Сказ о Шахрияре

Джебраил Халиди
Предисловие
С возрастом воспоминания, связанные с близкими людьми, становятся особенно дороги,  и хочется поделиться ими с окружающими. Вот и моё время настало, дорогая внученька Марианна, я решил познакомить тебя  со сказкой, услышанной  более полвека назад от своего деда Гейдара. А ему, оказалось, эту шахсеванскую сказку рассказывал его дедушка в Иране. Следовательно, сказка эта переходила из уст в уста в нашей семье с трепетным благоговением вот уже более двух столетий.

Жил был в одном восточном государстве купец. У этого купца был раб по имени Шахрияр. Любил купец Шахрияра, как своего сына, а Шахрияр его, как родного отца. Случилось, что счастье изменило купцу, и он потерял всё своё состояние. Долго думал купец, как поправить дела, но ничего не мог придумать. Заметил это Шахрияр, подошёл к нему и спросил: – О чём горюет мой хозяин, может быть, я сумею чем-нибудь помочь?
 –  О Шахрияр, – горестно сказал купец, – не в твоих силах помочь мне! Я потерял всё своё состояние и теперь остался без гроша. Вот я и думаю, как бы мне выйти из беды…
  – А много ли тебе денег нужно, чтобы поправить свои дела? – спросил Шахрияр.
–  Пятьсот золотых…
–  Стоит ли горевать из-за этого, хозяин?! – рассмеялся Шахрияр. – Продай меня, и вырученные деньги возьми себе.
–  Шахрияр, – сказал купец, тяжко вздыхая,– во-первых, я тебя очень люблю, и мне жаль с тобой расставаться. А во-вторых, сколько же денег за тебя дадут, чтобы я мог поправить свои дела?
–  Хозяин, я ценный раб, – ответил – Шахрияр,– я знаток лошадей, драгоценных камней и людей. Веди меня на базар и меньше чем пятисот золотых не продавай!


Долго думал купец, но выхода другого не нашёл и повёл Шахрияра на базарную площадь. Подходили покупатели, и купец всем твердил: – Цена ему пятьсот золотых. Он знаток лошадей, драгоценных камней и людей.
Проходил мимо везир  падишаха, заинтересовался Шахрияром и спросил: –  Сколько просишь за раба?
Купец ответил то, что говорил другим.
–  Что ты, с ума спятил? – возмутился везирь, – все рабы падишаха, вместе взятые, не стоят пятьсот золотых.
–  Он стоит больше, – ответил спокойно купец, – воля ваша: хотите, берите, не хотите, нет.
Везир ушёл и рассказал падишаху о всезнающем рабе.
–  Купи его для меня! – велел падишах.
Вскоре везирь расплатился с купцом, отвёл Шахрияра во дворец.
Купец получил деньги и был счастлив.
Пусть купец занимается своей торговлей, и пусть Шахрияр побудет пока среди рабов падишаха, а я расскажу вам о самом падишахе.
Прошло после этого несколько дней. Привели к падишаху красивого, стройного, белогривого коня.
– Какой прелестный дар Аллаха! Другого такого красивого коня не найти на белом свете!
Тем временем падишах вспомнил, что у него есть раб – знаток коней, и велел позвать его.
–  Скажи, каков этот конь? – велел падишах рабу Шахрияру.
–  Мой повелитель, – ответил раб с поклоном, – конь хороший, но как только он будет проходить вброд реку, тотчас же ляжет на бок.
Услышав это, придворные подняли сильный ропот. Не может такой красивый конь сделать такое… Не может этого быть!..
Заметив всё это, раб Шахрияр обратился к падишаху: – Мой повелитель, голова моя будет тому порукой. Пусть отпускают  коня вброд через реку, и если она не повалится на бок, вели меня казнить.


С позволения падишаха один из придворных сел на коня и пустил его вброд через реку. Как только  конь почувствовал воду, он подогнул колени и лёг на бок. Все были поражены.
–  Почему конь лёг в воду, Шахрияр? – спросил падишах своего раба.
–  Потому, что этот конь кормился молоком буйволицы, а, как известно, буйволы очень любят воду.
Падишаху захотелось проверить слова своего раба, и спросил об этом владельца  коня. Тот ответил: – Да продлится жизнь падишаха! Мать этого коня после того как жеребилась, пала и я вскармливал его молоком буйволицы.
–  Пустить коня в табун! Пригодится на скачках! – приказал падишах, – а  Шахрияру ежедневно выдавать двойной паёк хлеба.               
И стал Шахрияр ежедневно получать двойной паёк хлеба.
Оставим раба сытно есть, а я вам расскажу о гостях падишаха.               


