Эмпатическое возбуждение

Гадаев Алексей Вениаминович
Очевидно, что многие люди способны распознавать, считывать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, и она служит важным фактором развития в человеческой природе - эмпатии и альтруизма. Альтруизм это - осмысленная активность в бескорыстной помощи другим людям. Человек, даже, иногда, склонен принять некоторую личную ответственность, означающую необходимость оказать поддержку жертве страдания и появление чувства вины в случае бессердечного игнорирования данного обстоятельства. Мы при этом испытываем сострадательное эмпатическое возбуждение.
Мартин Хофман (Hoffman, 1981) полагает, что даже новорожденные способны распознавать и переживать эмоции окружающих. Эта способность, известная как эмпатия, присутствует от рождения.

Для изучения развития способности ребенка считывать эмоции и сигналы других людей психологи ввели понятие эмпатии. Эмпатия содержит два элемента: понимание эмоционального статуса или состояния другого человека и принятие этого эмоционального состояния. Человек. Обладающий эмпатией, переживает те же самые чувства, которые, как считает, испытывает другой человек, или очень похожие чувства. Симпатия включает тот же самый процесс понимания эмоционального статуса, но сопровождается не принятием этих эмоций, а общим чувством печали или интереса к другому (Eisenberg et ai., 1989). В общем, похоже, что с точки зрения развития эмпатия является более ранней реакцией, чем симпатия, которая у детей старшего возраста и взрослых ребят берет свое начало из эмпатической реакции.
Развитие эмпатии.
«Эмпатия по определению Хоффмана, – «замещающая аффективная реакция, которая не всегда полностью соответствует аффективному состоянию другого человека, но более соотнесена с ситуацией другого, чем со своей собственной»(Хелен Би Развитие ребенка. «Питер» М. 2004. с. 760).
Самый подробный анализ развития эмпатии и симпатии предложен Мартином Хоффманом ( Hoffman, 1982,1988), который описывает четыре больших этапа, в обобщенных в таблице № 1.

Таблица № 1. Стадии развития эмпатии, предложенные Хоффманом
Стадия 1:
Глобальная эмпатия Отмечается на первом году жизни. Если младенец находится в присутствии кого-либо, выражающего сильную эмоцию, он может перенимать эту эмоцию, например начинает плакать, когда он слышит плачь другого младенца
Стадия 2:
Эгоцентрическая эмпатия Отмечается примерно в 12-18 месяцев, когда дети имеют достаточно четкое чувство отделенности своего Я. Они начинают реагировать дистрессом на дистресс другого человека и пытаются «вылечить» проблему другого, предлагая то, что, с их точки зрения, лучше всего может успокоить. Например, они могут выражать печаль, когда видят боль другого ребенка, и позвать на помощь свою маму
Стадия 3:
Эмпатия чувствам другого
Начинает отмечаться уже в 2 или 3 года и продолжается на протяжении начальной школы. Дети замечают чувства других людей, частично перенимают эти чувства и реагируют на дистресс другого не эгоцентрическими способами. За эти годы дети различают всё более широкий (и более тонкий) диапазон эмоций
Стадия 4:
Эмпатия условиям жизни другого человека В позднем детстве или подростковом возрасте некоторые дети формируют более обобщенное понимание чувств других людей и реагируют не просто на непосредственную ситуацию, но на общую ситуацию или положение другого. Поэтому молодой человек на этой стадии может испытывать более выраженный дистресс в ответ на печаль другого человека, если он знает, что эта печаль хроническая, или если он знает, что общее положение этого человека особенно трагично, чем в том случае, когда он воспринимает печаль как сиюминутную проблему.

За годы начальной школы эмпатические реакции детей и реакции симпатии становятся всё более и более тонкими, поскольку они лучше считывают эмоции других. В 3-4 классе дети могут даже проявлять эмпатию в отношении нескольких эмоций сразу, например, если они видят, как другой ребенок совершает ошибку и падает во время игры. Наблюдательный ребенок может эмпатично пережить и боль, и чувство стыда или неловкости и способен осознавать, что пострадавший может не хотеть помощи от других. В подростковом возрасте появляется еще более абстрактный уровень , когда ребенок выходит за рамки непосредственной ситуации и эмпанирует (или симпатизирует) общему положению другого человека. Но это изменение не происходит мгновенно. Исследования Пола Харриса и его коллег (Harris et al., 1981) доказываю, что до подросткового возраста молодые люди не до конца осознают, что другой может прятать свои эмоции или поступать в разрез с «внутренними» чувствами.
Эмпатию подобно проявлениям доброты и альтруизма, так же можно развить, если в семье обсуждаются эмоциональные проявления и последствия поступков ребенка и других людей ( e. G., Miller et al.,1989). К тому же имеется доказательства того, что дети опыт безопасной привязанности, проявляют больше эмпатии, чем дети не имеющие такого опыта (Kestenbaum et al., 1989) [Хелен Би. Развитие ребенка « Питер» М. 2004. c. 536 -538].

Эмпатия Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эмпа;тия (греч ev — «в» + греч. patos — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональное состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа;т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.
Содержание и границы понятия
Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.
С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра.
В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.
Этимология
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einf;hlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.
Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмунтом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
В профессиональной деятельности
Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).
Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.
Физиологические аспекты
Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.
Клинические аспекты
Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.