Эмпатическое возбуждение

Гадаев Алексей Вениаминович
Очевидно, что многие люди способны распознавать, считывать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, и она служит важным фактором развития в человеческой природе - эмпатии и альтруизма. Альтруизм это - осмысленная активность в бескорыстной помощи другим людям. Человек, даже, иногда, склонен принять некоторую личную ответственность, означающую необходимость оказать поддержку жертве страдания и появление чувства вины в случае бессердечного игнорирования данного обстоятельства. Мы при этом испытываем сострадательное эмпатическое возбуждение.
Мартин Хофман (Hoffman, 1981) полагает, что даже новорожденные способны распознавать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, присутствует от рождения.

Для изучения развития способности ребенка считывать эмоции и сигналы других людей психологи ввели понятие эмпатии. Эмпатия содержит два элемента: понимание эмоционального статуса или состояния другого человека и принятие этого эмоционального состояния. Человек. Обладающий эмпатией, переживает те же самые чувства, которые, как считает, испытывает другой человек, или очень похожие чувства. Симпатия включает тот же самый процесс понимания эмоционального статуса, но сопровождается не принятием этих эмоций, а общим чувством печали или интереса к другому (Eisenberg et ai., 1989). В общем, похоже, что с точки зрения развития эмпатия является более ранней реакцией, чем симпатия, которая у детей старшего возраста и взрослых ребят берет свое начало из эмпатической реакции.
Развитие эмпатии.
«Эмпатия по определению Хоффмана, – «замещающая аффективная реакция, которая не всегда полностью соответствует аффективному состоянию другого человека, но более соотнесена с ситуацией другого, чем со своей собственной»(Хелен Би Развитие ребенка. «Питер» М. 2004. с. 760).
Самый подробный анализ развития эмпатии и симпатии предложен Мартином Хоффманом ( Hoffman, 1982,1988), который описывает четыре больших этапа, в обобщенных в таблице № 1.

Таблица № 1. Стадии развития эмпатии, предложенные Хоффманом
Стадия 1:
Глобальная эмпатия Отмечается на первом году жизни. Если младенец находится в присутствии кого-либо, выражающего сильную эмоцию, он может перенимать эту эмоцию, например начинает плакать, когда он слышит плачь другого младенца
Стадия 2:
Эгоцентрическая эмпатия Отмечается примерно в 12-18 месяцев, когда дети имеют достаточно четкое чувство отделенности своего Я. Они начинают реагировать дистрессом на дистресс другого человека и пытаются «вылечить» проблему другого, предлагая то, что, с их точки зрения, лучше всего может успокоить. Например, они могут выражать печаль, когда видят боль другого ребенка, и позвать на помощь свою маму
Стадия 3:
Эмпатия чувствам другого
Начинает отмечаться уже в 2 или 3 года и продолжается на протяжении начальной школы. Дети замечают чувства других людей, частично перенимают эти чувства и реагируют на дистресс другого не эгоцентрическими способами. За эти годы дети различают всё более широкий (и более тонкий) диапазон эмоций
Стадия 4:
Эмпатия условиям жизни другого человека В позднем детстве или подростковом возрасте некоторые дети формируют более обобщенное понимание чувств других людей и реагируют не просто на непосредственную ситуацию, но на общую ситуацию или положение другого. Поэтому молодой человек на этой стадии может испытывать более выраженный дистресс в ответ на печаль другого человека, если он знает, что эта печаль хроническая, или если он знает, что общее положение этого человека особенно трагично, чем в том случае, когда он воспринимает печаль как сиюминутную проблему.