Случилось так, что правители соседних стран собрались к нашему падишаху. Каждый из них привёз ему какой-то ценный подарок, один преподнёс крупный алмаз, величиной с куриное яйцо. Все смотрели на алмаз и дивились и никак не могли определить ему цену.
Вдруг падишах вспомнил, что у него есть раб, знаток  драгоценных камней, и приказал позвать его.
–  Шахрияр, – обратился к нему падишах,  – оцени этот камень.
Шахрияр взял алмаз, повернул его на ладони в одну, в другую сторону и сказал: –  Да будет долговечна жизнь падишаха! Алмаз этот не стоит и тридцати золотых, потому что внутри его песок.
–  Не может этого быть! – воскликнули  все в один голос.
– Мой повелитель, – ответил спокойно Шахрияр, – разбей камень, и если изнутри его не будет сыпаться песок, вели отрубить мне голову.
Разбили алмаз, и внутри его оказался песок. Все изумились. Падишах похвалил Шахрияра и велел утроить ему паёк хлеба.


Оставим пока падишаха и его гостей во дворце, а я вам расскажу о несравненной красавице, которая  жила в этом государстве.
Никому она не показывалась, но молва о красоте этой девушки распространилась далеко за пределы государства. Захотелось падишаху повидать и полюбоваться на её красоту, но не знал он, как это сделать. Думал, думал и  наконец, решил, что должен придти к ней так, чтобы никто не мог его увидеть. Поэтому падишах велел оповестить население, чтобы в такой-то день после наступления сумерек никто из жителей города не смел выходить на улицу. Двери и окна каждого дома должны быть наглухо заперты и занавешены, а те, кто нарушат этот приказ падишаха, будут казнены.
Настал назначенный час. В сумерки  падишах вышел из дворца и направился к дому красавицы.


У дверей её дома падишах остановился и постучал в дверь. На стук вышла служанка. Падишах велел: – Передай своей хозяйке, что падишах желает видеть её.
Служанка поспешно доложила красавице желание падишаха.
 –  Иди, передай падишаху, что я имею корову, не упитанную и не худую, и спроси у него: сколько получу сала, если зарежу её?
Служанка вернулась и повторила слова своей хозяйки.
Падишах долго думал: «Сколько же мне сказать?».
Наконец решился: – Скажи своей хозяйке: – четыре пуда.
Служанка передала ответ падишаха своей хозяйке. Красавица, не задумываясь,  велела служанке передать падишаху, что хозяйка желает ему счастливого пути.


