Пиршество постмодерна

Евгений Габелев
Время это хищник пожирающий прошлое.



 

Время сравнивают с рекой, и похоже оно уже приблизилось к своему морю. А как известно, перед тем как раствориться в его безбрежной дали, река разветвляется на множество причудливо петляющих рукавов.

И наступает пиршество постмодерна.



 

ЛОГИКА ПОСТМОДЕРНА

 

Пробовали ли вы когда-нибудь застать постмодерниста врасплох? Поймать его за руку, и расспросить, в чем суть и идеология того чем он занят? Считайте, что я попался, так что расскажу все как есть.

Как принято у всех пойманных за руку, я придам лицу смущенное выражение, и начну оправдываться. Ведь как вы догадались, постмодерн – это не то, что вы подумали. И тем более не то, чем часто считается.

Постмодерн, это время. Условное название эпохи, следующей за модерном. Это все, что происходило после «нового времени», к которому принято относить конец девятнадцатого – начало двадцатого веков.

Постмодерн это новое время, только еще новее.

 

Но многие считают, что постмодерн это особенный и отдельный стиль. Поскольку жизнь не соответствует этому, далее они его настойчиво ищут, и не находят нигде. Тогда они конструируют мифы о нем.

Самым забавным мне кажется миф о загадочности. Постмодернизм это улыбка Джоконды, черный квадрат, посылающий нам из космической бездны зашифрованные сигналы. Но понять их совершенно невозможно.

Есть еще миф, что постмодерн это глупость или даже болезнь. Коверкание слов, логики, цветов и сюжетов, проистекающее из неумения автора изображать реальность или из болезненной извращенности.

Но постмодерн логичен и вполне понятен.

 

Логика его другая, и более сложная, нежели логика классического искусства. Оттого любая попытка оценить произведения эпохи постмодерна по меркам классики приводит к парадоксальным и ошибочным итогам.

Мы склонны считать нелогичным все что не в состоянии понять. Не понимая того, к чему у нас нет готового ключа. Ключ к классике в том, что та изображает внутренний мир человека с помощью внешних вещей.

Слова и объекты, сюжетные линии, звуки и краски – все в ней служит раскрытию мира души, что оставаясь незримой и недосягаемой, являет себя изучению лишь через взаимодействие с внешними объектами.

Классика изображает душу через ее проявления.

 

Постмодерн делает то же самое, но более сложным путем. Сначала, он изображает внешний мир как продолжение психики. И слова, сюжеты и формы в нем противоречивы и туманны как бессознательные чувства.

Потом он использует эти искаженные проекциями формы, содержащиеся в нашей душе, как объекты реального мира. И с их помощью изображает внутренний мир. Этакая змея, кусающая свой хвост.

То есть, к уровню сложности присущему классике, он добавляет еще один. Если его игнорировать, сводя произведение постмодерна к классической структуре, оно покажется абсурдом или причудливой шуткой.

Постмодерн вполне серьезен, хотя кажется шуткой.

 

Постмодерн, это изображение души через мир, который был искажен присутствием души, во всей ее сложности. И изображение мира посредством души, искаженной влиянием измененного ее присутствием мира.

Это нелегко понять сразу, но вы можете упростить изображенную картину. Тогда это будет ваша картина, а не моя. Однако в том и состоит преимущество постмодерна, что вы имеете на это полное право.

Постмодерн уважает вас. Возможно, постмодерн преувеличивает способность личности к созданию смыслов и постижению мира… но, он таков какой есть, и дает вам права полноценного творца.

Такие уж здесь правила.



 

ПРАВИЛА ПОСТМОДЕРНА

 

Большое количество людей любят классическое искусство. Многие из них, не ограничиваясь чувствами, просвещены в теории и подкованы концептуально. Думаю это здорово и заслуживает уважения.

И все бы хорошо, если бы многие из этих достойных людей не почитали свои взгляды лучшими из того что смогло придумать и понять человечество за многие века истории искусств. И не навязывали их всем.

Но что бы ни думал и во что бы ни верил человек, он как всегда считает себя правым. Классической мысли присуща уверенность. Постмодерн разрушает уверенность, выдергивая из под нас основание.

Все может оказаться не тем чем кажется.

 

В этом состоит первое непреодолимое отличие меж правилами, принятыми в современном искусстве, и способом восприятия классики. Дело в том что постмодернист больше не претендует на правду.

Всякий раз, когда он слышит жалобы, что в его произведении нет правды жизни, либо, что он исказил ее, он согласен. Правды нет, но существует оценочное суждение, динамика и многообразие возможного.

Вопреки классической логике, это не причина смущаться. Правды не существует, а истина стала вашим частным суждением. Так что ни у кого нет причин быть обманщиком. Правда это то, чему вы решили поверить.

Не существует общей для всех истины.

 

Еще одна грань разделяющая новое от старого, это отношение к контексту. Классическое искусство создавалось что бы красить место. Постмодерн обретает смысл, будучи помещен в контекст выставочного зала.

