Методические аспекты обучения абитуриентов Письму

Марина Денель
Денель М.Ю.
Методические аспекты обучения абитуриентов Письму С2 в ЕГЭ по английскому языку в условиях факультатива с применением информационных коммуникационных технологий
МГГУ им. М.А.Шолохова  (г.Москва)
Полный текст статьи:
     Перед участниками ЕГЭ по английскому языку стоит сложная задача успешно справиться как с ЕГЭ в целом, так и с аспектом Письмо С2, в частности.  Небезосновательно, именно этот аспект является, по мнению и экспертов, и экзаменуемых, самым сложным, требующим компетенции не только в области лексики и грамматики английского языка, но и также умения продуцировать мысли на английском языке в условиях  заданных параметров, как тематических, так и временных. Задание Письмо С2 соответствует высокому уровню сложности. Из таблицы, приведённой ниже, видно, что из 9% школьников, выбравших ЕГЭ по английскому языку в качестве экзамена по выбору, так и не приступают к выполнению задания Письмо.
  Общие цифры ЕГЭ по английскому языку [1]
 Год 2009 2010 2011 2012 2013
Минимальный балл ЕГЭ 20 20 20 20 20

Средний балл 55,87 61,19 60,8 72,4
Количество сдававших 73853 60615 74408 74668
Не сдали ЕГЭ, % 5 3,1 3,3 1,8
Количество сто балльников 2 11 28 581
% сдававших, не приступивших к части С 5,50 4,68 3,81 4,8
Время проведения экзамена, мин. 160 160 180 180

      В целях оптимизации подготовки абитуриентов к ЕГЭ по английскому языку в условиях факультативных занятий, рассмотрим основные методические аспекты обучения Письму С2 в ЕГЭ по английскому языку с применением информационных коммуникационных технологий, в частности коммуникации в Скайп / Skype, электронную переписку и персональный сайт преподавателя английского языка Денель Марины Юрьевны: http://marina-denel.ucoz.ru/, который, в частности, был создан для информирования абитуриентов и оптимизации их подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
     С одной стороны, работа над разделом Письмо С2 предполагает индивидуальный подход, персональное авторство экзаменуемого, обороты, образы и рассуждения, присущие конкретному человеку, применение само коррекции  и само анализа своей работы как во время подготовки к ЕГЭ, так и  на самом экзамене.
     С другой стороны, существуют строжайшие требования ФИПИ [2], которые следует неукоснительно выполнять в работе Письмо С2 - высказывание на английском языке с элементами рассуждения в ЕГЭ по английскому языку:
1. Решение коммуникативной задачи в полном объёме.
2. Умение продуцировать письменную английскую речь.
3. Строгое следование предложенному в С2 плану.
4. Соблюдение объёма письменной работы: 200-250 слов.
5. Умение отделить факты от мнений.
6. Приведение аргументов «за» и «против».
7. Формулирование собственного мнения.
8. Представление других возможных точек зрения.
9. Исключение приспособления заученной заранее темы к конкретной теме задания.
10. Исключение заимствования в Письме С2 оригинальных материалов комплекта ЕГЭ.
11. Соблюдение времени написания Письма С2 – 6о минут.
12. Выполнение требования формата С2:
Написание 5 абзацев, включающих:
1 - введение, постановка проблемы: (перефразирование формулировки задания),
2 - 3 аргумента/факта "ЗА", своё мнение,
3 - 2 аргумента/факта "ПРОТИВ",
4 - обоснование своего мнения,
5 - заключение в соответствии с введением 
13. Использование тематической лексики и грамматики в соответствии с Кодификатором.
14. Использование синонимов, антонимов, перефраза, деревантов на основе суффиксации, префиксации, словосложения, инверсии и т.д.,
15. Корректное использование грамматических средств.
16. Использование одного варианта английского языка: британского или американского.
17. Умение самостоятельно откорректировать и отредактировать свою работу, умение увидеть свою ошибку, в том числе орфографическую и пунктуационную.