Услышав ответ красавицы, падишах очень расстроился, хотел было уйти, но заметил чью-то тень, которая кралась к дому красавицы.
«Кто же этот смельчак, – подумал падишах,  – что не побоялся моего гнева и нарушил мой приказ?! Подожду и узнаю, а завтра же накажу его как следует!».
Когда тень приблизилась, падишах узнал своего везиря и стал наблюдать за ним. Везирь подошёл к воротам красавицы и постучал. Выбежала служанка.
–  Передай своей хозяйке, что везирь пришёл, – сказал он.
Служанка поспешно доложила красавице о приходе везиря.
Вскоре служанка вернулась, повторила слова своей хозяйки:
– Передай везирю, что я имею корову, не упитанную и не худую, и спроси у него: Сколько получу сала, если зарежу её?
Услышав это, везирь также долго думал: «Сколько же мне сказать?». Наконец решился: –  Скажи своей хозяйке: семь пудов.
Служанка передала ответ везиря своей хозяйке. Красавица, и на этот раз,  велела служанке передать везирю, что хозяйка желает ему счастливого пути.
Везирь решил  уйти, как вдруг заметил, что кто-то крадётся к дому, и подумал про себя: –  «Кто же этот смельчак, что не побоялся гнева падишаха и нарушил его приказ?! Подожду и узнаю, а завтра же доложу падишаху, и он велит отрубить ему голову».
Везирь спрятался за деревом и столкнулся там с прятавшимся падишахом. Везирь очень растерялся, хотел пасть на колени перед ним и просить прощения, но падишах остановил его:
–  Не шуми, послушаем, что ответит этот.
Оба они притаились.
Человек приблизился к дому, и они узнали его, это был раб падишаха Шахрияр. Он постучал. Вышла служанка красавицы.
– Передай своей хозяйке, что пришёл Шахрияр, раб падишаха.
Служанка ушла и вскоре вернулась ответом своей хозяйки:
– Хозяйка велела,  иди, передай гостю, что я имею корову, не упитанную и не худую, и спроси у него: сколько получу сала, если зарежу её?
– Скажи своей хозяйке, что я согласен!
Падишах и везир очень удивились ответу Шахрияра. Падишах подумал о том, что красавица и ему ответит, что желаю счастливого пути… Но не тут-то было. Вскоре вернулась служанка, открыла настежь ворота перед рабом  и впустила  его в  дом.
Падишах и везирь незаметно пробрались во двор дома красавицы, спрятались в кустах шиповника и стали наблюдать за Шахрияром, который сидел уже на террасе на мягких подушках.
Служанка поставила перед ним поднос, накрытый белым покрывалом. Шахрияр снял покрывало. На подносе лежали ножницы, лист бумаги, много иголок и один гранат.
Падишах изумлённо шепнул своему везирю:
–  Если б мы и сказали «согласны» и вошли бы во двор, что же дальше мы сделали с  ножницами, бумагой, иголками и гранатом?!.. Что это за загадка? Посмотрим, что с ними сделает мой раб.
Тем временем Шахрияр не спеша взял иголки и воткнул их в гранат. Затем нарезал ножницами  бумагу на куски. После этого все эти вещи положил обратно на поднос.
Падишах и везирь были ещё более изумлены: «Что всё это означает?» …
  Тут вошла служанка, забрала поднос и поспешно удалилась. И, вскоре, появилась сама красавица. Она была такая  красивая, что, казалось, говорила солнцу: «О солнце, ты не всходи – я сегодня взошла!».. 
Она была прекрасна, не ешь, не пей, только смотри,  да любуйся на её красоту!
Девушка подошла к  Шахрияру и обняла его.
Падишах и везирь чуть не лопнули от зависти, вернулись во дворец.
Падишах велел страже: –  Немедленно приведите сюда раба Шахрияра!
Искали стражи дворца раба Шахрияра и безрезультатно, нигде не нашли его.
Рассердился падишах и велел  высечь дворецкого за невыполнение шахского наказа. А тут раб Шахрияр вернулся. Привели его к падишаху.
–  Где ты был ночью, Шахрияр? – строго спросил падишах.
–  Да продлится жизнь падишаха! Я очень любил мать купца, продавшего меня тебе, и она души во мне не чаяла и очень любила меня как своего сына. Узнал, что она  скончалась, и я пошёл на её могилу. Я вспомнил о её доброте ко мне и долго плакал на её могиле. Потом сон овладел мною, и когда я проснулся, было уже утро.
Но падишах, хорошо знавший, что Шахрияр говорит неправду, стал настойчиво допрашивать его:
– Скажи правду, где ты провёл эту ночь? Иначе велю отрубить тебе голову!
Шахрияр же твердил одно и то же: был на кладбище, и всё...
Не на шутку рассердился падишах.
– Казнить его!
Но падишаху всё же хотелось выведать тайну у Шахрияра, поэтому приказал лучникам, ни в коем случае не убивать его, а целиться выше головы.
Стрелы летели над головой Шахрияра, и ни одна из них не попала в него.
Пришёл к месту казни своего раба падишах.
– Не будь таким упрямым, Шахрияр, скажи правду, где ты был вчера ночью? Если не ответишь, велю повесить тебя!
–  Да будет долговечна жизнь моего падишаха! –  твердил Шахрияр, – Был на кладбище. Сон овладел мною, и я проспал там до утра...
Падишах рассердился ещё больше и велел: – Повесить его немедленно!
Привели раба к виселице, накинули петлю на его шею и только хотели  затянуть её, как  издали заметили скачущего всадника. Как только этот всадник приблизился к месту казни, бросил гранат оземь и с той же стремительностью исчез из виду. Гранат стукнувшись об твёрдую землю, разбился, и из него высыпались зёрна.
– Мой падишах, я всё расскажу! – закричал Шахрияр  в тот же миг.
Падишах велел:  – Остановить казнь! Снимите с него петлю!  Я тебя слушаю, Шахрияр!
 – Да будет долговечна жизнь падишаха!  Ведите меня во дворец! Тайну свою я должен открыть тебе  наедине.
Падишах в знак согласия кивнул головой. Стражники сняли с раба петлю и привели его  во дворец. Тут падишах велел всем выйти. Шахрияр обратился к падишаху:
 – О прибежище мира! Ночь я провёл у одной красивой девушки!
–  Это верно, – согласился падишах, – а что означали  вопрос о корове и твой ответ «согласен»?
Шахрияр  ответил падишаху, прямо смотря в его глаза: – Девушка своим вопросом хотела сказать: «Ты меня не видел и не знаешь, красива ли я, худая  я, или полная». Я ответил, что какая бы ты ни была, я согласен. Вот тогда мне открыли дверь и пустили в дом.
–  Допустим, что это так, – сказал падишах, – ну а теперь расскажи мне о вещах, расставленных на подносе.
 – Я воткнул иголки в гранат и тем самым дал понять девушке, что если моё тело так же будет истыкано стрелами,  о своей связи с ней я никому не расскажу. Потом я  изрезал бумагу на куски и этим уверил её, что если моё тело также изрежут на куски, никому нашей тайны я не открою. Вот почему я и молчал до сих пор.
– Допустим, что и это верно, а почему же ты теперь мне всё это рассказал?
– Да будет долговечна жизнь падишаха, – ответил Шахрияр,– всадник, который прискакал на коне и бросил гранат оземь, была та самая девушка. Гранат разбился, зёрна его рассыпались. Этим девушка хотела сказать: «Тайна, из-за которой тебя хотят повесить, принадлежит мне, пусть же она раскроется, как этот гранат. Я не желаю твоей смерти». После этого я рассказал всё, что со мной было.


