери и родной земли ( именно на Успение в 1327 году 28 августа, было в Твери восстание, которое он   возглавил ), двадцатилетний Дмитрий Михайлович во всеоружии с Тверским Стягом, освящающим путь, стоит рядом, поддерживая брата. Он полон решимости пойти на смерть ради отца, ему же суждено отомстить «отчу кровь» убийце, - Юрию Московскому.
                Такая сложная композиция требует при воплощении большого труда и затрат, но на наш взгляд в ней заключена и православная идея, и историческая правда, которую нам, грешным, надо бы восстановить всем миром с покаянием. В русской средневековой истории есть только одна Святая Семья такого высокого ранга – она достойна того, чтобы взирая на её Святость и Благо её Праведного Рода и мы становились лучше и чище.      
      
           2008 год президент В.В.Путин объявил годом семьи. Во всех отношениях правильно было бы отметить сей год возведением достойного памятника в честь выдающейся Семьи Рода Русского. Отечестволюбец и Благоверная – так определил русский народ своё отношение к Великокняжеской Тверской супружеской Чете. Их Святость – Русская Святость!
             И сколько бы нам не тщились доказать, что нет, и не может быть национальной веры, что вера выше национальности, мы в глубине души ведаем, что это не так. Ибо токмо через любовь к ближним в Роде праведном становится верующим и Богу человек:
       « Кто говорит: я люблю Бога, а ближнего своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий ближнего своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит». «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь есть от Бога; всякий любящий рождён от Бога, и знает Бога» (Евангелие от Иоанна, гл.IV, ст.20, 7).
 
               
   2007 - 2010 гг.                Обуховы Евгений, Анастасия