Эффект незавершенного действия

Мяуча Кидо
Сначала мне думалось, что со мной случилось легкое недомогание. Кратковременный приступ. Ну знаете, прихватывает иногда желудок там, сердечко. Спина, бывает, напомнит о себе. А в этот раз спазм пришелся на голову. Забились сосуды непонятно чем. В мозгах, со всеми имеющимися (или не имеющимися) извилинами что-то застряло. И как-то неудобно мне с этим стало и непривычно.

Решила, надо попрыгать на одной ноге, как если бы в ухо вода попала, и всё пройдет. Или прокашляться, горло прочистить. Прослезиться и высморкаться. Выпить но-шпу. И вылетит, выбьется, выскочит, зараза такая!Всё это испробовав, подождав несколько дней, и медленно, но верно осознавая, что болезнь не рассасывается, а прогрессирует, - я запаниковала.

Как же так?? Я веду здоровый образ жизни! Как ко мне, верной и правильной, могла пристать болезнь такого рода? Иммунитет неспроста ведь нервничал. Интуитивный мой. Да и я сама, с нехорошим предчувствием, уезжала в эту командировку. Кто ж знал, что там очаг эпидемии!

Понадобилось совсем немного времени и ноль усилий, чтобы хитрый вирус целиком проник ко мне в голову, не задев ничего жизненно важного. Наиопаснейшая хворь! Жить с ней можно, но нельзя. Потом вирус парализовал мне сердце змеей, которая присосалась больно и сладко. А дальше – живот. Там начались бабочки…

***

Я жила в одном городе, он – в другом. И мы одновременно приехали в третий. На всероссийский семинар. Когда я впервые увидела его, торопливо поднимающегося по ступенькам, в голове откуда ни возьмись всплыло : «Метр восемьдесят. Когда улыбается – ямочки на обеих щеках». Увидела и расстроилась. Даже разозлилась на себя. Потому что давно ни на кого так не смотрела.

На лекциях он сидел справа от меня и дальше на две парты. Донимал и отвлекал своим светло-серым бадлоном и светло-русым затылком. Отросшая стрижка, «косые» виски, густой красивый загривок, небрежная, «так задуманная» челка на волосах цвета «блонд», - с такой прической снимаются в арт-хаусном кино в роли разгильдяев-искусителей с очками RayBan на переносице. Островатый нос с крупными ноздрями, выступающие губы (слишком яркие, может обветрили?) и спокойные внимательные глаза. Он расстегнул по периметру свою дурацкую кожаную папку на молнии. Эти три отрывистых звука нарисовали в моем воображении букву «Z».

В этот же день мы с ним познакомились.Один участник семинара, Сергей из Кирова, проявил инициативу, перезнакомился с кучей народу на лекции, в том числе, со мной и моей коллегой Жаннкой. Он предложил всем дружно посидеть вечером у него в номере, пообщаться, выпить и обменяться, так сказать, опытом. После недолгих сомнений и обсуждений, приглашение нами было принято.

Мы с Жаннкой пришли к моменту, когда вечеринка уже перетекла от официозных разговоров о работе к анекдотам и житейским байкам. Подвыпивший кировчанин Сергей, на правах хозяина, встретил меня и Жаннку с распростертыми объятьями и  представил всем присутствующим. Компания из пятерых парней и одной девушки оглядела нас зарумянившимися лицами с веселыми глазами и окатила приветственными возгласами.

Антон.. Николай.. очень приятно.. Маша.. Вадим…прошу любить и жаловать… Никита… я-Саша…

Номер был небольшой, одноместный. Все сидячие места оказались занятыми. Ребята засуетились, задвигались, поприжимались друг к другу, приглашая нас присаживаться к столу. Я села на диван рядом с Сашей. Жаннка плюхнулась рядом со мной, потеснила меня своей шикарной попой и, тем самым, припечатала моё правое бедро к левому Сашиному. Я раскраснелась еще даже не выпив ни капли спиртного и еще не почувствовав духоты в помещении. Руки стали холодными, щеки красными, правое бедро горело огнем.

Справа протянули пластиковый стаканчик. Я взяла, опустила в него нос, принюхалась : «Фуу! Это джин что ли? Без тоника?» Мне сухо ответили. Справа. «Не хочешь - не пей»...