Под эмпатией обычно понимают сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого.
М.Шелер и У Мак-Дугалл рассматривают эмпатию как основу всех положительных социальных отношений.
Ч.Труа склонен трактовать эмпатию наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента.
Р.Даймонд выделяет когнитивные аспекты эмпатии, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта другого. Значение когнитивной эмпатии состоит в её способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается так же, что испытывающий эмпатию человек, вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию другого.
Во время эмпатии происходит переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что другой человек переживает именно эту эмоцию. Подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка являются ключевым звеном в процессе созревания.
Стотленд о его коллеги обнаружили, что основным предварительным условием эмпатии является воображение себя как обладающего тем же самым опытом другого и принятие роли этого другого. Этот подход к эмпатии Стотленда, основан на когнитивном или психическом процессе воображения. Субъекты эмпатии могут сопереживать актеру или герою романа, поскольку люди, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, которую субъект эмпатии уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в неё.
Философы и социологи высказываю мнение, что проявление эмпатии ведёт к большей услужливости и даже к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы.
Хоффман и Г.Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии других, такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к другим людям, чем при отсутствии этих условий.
В противоположность этому, Стотленд обнаружил, что в ситуациях, когда помощь страдающему другому оказывается не просто и даже не возможно, испытывающий эмпатию может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации – физически и психологически – путем «замораживания» своих чувств. Если боль другого достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации.
Бетсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный человек не просто проникается чувствами другого, но ещё и симпатизирует ему – то есть сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь другому, чувстве сострадания, жалости  и сердечного участия. Хоффман показал, что женщины обладают более высокой эмпатией по сравнению с мужчинами[Психологическая энциклопедия, под ред. Р Корсини, А.Ауэрбаха, СПб.: 2003, с.1022-1023].


За годы начальной школы эмпатические реакции детей и реакции симпатии становятся всё более и более тонкими, поскольку они лучше считывают эмоции других. В 3-4 классе дети могут даже проявлять эмпатию в отношении нескольких эмоций сразу, например, если они видят, как другой ребенок совершает ошибку и падает во время игры. Наблюдательный ребенок может эмпатично пережить и боль, и чувство стыда или неловкости и способен осознавать, что пострадавший может не хотеть помощи от других. В подростковом возрасте появляется еще более абстрактный уровень , когда ребенок выходит за рамки непосредственной ситуации и эмпанирует (или симпатизирует) общему положению другого человека. Но это изменение не происходит мгновенно. Исследования Пола Харриса и его коллег (Harris et al., 1981) доказываю, что до подросткового возраста молодые люди не до конца осознают, что другой может прятать свои эмоции или поступать в разрез с «внутренними» чувствами.
Эмпатию подобно проявлениям доброты и альтруизма, так же можно развить, если в семье обсуждаются эмоциональные проявления и последствия поступков ребенка и других людей ( e. G., Miller et al.,1989). К тому же имеется доказательства того, что дети опыт безопасной привязанности, проявляют больше эмпатии, чем дети не имеющие такого опыта (Kestenbaum et al., 1989) [Хелен Би. Развитие ребенка « Питер» М. 2004. c. 536 -538].

Эмпатия Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эмпа;тия (греч ev — «в» + греч. patos — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональное состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа;т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.
Содержание и границы понятия
Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.
С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра.
В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.
Этимология
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einf;hlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.
Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмунтом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
В профессиональной деятельности
Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).
Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.
Физиологические аспекты
Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.
Клинические аспекты
Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

В.Б. Шапарь в книге «Новейший психологический словарь»: «Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживание другого. <..> Различают:
1) Эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;
2) Эмпатию конитивную – базирующуюся на интеллектуальных процесса – сравнении, аналогии и пр.
3) Эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
Как особые формы эмпатии выделяют:
1) Сопереживание – переживание тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой. Через отождествление с ним;
2) Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувством другого.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей её от других видов понимания, таких как идентификации, принятие ролей, децентрации и пр., является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов (Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь, Ростов н/Д. : Феникс, 2007, с.786)