Холст старого мастера остается прекрасным, даже когда на него никто не смотрит. Если вдруг дела обернутся так, что люди отвергнут его, он все равно не утратит красоты и ценности для человечества.

Иначе обстоит дело с шедеврами нового времени. Они живы пока вы на них смотрите. Инсталляция сменяет могильный хлад вечного мрамора. Искусство танцует и меняется, притворяясь живым существом.

Красота существует, пока на нее смотрят.

 

С красотой связано радикальное отличие искусства постмодерна от представлений классической эпохи. Современный автор больше не озабочен гармонией. Новое искусство не хочет быть прекрасным.

Современное искусство чувствует себя эмансипированной женщиной, избавленной от потребности нравится всем. Ему нет нужды продаваться. Постмодерну безразлично ваше внимание, он самодостаточен.

Новое искусство существует для себя и выглядит, как ему удобно. Внешность забыта ради внутренней сути. При этом постмодерн не требует понимания, не ищет его, и не взывает к вам о любви.

Искусство выросло, и не нуждается в вашем одобрении.

 

Поэтому гнев поклонников классицизма понятен. На их месте я бы рвал на себе волосы. Профессионалы, вокруг авторитета и оценочных суждений которых плясало искусство, остались не нужными.

Творцом и заказчиком произведения искусства стал потребитель. Постмодерн, это мир неограниченного потребления, оказывающегося высшей формой творчества. Вы потребляете мир, и этим создаете его.

От вашей оценки зависит, станет ли то или иное творение произведением искусства, заслуживающим аплодисментов, или останется хламом с ближайшей помойки. Только вы решаете судьбу искусства.

Вы бог, вы творец, вы создатель… и это по-настоящему страшно.



 

УЖАСЫ ПОСТМОДЕРНА

 

Классический мир построен иерархически. Существуют люди, суждение которых авторитетно. Они являются экспертами и источниками оценок. Приобщиться к классике, значит признавать их суждения.

Дилетант отличается тем, что не отличает заключение специалиста от болтовни досужего прохожего, и сам не стесняется судить обо всем. Дилетант это анархист, утверждающийся в центре вселенной.

Постмодерн не признает авторитета, уничтожая понятие дилетантства. Это страшно, потому что выбивает из-под ног все опоры. Мы более ни в чем не уверены, в том числе в собственных суждениях.

Мировой порядок висит на волоске.

 

Присмотревшись к новому мировому порядку можно заметить, что он полон противоречий. Более того, он построен на них, и при этом прекрасно себя чувствует. Кстати в моем рассказе их тоже немало.

Классическое мышление считает противоречия пороком, и обучено избавляться от них. Поэтому, классически мыслящие люди стараются избавиться от постмодерна. Наиболее буйные хватаются за топор.

Более осторожные зовут на помощь государство, обвиняя постмодерн в подрыве морали и традиционных устоев общества. Как ни парадоксально, в этом они совершенно правы. Новое время разрушает устои.

Новое разрушительно для старого.

 

Противоречия в оценках и отсутствие института всеми признанных авторитетов рождает вседозволенность. Для многих людей это слово звучит ругательством, хотя означает лишь раннюю фазу свободы.

Над вами больше не довлеет власть бога, министерства правды и академии искусств. Теперь вам решать, что вам можно а что нельзя. Мир постмодерна требует от нас бесконечно большей ответственности.

Постмодерн разрушает репрессивную мораль, построенную на следовании единообразной догме, и требует новой, основанной на развитой способности к самосознанию, сочувствию к людям и стремлению к добру.

Доверять себе очень непривычно и поначалу страшно.

 

Разрушив иерархию, постмодерн уравнял нас в правах, но не сравнял нас в возможностях и даровании. Различие меж тем и другим суть материя тонкая и постигаемая в долгих опытах, ценою многих ошибок.

Никто рассудительный и мудрый не ведет нас за руку, и не указывает путь. Да и общего для всех пути более не существует. Художник больше не связан требованиями школы, условностями и границами стиля.

Поэтому прежде всего он сделает множество странных шагов, ошибочно принимая их за проявления собственной гениальности. Более того, никто теперь не в состоянии указать ему на совершенные ошибки.

Ошибка неотличима от гениальности.

 

Вследствие этого возникает обида. Если я нарисую черный квадрат, или изображу консервную банку, надо мной будут смеяться друзья, а мир невозмутимо пройдет мимо, даже не оглянувшись.

Однако, если то же самое сделает некий избранный судьбой человек, то публика захлебнется от восторга, критика начнет с жаром обсуждать послание, заключенное в этом с виду обычном предмете…

Сам же предмет продадут на аукционе за сумму, превышающую все, что я смогу заработать за свою жизнь упорным трудом. Это вызывает глубокий внутренний протест. Объяснения этому не существует.

И это пожалуй и есть наш самый главный кошмар.