Я улыбалась, вела себя раскрепощено со всеми, кто сидел напротив и слева от меня. Вправо я старалась не поворачиваться, лишь бы не увидеть вблизи его лицо, не встретиться с ним глазами. Мне хватало с лихвой его прикосновений.

Атмосфера всего вечера была очень теплой и дружелюбной. Чем больше пили, тем ближе общались. Чем ближе общались, тем чаще смеялись. К концу вечера я уже не боялась оглядываться вправо и задерживать взгляд на соседе. Он разговаривал с парнями, шутил, курил, нагибался за боковую спинку дивана, убирая туда пустые бутылки и доставая полные, демонстрировал свои крепкие, гладкие спинные мышцы, смеялся, сияя ямочками на обеих щеках, и смотрел поверх меня. Общение у нас с Сашей не складывалось.

Глубокой ночью мы с Жаннкой разошлись по своим номерам. Но я и не думала ложиться спать. Горячительные напитки вперемешку с горячим чувством наделили меня этой ночью дьявольской смелостью и непреклонной решимостью. Я была уверена, что Саша тоже покинул вечеринку, как только я ушла. Минут десять я слонялась из угла в угол, останавливаясь у большого зеркала шкафа-купе. В зеркале маячила нервная подвыпившая девушка, кусающая губы и "ломающая" пальцы.

Наконец, я набрала четырехзначный номер. "Не берёт, чёрт возьми... Всё-таки не ушёл...Всё ещё там.. А может уже у Машки! Весь вечер не закрывала свой полудурошный рот - Саааш, прибавь муузыку! Сааш, дай зажигаалку!.. Овца питерская.."

Гостиничный телефон в 802-ом номере не отвечал. Эта неоправданная надежда спустила меня с небес на землю. С чего я вообще решила, что моё отсутствие как-то повлияет на Сашино настроение?? И зачем ему покидать вечеринку после моего ухода?

А мне надо было ЕГО! Сюда и немедленно! Забрать и спрятать. Чтоб курил и смеялся, как на вечеринке, но только для меня. Я заберусь в кресло с ногами, буду смотреть на него и впитывать все его движения и мимику.

Я позвонила еще раз. Он ответил. Голос такой мягкий, такой вкрадчивый, господи боже.. Мои слова застряли на полпути. Мне нужно было что-то ответить на его "алло", дважды брошенное в тишину телефонной трубки.
"Ты не спишь? - Не сплю. - Ясно.. - Это кто? - Это Неля.. А ты не собираешься спать? - Пока вроде нет. - А ты кофе пьешь? - Пью. - Ты придешь ко мне на кофе? - Какой у тебя номер?"

Я щёлкнула кнопкой электрического чайника. Меня покачивало от внезапной трезвости, слабости, радости. Моё лицо побледнело, дыхание стало глубоким и шумным. Сердце заполнило всю грудную клетку, горло и, казалось, касается нёба нежно и часто... У меня было минуты три на то, чтобы взять себя в руки, и подавить дрожь этих самых рук...

_______

Это была первая и последняя наша встреча наедине. Оставшиеся четыре дня семинара мы виделись на лекциях, здоровались, улыбались друг другу издалека. В перерывах Саша убегал курить, я лишь провожала его взглядом. В гостинице мы изредка сталкивались в холле. Я не знала что сказать, что спросить.. Я ждала, что он меня окликнет, позовет, пригласит..

Вечерами мы валялись с Жаннкой на кроватях то в моём, то в её номере, болтали и курили с пепельницами на животе. Я ей ни слова не сказала о продолжении того вечера..

По ночам мне иногда звонил Сергей, напрашиваясь на кофе, но кофе был выпит. До дна.

В последний вечер моего пребывания в этом городе, я поднималась в лифте к себе на седьмой этаж. Двери распахнулись на третьем, и Саша шагнул мне навстречу.

- Привет.. - зашел он и аромат его парфюма.
- Привет..
- Ты наверх?
- Да, на седьмой..
- Я - на восьмой..

Улыбки.. Опускаю глаза.. Шуршу пакетом.. Поправляю волосы.. Он потёр переносицу.. Опустил ладони в задний карман своих джинсов "в облипку"..

- Ты когда уезжаешь? - мне кажется у меня сел голос.
- Послезавтра.
- А мы завтра.
- Жалко. Завтра у Сереги опять хотим собраться. Надо же отметить закрытие семинара и посвящение в специалисты!

Ямочки, ямочки, его ямочки.. Как пощечин надавал мне ими..