Эмпатия
Автор: Н.И. Козлов
Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку. Эмпа;тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
Как будто становишься этим другим, но вовлекаешся в его состояние не полностью, а оставаясь и собой также: именно это дает возможность в эмпатии сохранять разумность.
Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы, менеджеры персонала и проч.).
Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций - отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания "эмоциональный", хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.
Если вы хотите лучше понимать чувства других людей, для развития эмпатии полезно практиковать следующие упражнения. Это все упражнения для "Страуса": "Запоминание лиц", "А что это он", "Как он смеется", "Я глазами других", "Сопереживание", "Перевоплощение", а также любые гадания и игры в "Ассоциации". Кроме этого, развитию эмпатии способствует общее развитие эмоциональности.
Обращение к чувствам - чаще женская стратегия. Стандартные варианты - это обращение к сопереживанию ("Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!" или "Пожалуйста, не серди маму").
Насколько это работает?
К большому удивлению взрослых, и особенно мам, на маленьких детей обращение "Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!" обычно не действует вовсе. Однако если на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние. Впрочем, дети любят копировать взрослых, и если мама расстраивается часто, за нею это начинают повторять и дети. Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается. Настоящая эмпатия возникает у детей не раньше семилетнего возраста, причем тут все очень индивидуально. Если дети к этому очень расположенные, а есть не расположенные к этому никак.
Аналогичная ситуация с приемом "Пожалуйста, не серди маму!". Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. Ее результаты? В маленьких детях, особенно в девочках, успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети, и особенно мальчики, на это ведутся хуже, у них возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.
Гипертим и эмпатия
Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Это чувство у гипертима не слишком развито. Он непрерывно бурлит и просто не замечает страданий или оттенков настроения других. Он нечувствителен к чужому горю. Но в нем странным образом это сочетается с отзывчивостью. Гипертим не может отказать человеку в просьбе, если в состоянии ее выполнить. Он добродушен и добр. Вот он видит чью-то явную нужду — пересечет весь город пешком, но поможет. Он не эгоистичен и даже не эгоцентричен. Он искренне великодушен, не требует похвал.
Я сказал: «нечувствителен, но отзывчив». Вот так и запомним. Почему нечувствителен? Понятно: бурлив. А почему отзывчив? Потому что опять же бурлив. Его внимание направили на нужную деятельность, и он всегда готов к ней. Можно сказать и так: эмпатия низка, а ДГЭИ (действенная групповая эмоциональная идентификация) развита. Он действенно помогает, если его об этом ненавязчиво попросят. (А вот если попросят навязчиво, он может и вспылить.)
Он может бросить все дела, не поспать. Но с глаз долой — из сердца вон. Эта пословица как нельзя больше подходит гипертиму. При этом его внимание к человеку не связано с выгодой. Помните, паранойяльный утрачивает интерес, если человек перестает быть нужным, эпилептоид интересуется человеком, если партия велит, истероид перестает интересоваться, когда его участие в человеке никто не видит. У гипертима это связано именно с тем, что человек просто исчез из поля зрения.
Истероид и эмпатия
Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Вспомним: эмпатия — способность вчувствоваться в психику другого с сочувствием и сопереживанием. При этом под эмпатией понимается пассивное вчувствование (в отличие от ДГЭИ, то есть действенной групповой эмоциональной идентификации, суть которой — активная помощь). Истероиды плохо чувствуют другого человека, почти как паранойяльные, с той лишь разницей, что паранойяльные часто даже и не скрывают этого, а истероиды хотят выглядеть все же добрыми, в связи с чем у них в ходу атрибутика человечности.
Вот разговор с приятелем, которого он давно не видел: «Старик, ну как ты, как дочка, как жена, как вообще дела, рассказывай, рассказывай, ой, ты знаешь, а меня вчера... (далее следует длинный рассказ о нем самом). Ну ладно, ты позванивай, расскажи о себе еще что-нибудь, ну, пока, бай, чао, оривидерчи, ауфвидерзеен...»
Истероид не чувствует и неискренности по отношению к себе, потому что сам часто неискренен. Но формально все соблюдено — к нему все хорошо относятся, считает он, раз говорят только хорошее. Обратная связь близка к нулю.
