Ханс Дифенбах

Маргарита Школьниксон-Смишко
Hans Diefenbach

Студент мецицинского факультета Ханс Дифенбах  (родился в 1884 г. в Штуттгарте)познакомился с Розой Люксембург через семью Каутского. Медицину как специальность он выбрал согласно своему характеру: Ханс всегда был готов прийти нуждающимся на помощь, испытывал радость, если помощь удавалась. Эти качества определяли и его политические взгляды: он мечтал о социализме.
Кроме того в детстве, хотя вырос без матери, Ханс получил великолепное музыкальное и литературное образование.
Многочисленые письма Розы Люксембург к нему, начиная с 1914 года, и до его смерти на фронте (где он служил в качестве врача) в 1917 году, отражают тесную духовную дружбу, соединяющую обоих.
Незадолго до своей трагической смерти от разрыва гранаты (в ночь с 24. на 25.10. 1917 года) он написал завещание.
Завещание гласило:

Моей подруге др. Розе Люксембург, проживающей по адресу....., я завещаю 50 000 марок, но при условии, что названной суммой должен кто-то  распоряжаться, например, моя сестра, и выплачивать Розе каждый год вполоть до её смерти  из этой суммы проценты.
Решил я так потому, что моя замечательная подруга в личной экономике бывает не такой гениальной, как в национальной.
Импульсивная трата выше названной суммы для какой-то ежеминутной политической цели не соответствовала бы взглядам моего отца, деньги которого достались мне по наследству, и поэтому, по-чувству, я ими только распоряжаюсь.
В случае же смерти Розы, прошу мою подругу завещать эту сумму в 50 000 марок в согласии с нашими общими большими социально-политическими и филантропическими идеалами на соответствующие им нужды. Конкретно на что, должна решить только Роза.
Ежегодные выплаты я прошу использовать с учётом моих соображений, в том смысле, что в первую очередь для меня важна не только общность наших идей, но и забота о её телесном здоровье, являющаяся моей постоянной сердечной заботой. И так, она не должна, как ей обычно свойственно, использовать их на поддержку других нуждающихся людей, но в первую очередь на себя.

Подписал Ханс Дифенбах.

Написать завещание Роза не успела. Но вот, что она написала сестре Ханса Грети, узнав о его гибели:

«Ханс превосходил все знакомых мне людей внутренней благородностью, чистотой помыслов и добротой. Я потеряла верного друга, который как никто другой понимал моё настроение, каждый мой душевный порыв, и чуствовал то же что и я, в музыке, живописи и литературе, которые были для него как и для меня живительным воздухом. У нас были одинаковые кумиры, мы вместе делали открытия.»