- Надо конечно отметить! Такое дело. А мы уезжаем.. как жалко.. Ну пока тогда.. Всем привет.
- Счастливо! Передам.

Я вышла на своем этаже. Остановилась, обернулась к нему. Саша стоял в лифте, расправив широкие плечи, чуть расставив длинные ноги, чуть улыбаясь, чуть щурясь, чуть не убивая меня..

Мы молчали и смотрели, пока не закрылись эти чёртовы двери. И когда они захлопнулись, мне на сердце опрокинули стакан кипятка..

***

В поезде мне казалось, что я умру, не доехав до дома. Я плохо понимала, что мне говорят, не видела, что за окном, не чувствовала, не осязала ничего. Я потеряла человека. Человека, который за несколько дней стал мне дороже всех тех, с кем у меня были родственные, любовные, близкие связи.

Когда мы в 153 раз курили в тамбуре, моя милая Жаннка, вывела меня на разговор. Услышав рассказ о проведенной с Сашей ночи и о моем начинающемся недомогании, она потушила докуренную до фильтра сигарету, прикурила новую, выдохнула и выдала : "Гордеева, ты охренела? У тебя свадьба летом."

Да, у меня свадьба летом. И она состоится. И всё будет как надо. Но куда мне девать Сашу??! Помимо магнитиков и дешевых комплектов постельного белья, купленных на память, я везла из командировки не приподъемный багаж, который никого не обрадует, а может и навредит..

Помолчав, Жаннка опять спросила.

- И вот прям ничего-ничего не было?
- Я клянусь, Селезнёва! Вот зуб даю! Ничего..

Я не наврала Жаннке. С Сашей у нас а самом деле не было ни секса, ни поцелуев.

Мы пили кофе. Моё волнение выплескивалось из меня непринужденностью и хорошими шутками. Я острила, блистала знаниями во всех областях. Саша сидел на краю кровати, откинувшись назад и оперевшись на локти. Он слушал меня, иногда перебивал, смеялся, наблюдал, склонив голову набок.

Отхлебывал кофе, закуривал сигареты. Мы говорили, флиртовали, спорили, находили поводы, чтобы приблизиться телами. Саша лишь упомянул о шраме на верхней губе, и я тут же кинулась к нему, рассмотреть этот шрам поближе.. Потом я сказала, что ношу линзы, и он быстро  придвинулся ко мне, взял моё лицо в ладони и приподнял к свету, чтобы разглядеть, где же эти тонюсенькие пленочки..

- Посмотри, я сильно оброс? Мне наверное уже можно косы заплетать..

Я села на кровать позади него. Запустила руку в его мягкие встревоженные волосы на затылке, собрала в горсть, чуть потянула. Он запрокинул голову, закрыв глаза, приоткрыл рот в довольной улыбке..

Мой номер трещал по швам от напряжения. Мы играли, ласкали друг друга взглядами. Все диалоги, жесты были насквозь пропитаны эротизмом.Но кроме этих невесомых, невидимых ласк, между нами ничего больше не случилось.. Под утро мы попрощались с Сашей "до завтра", и он ушел.

Жаннка хмыкнула. Не поверила. Но на тот момент мне было совсем не до её сомнений. Тогда мне хотелось просто дёрнуть стоп-кран.

***

Я приехала домой и мне пришлось жить дальше. Саша не выходил у меня из головы, что бы со мной не происходило.

Жаннка была мне верным помощником и надежным плечом. Моё неустойчивое психическое состояние и частота нервных срывов вызывали в ней сострадание, а иногда неподдельное удивление и даже испуг. Она приподнимала одну бровь, качала головой : "Да ладно?!.. Ну ты даёшь...Ты с ума сошла? Гордеева, смотри мне.." 

Мой жених не видел и не замечал во мне никаких изменений. Или не хотел замечать. Мы жили вместе, ели, спали, носились со свадебными хлопотами - это в реальном мире. А в параллельном - я пила с Сашей кофе и гладила его светлые волосы.

Конечно, мы с Жаннкой нашли Сашу в соцсетях и стали с ним "друзьями". Естественно, я обитала на его страничке ежедневно. Само собой, руки чесались написать ему нечто больше, чем просто "как жизнь?как доехали?как отметили отъезд?как погода?" Он называл меня в сообщениях "красоткой", вспоминал, какой был "ммм, вкусный кофе", жаловался, что проспал на работу из-за того, что ему снилась я... У меня потели руки, прыгало сердце и я всё дальше и дальше заглатывала крючок..