У истероида на низком уровне не только эмпатия, но и тем более ДГЭИ. Он склонен помогать лишь тогда, когда это видят и оценивают окружающие, если сам человек, которому он помогает, говорит об этой помощи в очень положительных тонах, а если нет, то истероид теряет к этому всякий интерес.
Истероиду можно посоветовать, чтобы он постоянно, буквально каждые пять минут, посылал бы себе импульсные самовнушения: интересуюсь другими больше, чем собой. Это будет способствовать в том числе и улучшению его репутации. А не будет он подавать себе такие сигналы — значит, прослывет эгоистом, эгоцентристом, неотзывчивым, негуманным, неуживчивым, неинтересным как собеседник и т. п.
________________________________________
Параноик и эмпатия
Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Эмпатия — это вчувствование в психику другого человека. Это может сопровождаться сопереживанием и сочувствием. (А бывает и «отрицательная» эмпатия — с подчинением человека.)
Паранойяльные неэмпатичны, плохо чувствуют другого человека, не чутки к чужому горю, У них все подчинено только делу. Когда паранойяльный проповедует, он сам впадает в транс, сознание сужено, глаза горят, руки энергично жестикулируют, в эти минуты он совершенно недоступен другим людям, он их любит-ненавидит в зависимости от того, как они воспринимают его речь. Он может и в другое время совершенно не думать о потребностях и состоянии близких людей, об их больших и тем более маленьких бедах, мелких заморочках: подумаешь — слезы, «что слезы женские? — вода». Он должен постоянно задавать себе вопрос, стоит ли его дело больше человека. Может быть, конечно, и стоит. И не обязательно умиляться довольно сомнительной в смысле истинности фразе Достоевского о слезинке ребенка.
Но паранойяльному все же имеет смысл остановиться в беге, оглянуться во гневе и все-таки задать себе этот сакраментальный вопрос, стоит ли его дело больше человека.
Шизоид и эмпатия
Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. С эмпатией у шизоида плохо. С рефлексией хорошо, а с эмпатией — никуда. Не чувствует он другого человека, не улавливает чужого настроения, не ощущает явно неприязненного отношения к себе.
Он не вполне понимает, что в нем может вызвать юмористическое к нему отношение, не чувствует, насколько сам задевает человека своими замечаниями, не понимает, что уже надоел. Будучи часто остроумным, шизоид направляет юмор на собеседника, не задумываясь, насколько его шутки безобидны.
Все это можно назвать аутическим эгоцентризмом, в противовес истероидному демонстрационному эгоцентризму.
Вот яркий пример такого аутического эгоцентризма: Шизоид Гегель в свое время читал лекции одному записавшемуся к нему студенту. Это был Людвиг Фейербах, который, как нас учили «классики марксизма-ленинизма», и положил конец немецкой классической философии и «материализм которого Маркс соединил с диалектикой Гегеля».
Испытывая необходимость какого-то общения, шизоиды идут в библиотеки, сидят рядом с другими людьми в читальнях, заходят в книжные магазины. Даже занимаются зимним подледным ловом (поодаль такой же сидит у проруби, и на уровне бессознательного в голове крутится: все же не один сижу).
Эпилептоид и эмпатия
Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Эпилептоиды малоэмпатичны, то есть плохо чувствуют другого человека, его состояние, горести, вообще малочувствительны к чужому горю. Если ребенок у эпилептоида поранил пальчик, он скажет: «Ничего, пусть привыкает к ранам, на войне не то еще будет». Если эпилептоид — хирург (а хирурги чаще рекрутируются именно из эпилептоидов), то он меньше, чем можно было бы, заботится об обезболивании — пусть пациент потерпит. Эпилептоид — не единственный из психотипов, у которого плохо с эмпатией. Все агрессивные типы не слышат другого человека: паранойяльный — оттого, что сосредоточен на своем деле, эпилептоид — из любви к порядку, истероид — вследствие эгоцентризма, гипертим — из-за брызжущей энергии.
Эпилептоид поэтому должен говорить себе: человек дороже порядка. И не один раз сказать, а повторять через каждые пять минут. Так же как паранойяльный должен напоминать себе, что человек дороже дела.
Эпилептоиды склонны творить добро, но их добро как бы «по разнарядке». Если провозглашен призыв заниматься приютами для бомжей — будут заниматься. А нет призыва — он считает, что «от этих бомжей только антисанитария, интернировать их надо». (Читатель, понимай это как образ, я даю только направление, детали подскажет жизнь.) Зато добро их добротно, основательно, планомерно и результативно, в отличие от полных доброжелательности сензитивов, гипертимов и психастеноидов и в отличие от паранойяльного, который по определению не добр и может лишь выжимать из себя добрые поступки, в основном для того, чтобы их отметили, в целях собственной карьеры.