     Безусловно, подготовка к разделу Письмо С2 требует как от преподавателя, так и от ученика максимум усилий и работу в сотрудничестве [3].  Необходимо провести огромную лексико-грамматическую подготовку, применяя такие учебные пособия [4], как «Macmillan Exam Skills for Russia 2nd Edition Practice Tests for the Russian State Exam» М.В. Вербицкая, MacMillan; «Longman State Exam Maximiser Student‘s Book with Audio CDs», Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова, Pearson; Вербицкая М.В. ЕГЭ 2014. ФИПИ. «Английский язык. Типовые экзаменационные варианты»; «Essay Writing for Exams three steps for success Students‘ Book» Дуигу Г.,Кузнецова Т.,Горизонтова А.
     Эффективно использовать «Мозговой штурм» - сосредоточиться и за одну минуту записать слова, выражения, замечания, мысли на заданную тему, нарабатывая тем самым объём опорной лексики, известные факты  и мнения, применимые в работе С2. Следует избегать заученных предложений, так как они, скорее всего, будут выделяться из общего контекста эссе. Оптимально, следовать чёткой структуре эссе, в которой канва письменной работы очевидна и заранее отработана с учётом употребления грамматики и тематического языкового репертуара[5].
     В процессе подготовки учащегося к разделу Письмо С2 необходимо вести учёт ошибок с тем, чтобы выработать стратегию коррекции, например, абитуриент из-за невнимательности забывает писать грамматическое окончание –s/-es у глаголов в 3 лице единственного числа в Present Simple. Значит, во время ЕГЭ ему необходимо оставить время на проверку своей работы и сосредоточиться на коррекции именно этих ошибок. У каждого абитуриента могут быть свои уникальные ошибки, которые необходимо выявить, проанализировать, систематизировать и исправить. Рекомендуется вести тетрадь для коррекции ошибок.
     Факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ по английскому языку проводятся 1 раз в неделю:  в соответствии с  учебным планом их количество не превышает 32 академических часов в год. Учитывая тот факт, что занятия групповые, а в группе каждому ученику необходимо уделить время индивидуально, то  получается, что в распоряжении ни у учителя, ни у ученика нет достаточного  количества времени. Учитывая вышесказанное, а также сложность подготовки и выполнения   раздела Письмо С2, на помощь приходит сеть Интернет [3]. Приходится изыскивать вспомогательные варианты, такие как работу онлайн, в частности применяя Скайп, а также отправку файлов как в Скайп, так и на электронную почту.  Возникает необходимость использования сайта преподавателя в качестве вспомогательных консультаций, а также официальных образовательных порталов для работы с демоверсиями ЕГЭ, таких как http://www.fipi.ru. Применение Скайп даёт возможность экономии времени на перемещении, а также позволяет преподавателю охватить тех учеников, которым ввиду их удалённости, подготовка к ЕГЭ не доступна. Учитывая принятый в Российской Федерации ФГОС[6], ЕГЭ по иностранным языкам становится обязательным с 2020 года и необходимо принять все возможные меры для обеспечения всех участников ЕГЭ равными возможностями.
     На сайте преподавателя английского языка Денель Марины Юрьевны: http://marina-denel.ucoz.ru/ содержатся ссылки на толковые онлайн словари, информационные агентства, страноведческие и культурологические издания, художественную литературу. На сайте можно ознакомиться с тем, как пользоваться информационными коммуникационными технологиями в образовании, в частности Скайп / Skype. А также здесь содержится и постоянно обновляется вся необходимая информация о ЕГЭ: критерии оценивания, примерные образцы, анализ работ, статьи и файлы о частных случаях ЕГЭ, ссылки на официальные источники ЕГЭ и энциклопедии, учебная литература о ЕГЭ с прямыми ссылками на книготоргующие организации. Особенно полезными для абитуриентов являются методические указания к выполнению всех разделов ЕГЭ по английскому языку, включая Письмо С2, что даёт возможность сэкономить время и количество занятий и приучает к самостоятельной работе.
     Ученик самостоятельно отрабатывает задание Письмо С2, а затем высылает преподавателю на проверку в формате Word, а также Письмо С2 необходимо написать читабельным почерком с соблюдением абзацев и общих требований к оформлению  на ксерокопии бланка ответа и выслать на проверку фото файлом JPG. В первом случае работу можно проверить, откорректировав красным шрифтом, добавить отсутствующие элементы, предложить оптимальные структуры и обороты, а также проанализировать работу с точки зрения выполнения коммуникативной задачи, откорректировать орфографию. А во втором случае можно откорректировать графическое оформление, сделать замечания по читабельности и употреблению почерка. Важно то, что ученик переписывает свою работу дважды, что даёт ему возможность дополнительной редакции и само коррекции.