Фотографий у него было много. Вот здесь он стоит с девушкой на улице. На площади что ли. Он улыбается. Она позади него, руки обвиты вокруг шеи. Своей щекой прижалась к его. Видимо, на цыпочки привстала, чтоб достать. У него руки в карманах джинсов. ..На другой фотографии - сидят в кафе. Она улыбается во весь рот. Саша изучает меню. Полуулыбка, глаза опущены. Майка фиолетовая с каким-то безумным рисунком. Стрижка идеальная. Руки загорелые. А на этой фотке - пляж, море, солнце уже совсем близко к горизонту. Саша сидит на песке, смотрит в морскую даль. Вполоборота, серьёзный, чуть морщится от солнца. Как же он хорош собой… Фото крупное, хорошего качества.  Экран монитора стало плохо видно. Моргаю глазами. Слезы стекли – видно снова хорошо...

Мне хотелось сделать, как Мэрион из «Реквиема по мечте». Набрать в ванну воды, сесть в неё, обхватить колени руками, опустить лицо в воду и закричать. Так громко, насколько смогу, чтобы с криком из меня вырвались все мысли о нем.

Мой стоматолог, увидев мои искусанные губы и внутренние поверхности щёк, взглянула на меня с недоверием : "Ты что это, лапушка? До невроза себя решила довести?"

Я напоминала себе оленёнка Бэмби, пугливого и беззащитного. Я хваталась руками за воздух, искала опору, чтобы встать, наконец, твёрдо на ноги и идти дальше, но всё вокруг меня проваливалось. Ничто не выдерживало меня и мою тяжкую ношу. Мне не удавалось переключиться, забыться. Я любила своего жениха, а по Саше я умирала...

Я не знала, когда придёт облегчение, и когда я выздоровлю. Я чувствовала необратимость, невозможность, немыслимость этой ситуации..

В день своей свадьбы, проснувшись утром, я первым делом кинулась к компу. Без лишних раздумий, решительно удалила Сашу из друзей в соцсетях. Такая смелая. Из сердца бы ещё так же выкинула..Поставила красивый актуальный статус : "О тебе ли я заплачу, странном, Улыбнется ль мне твое лицо. Посмотри! На пальце безымянном Так красиво гладкое кольцо... (с) А.Ахматова"

***

Саша,Саша,Саша,Саша,Саша....

Мои нездоровые чувства к нему успешно выдержали оттиск штампа в паспорте. Я продолжала болеть Сашей на протяжении всего своего недолгого брака.

Моя любовь приобрела новую форму, я научилась с ней справляться и договариваться. Раньше, она бесконтрольно заполняла весь мой организм и лишала мне воли. Теперь она стала более покладистой и милосердной, заняв в сердце почетное первое место. Я лелеяла её, упивалась ей, надавливала на неё, выпуская воспоминания и фантазируя о том, чего никогда не будет. Наступила ремиссия.

Иногда Жаннка, по своей душевной простоте, провоцировала новую волну осложнений. "Мне Саша вчера написал!! Спрашивал, как ТЫ!"

Я плыла по течению. Меня несло без компаса и барометра. То я просыпалась среди ночи, боясь задохнуться, потому что увидела Сашу во сне.. То хладнокровно просматривала его новые сочные фотографии и прислушивалась к тишине и спокойствию внутри себя..

В какой-то из дней услышала в маршрутке песню, и тянучая тоска обволокла моё бедное сердце. Там были такие слова : "...стань невидимым. Забери мечты и воспоминания - они без твоей любви всю душу мне изранили.."

А Лара Фабиан со своей невозможной " Je t'aime" навечно поселилась в моём плей-листе.

"глаза сами закрываются, когда вспоминаю, как гладила тебя по волосам... Ты замер. Я не помню, как пахли твои волосы... Я и не почувствовала их запах. Боялась приблизиться к тебе..."

"милый мой, ненавистный мой, любимый мой мучитель! Отпусти меня. Я так устала. Неужели нет ни одного шанса забыть тебя? Где-то же есть выход?? Если был вход, то должен где-то оказаться и выход! Я так хочу выйти из этого состояния. Хлопнуть дверью, чтоб штукатурка посыпалась. И табличка с твоим именем отвалилась.."

