Фильм Питер. Лето. Любовь

Галина Стручалина
Питер как миф о Питере.

Слоган фильма – «Белые ночи. Грязные танцы», содержит  двойную аллюзию: и питерское природное явление давно стало явлением культурным, и фильм с участием Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей хорошо известен. Вот где-то посредине, между белым и чёрным, моральным и не очень, вся история, наполненная солнцем, музыкой, красотой молодости, взглядами и мимолётными прикосновениями, заменяющими диалоги и монологи; история, в которой героям приходится принять своё взросление. Принять предательство, принять магию влечения, принять кровное родство, возникшее из супружеской измены, ни от чего не отказаться, и даже случайную судьбоносную встречу на улице запросто и не ожидая получить.
«Не каждой цели нужно добиваться, но не упусти ту, которая того стоит», – говорят герои фильма.  У главного героя, молодого англичанина Эллиота, типичного эскейпера, если и была цель, то весьма размытая – развеяться, мир повидать, денег подзаработать, заодно как-то отцу доказать, что незаслуженно попрекает его, Эллиота, брошенными вузами, отсутствием семьи и никакой карьерой. Ну, а дальше – по обстоятельствам. Вот и подался герой с подачи своего приятеля в учителя английского в «стране третьего мира». Выбор пал на Питер…
Если вы молоды и романтичны, вы просто обязаны хотеть в Питер. Чудесно было бы там жить, замечательно было бы учиться: впитывать в себя всю эту красоту, свободу, европейскость, дворянский дух  старины, интеллигентскую субкультуру века двадцатого и демократичность и гламур (в его истинном, не опошленном значении – блеск, очарование) всевозможных  артистических и молодёжных тусовок. Во всех странах есть города, в которых создаются и о которых создаются мифы. И Питер уже - миф. И тут я не хочу кого-либо обидеть, задеть, уязвить. Миф - это не когда вам говорят одно, а на самом деле всё совсем по-другому. Миф – это не когда появляются боги и герои, наделённые сверхспособностями; появляются и живут обычной жизнью – любят, ревнуют, изменяют, рожают детей, иногда совершают подвиги и чудеса. Миф – это когда люди верят, что герои мифов реальны, а не выдуманы им на забаву. Для таких людей мир един, он вмещает и богов, и героев, и простых смертных, а миф - просто все знания и впечатления об этом мире, собранные в одну историю или цикл.
Режиссёру Андрею Хвостову удалось снять фильм о жителях города так, чтобы зрители верили в то, что практически все герои – студенты, пенсионеры, алкоголики на набережной, – свободно говорят на английском, светлы, беззаботны, романтичны, дружелюбны, а если и делают друг другу больно, то как-то цивилизованно, интеллигентно. После чего те, кому  причинили страдание, тоже должны не сильно заморачиваться и поддаваться атавистическим импульсам: лучше интеллигентно промолчать, а ещё лучше – вежливо извиниться за сложившуюся неловкую ситуацию. В итоге мир, в котором вас окружают милые и приветливые люди, не рухнет. И вы можете продолжать быть милым и приветливым, да. Эту ли главную цель надо не упускать, по идее создателей фильма?
 А девушки… Главное – не девушка, главное – любовь, которая заставляет человека светиться изнутри и учит – хоть и очень медленно и не всегда успешно – осознавать и нести ответственность за отношения.
Будут ли показанные с экрана история и город с его жителями мифом или реальностью, решать зрителю. Фильм в любом случае оставляет послевкусие – приятное и лёгкое, какое оставляют каникулы.  Да, римские каникулы, парижские каникулы… время надежд, феерий и коротких романов. И кинематограф, как умелый бармен,  каждый раз с удовольствием смешивает  для новой молодёжи этот коктейль из музыки, танцев, чувств и впечатлений.  Почему каждый раз? А как же, свежесть, свежесть  – необходимое и неоспоримое условие!  Так почему не быть рецепту «Питер. Лето. Любовь»?