Падишаху понравилась прозорливость Шахрияра. Он усадил его рядом с собой и спросил: –  Шахрияр, ведь ты и людей хорошо можешь определять. Скажи, в таком случае, кто я?
–  О прибежище мира! – ответил Шахрияр, – ты сын пекаря.
–  Что ты болтаешь?! – удивился падишах, – я сын падишаха. Мой отец был падишахом!
–  Вели позвать твою мать, – предложил Шахрияр падишаху, – и спроси у неё. Если не подтвердятся мои слова, вот тогда пусть отрубят мне голову.
Падишах позвал свою мать.
–  Мама, скажи мне правду, чей я сын? Кто был мой отец?
–  Сын мой, – ответила она после долгого раздумья, – когда я была беременна, отец твой Великий падишах сказал: «Если ты родишь мне дочку, то я тебя убью вместе с ней, а если родишь мне сына, то исполню все твои желания». В ночь, когда наступило время родов, в семье одного пекаря родился сын, а у меня дочь. Я дала много денег повитухе, чтоб она поменяла младенцев. И пекарю тоже пришлось отдать немало денег. Да, сынок, ты действительно сын пекаря.
–  Удивительно, Шахрияр, – воскликнул падишах, – скажи, откуда ты узнал, что я сын пекаря?
–  Да будет долговечна жизнь падишаха, – ответил Шахрияр, – узнал это я потому, что в начале  моей службы во дворце ты велел дать мне по одному хлебу в день, затем велел удвоить хлебный паёк, а впоследствии по твоему приказу мне стали давать тройной  хлебный паёк. Кроме хлеба, других наград  ты не знал. Вот я и догадался, что ты сын пекаря.
–  Пусть будет по твоему, – сказал падишах, –  но скажи мне, а кто эта девушка?
–  Она дочь падишаха, ответил Шахрияр.
Тут вмешалась в разговор мать падишаха и сказала, что красавица-девушка – твоя сестра и моя дочь, обмененная на сына пекаря.
– А ты кто? – спросил Шахрияра падишах.
– Да будет долговечна жизнь падишаха!  Я сын  звездочёта и был ещё маленьким, когда на нас напали  разбойники. Меня взяли в плен и как раба продали одному купцу вашей провинции...

Ещё больше понравился  падишаху Шахрияр, и он женил его на той красавице-девушке. Сыграли свадьбу, которая длилась сорок дней и сорок ночей.
Шахрияр с женой - дочерью падишаха,  ели, пили и зажили счастливо.
И вы живите сто лет, а я – дважды по пятьдесят.
С неба упало три яблоко: одно тебе, другое мне, третье – тому, кто эту сказку прочитал.


гор. Краснодар
6 апреля 2014 год