Я набирала и стирала, вновь набирала и вновь стирала эти нелепые, смешные сообщения, вспоминая о них, просыпаясь утром с похмельной головной болью и чувством стыда.

***

Мы встретились с Сашей в Питере.

 В октябре я безболезненно развелась с мужем, прожив с ним чуть больше года, и собиралась на новогодние праздники укатить с подругой, куда глаза глядят. И мои, и Наташкины глаза глядели на северо-запад. Безо всяких сомнений, мы решили рвануть на неделю в Питер.

Я уже научилась жить и радоваться жизни, несмотря на это свое чувство за пазухой. Саша меня почти не тревожил, не приносил столько боли, как раньше..

Я думала о нем, но без вреда для здоровья. Воспоминания того вечера с ним в гостинице изредка ласкали меня, придавали блеск моим глазам. Они не терзали меня, а мягко пощипывали.. С этими мыслями мне крепче засыпалось, слаще кончалось..

За пару дней до отъезда в Питер, я написала Саше. Он сразу ответил. "... Оооо, привет, красотка!..как дела? у меня тоже..и тебя с наступающими.. когда? куда? да ну?! и я...давай-давай!.. конечно не против!" Выяснилось, что он тоже едет к друзьям на праздники в Питер! И мы договорились встретиться! И обменялись номерами телефонов!

Случись со мной такое год назад, врачи неотложки меня б наверное не откачали.. Но сейчас, такая новость меня, конечно, обрадовала и взволновала, но как-то сдержанно что ли. Это надвигающееся событие не затмило моих планов на праздники, не заняло первую строчку в хит-параде. У Саши была намечена своя культурная программа, у меня - своя. И мы просто выберем время, пересечемся, словимся, спишемся.. Просто..

Так и вышло.

Я первая пришла в "Кофе Хауз" на Невском. Скурила полпачки сигарет, пока ждала, выпила три латте. Сердце рвалось и металось, чтоб его! Боялась глаза поднять и посмотреть на входную дверь, поэтому в сотый раз листала меню.

Пришел. Красивый. Ямочки играют. В модном худи. Такой же. Но не тот..

Наша встреча длилась от силы два часа. Мы пили кофе, курили, шутили. У Саши оказывается такой сильный уральский акцент. Тот семинар почти не вспоминали. Говорили о Питере и как проводим здесь время. Потом мы прогулялись, точнее пробежались, по Невскому, потому что вечерело, и мороз крепчал. Побродили по "Галерее".

- Я даже запомнил, какого цвета у тебя глаза, представляешь?
- И я много чего помню..

Съели по мороженому. Посмеялись над прикидом какого-то иностранца. Подисскутировали  в Marks & Spencer.

Мы простились у входа в метро. Он смотрел на часы, торопился.

- Спасибо за приятную встречу.

Ох, уж эти клише..

- И тебе. Очень рада была увидеть.
- Ну, жизнь долгая! Может, не в последний раз. Ну, я побежал? Счастливо!

Я потянулась поцеловать его, и он позволил мне это сделать, прижавшись щекой к моим губам. Махнул рукой на прощание и побежал вниз по ступенькам. «Метр восемьдесят. Когда улыбается – ямочки на обеих щеках..."

***

Той встречей в Питере завершилось моё сумасшествие. Саша теперь где-то далеко в моём сознании. Чувство к нему трансформировалось в арбузную семечку. Она твердая, но маленькая и прошлогодняя. Не прорастает. И не мешает.

На почётном первом месте в моём сердце теперь не Саша..

Я редко захожу к нему на страничку в соцсетях. Улыбаюсь его фотографиям и цитатам в статусе. Мои ранки не болят, не кровоточат.

А недавно посмотрела отличный фильм. "Географ глобус пропил" называется. Там герой Хабенского, учитель географии, часто обращается к своему самому хулиганистому ученику по фамилии. Когда услышала ее, замерла. Сашина фамилия. Я улыбнулась. Что-то слегка надавило на сердце. И отпустило.


P.S. (взято из интернета)

Эффект незавершенного действия - один из интереснейших и наиболее изучаемых эффектов в психологии.

Психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные занятия, чем завершённые.

Доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Причиной тому является стремление организма к гармонии, к завершению цикла, и часто происходит так, что многое остается недосказанным, недоделанным, не услышанным, а потребность в этом остается.

Когда возникает потребность, которая не удовлетворяется, а значит, не завершается, на концентрирование внимания на эту потребность, уходит много сил и энергии.