     Рассмотрим анализ ЕГЭ по английскому языку: Письмо С2 за 2012 г. [7]:
C2
You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement.
Some people think that life-long friendship exists only in books and films.
What is your opinion? Do you agree with this statement?
Write 200-250 words.
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
- explain why you don’t agree with the opposing opinion
Some  people   think  that   life-long    friendship  exists  only   in    books and films.
   1         2             3         4           5                6               7         8      9      10     11    12   
What is your opinion? Do you agree with this statement? (Повтор более 10 слов – работа не проверяется!) Не менее 180
200 – 250 [8]
Не более 275
№ абзаца Коммуникативная задача Текст эссе Средства  связи для решения коммуникативной задачи Кол-во слов в абзаце
1 - make an introduction (state the problem)       Some people state that life-long friendship doesn’t exist in real life. While others think the other way round. From my point of view there are some pros and cons of this aspect. advantages and disadvantages statement/  point/topic/ subject/problem 32
2 - express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion      On the one hand when you are a schoolboy or a schoolgirl it is easier to make friends with each other because (1) you have practically the same interests and problems. In comparison with the period when you are an adult person (2) you are more open-hearted and sincere when you are a child. (3) You support and trust each other without any doubts. So, I think it’s a stable basis for a life-long friendship.      On the one hand
(1)
(2)
(3)
So, I think it’s 73
3 - express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion      On the other hand life is long. (1) You may choose your own way apart from your best friend, for example, you can become a businessman and your best friend can become a tax inspector. (2) Such contradictions can provoke misunderstanding and instability in relationships. Is such a situation a true check of your friendship? On the other hand
(1)
for example,
(2) 53
4 - explain why you don’t agree with the opposing opinion       From my personal opinion it is not, because when your true friend is in need, for example, is deadly ill or has some other vital problems, you will always forget that you are a tax inspector and do your best to help.  From my personal opinion it is not, because 42
5 - make a conclusion restating your position
     Finally, I would like to state that many book and film stories are based on real events happened in real life. And I do agree that life-long friendship exists and one can always rely on his true friend.      Finally, I would like to state that /to point out/ to pay your attention to/
And I do agree that believe that
/ hope / think 38
Итого: 238

     Опыт применения информационных коммуникационных технологий в подготовке абитуриентов Письму С2 в ЕГЭ по английскому языку в условиях факультатива убедительно доказывает эффективность такой работы: максимальные 14 баллов за Письмо С2 получили подавляющее количество подготовленных абитуриентов.
Литература:
1. Общие цифры ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-anglijskomu-jazyku
2. Вербицкая, М.В. ЕГЭ-2012. ФИПИ - ШКОЛЕ. ЕГЭ-2012. Английский язык: Типовые экзаменационные варианты. 25 вариантов + CD [Стр. 225-228, 239] / М.В. Вербицкая; ред. М.В. Вербицкая – Москва: Национальное образование, 2011. – 240 с.
3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 3-е издание [Стр. 25 - 64; 153 - 183]/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – Москва: Издательский центр «Академия», учебное пособие. -  2008. – 272 с.
4. Денель, М.Ю. ЕГЭ: Учебные пособия / М.Ю. Денель // [Электронный ресурс] / Режим доступа: 5. Соловова, Е.Н. State Exam Maximizer. Английский язык. Подготовка к экзаменам. [Стр. 159-160]/ Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова – Harlow: Pearson-Longman – 2007. – 224 с.
6. Милкус, А.Б. В российских школах добавят третий ЕГЭ - по иностранному языку / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/-/2362
7. Денель, М.Ю. ЕГЭ. Письмо. Анализ C2 / М.Ю. Денель // [Электронный ресурс] / Режим доступа: 8. Вербицкая, М.В. ЕГЭ по иностранным языкам - на все 100! English Deutch Francais Espaniol [Стр. 15-22] /  М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян – MacMillan - 2009 – 32 c.