Статья 3

Владимир Голдин
 

         Статья 3         

               
         В последующее пятилетие (1911-1916 гг.) развитие поэзии в Екатеринбурге имело свои взлеты и падения. После поражения первой русской революции интерес к печатному слову в городе несколько спал (1912), но он уже не опускался ниже уровня конца Х1Х века. И по сравнению с другими губернскими и уездными центрами был всегда на более высоком уровне.
         
Сокращение притока новых имен поэтов в данный период объясняется еще и тем, что в городе резко уменьшилось число печатных изданий. Из газет на плаву остались «Уральская жизнь» да «Уральский край» (1906-1912), который был переименован в «Зауральский край» (1913-1918).
       
Другие газеты города, как «Екатеринбургский обыватель» (1913-1915), «Белый цветок» и другие, не имели большого спроса среди читателей и творческих людей.
       
Из журналов в эти годы следует отметить «Уральский
 кооператор» и «Уральское хозяйство», в которых публиковались стихи местных поэтов.
       
В период затишья между первой русской революцией и первой мировой войной тематика поэзии, если можно так выразиться, вошла в свои привычные рамки. Исчезли со страниц газет стихи политической направленности, не стало партийной полемики и остро сатирических поэтических фельетонов.
       
Приток новых творческих сил по сравнению с 1907 и 1910 годами, хотя и уменьшился, но новые имена не перестали появляться.
       
Василий Прохоров (1911-1916, здесь и далее указаны годы творчества), Кузьма Аристов (1914-1916), Василий Лезин (1911-1916), Николай Лубнин (1914-1916) – тема их лирики – природа.
       
Но если у Василия Прохорова это природа через философское осмысление, то у Кузьмы Аристова – анакреонтическая поэзия, легкая, воздушная, удалая:

        Степь немая,
        Тишь ночная:
        Все простор, простор.
        Бег печали
        Мчится, вдали;
        Далеко до гор.

         
Для Н. Лубнина природа, любовь, человек – это единое целое и это трио никто не может разорвать.
         
Когда-то К. Бальмонт проехал по ряду уральских городов с лекцией «Поэзия, как волшебство», и этот факт побудил Т. Я. Анисимову включить его имя в антологию «В лампаде камских вод звезда», как уральского поэта. В таком случае, справедливости ради, нужно отметить имя и А. Аверченко (псевдоним Волк), который, будучи в Екатеринбурге, ответил К. Бальмонту стихами с тем же названием, что и лекция Константина Дмитриевича.
       
Петр Драверт учился в екатеринбургской гимназии, но всю свою взрослую жизнь провел в Сибири. Его «Зимняя песня» не только о времени года, но и о времени человеческой жизни.
      
Уездный город Курган длительное время жил вне поэзии. Выходивший здесь журнал «Труды Курганского отделения Московского общества сельского хозяйства» (1901-1916) был узкоспециализированным отраслевым журналом. Даже «Народная газета» (1906-1919), основанная воспитанником декабристов А. Н. Балакиным, первые свои годы издания выходила как чисто профессиональная газета Союза Сибирских маслодельных артелей.
      
Но время и общественное развитие города поставили все на свои места. Начиная с 1909 года, с первых стихов В. М. Мангулова, «Народная газета», не потеряв своей профессиональной ориентации, становится поэтическим центром Зауралья. Конечно, редакция предоставляла полосы газеты столичным поэтам: Д. Бедному, Д. Варлыгину, Гарольд, Т. Щепкиной-Куперник; урало-сибирским: П. Блиновскому, Г. Вяткину, Д. Гарову, Шаламовцу.

Но основными авторами «Народной газеты» были выходцы из народа Курганского уезда, поэты-самоучки: В. М. Мангулов (1909-1916), Микула-Пахарь (Кузнецов Николай Кузьмич 1911-1916), Антон Безродный (Утков Савелий Григорьевич 1911-1916), Жук (Малютин Иван Петрович), Сибиряк-Тобольский (Худяков Кондратий Кузьмич 1913-1916).
         
Поздней в газетах города Кургана стали печататься молодые авторы: Лариса Коровина (1913-195), Павел Кузьминых (1914-1916), Аркадий Филиппов (1914-1916), Павел Булатов (1915-1916), Кондратий Тупиков (1915-1916), Ф. Рябов (1916).
         
Тема стихов поэтов-самоучек - прежде всего гражданская, выдержанная в рамках евангелических заповедей: тяжелый крестьянский труд, мечты об урожае и лучшей доле. Иногда пейзаж, столь близкий крестьянскому труду, и ни звука любовной лирики. Эта тема для них малозначима - юношеское баловство, главное - единство и труд.
         
Тема труда просматривается уже в заглавии стихов: «Встретим счастливые дни» - В. Мангулова, «За новое дело» - В. Кособродского, «Братское дело»- Микулы-Пахаря, «За новое дело» - И. Недорезова. Мечты поэтов-самоучек можно выразить строками Ивана Малютина:

         Друзья и братья! Идея добра
         В сердце людском не умрет.
         Верьте, настанет пора.
         Правда, как солнце, взойдет!
               

         
Особое место среди поэтов-самоучек занимает творчество Кондратия Кузьмича Худякова. Человек трудного детства, росший без родителей, он своим трудом и тягой к знаниям завоевал широкую известность поэта не только в Сибири и на Урале, но и в столичной прессе. Его стихи напевны, искренни, рифма отточена:

          И пришла зима седая.
          Снежным бархатным ковром
          Разметалась край от края,
          Раскидалась серебром.

         
К. Худяков - единственный поэт-самоучка, который освоил такой сложный вид стихосложения, как сонет.
         
Поэты, появившиеся в курганской прессе позднее поэтов-самоучек, расширили тематику своих произведений.
          
Аркадий Филиппов философски рассуждает о достижениях науки начала ХХ столетия и недоумевает, почему люди не могут решить свои проблемы без вражды.
          
Павел Булатов интересен своими наблюдениями весны на Урале и в Сибири.
          
В стихах Павла Панкратова и Кондратия Тупикова возникают производственные мотивы, как отзвук ушедшей в историю первой русской революции и предтеча ближайшего будущего.
          
Тема первой империалистической войны звучит в стихах Николая Янкова, В. Никольского, В. Мангулова. Но как по-разному воспринимается это событие разными поколениями поэтов. Для В. Мангулова в стихотворении «Песня добровольца» война - веселое, пусть и кровавое событие. Для Николая Янкова – это, прежде всего страдание матери. Для В. Никольского война ужасна солдатским пленом и потерями в бою, но при этом автор восклицает:

          Есть лишь одно оправдание
          Всем ужасам этой войны.
          Сознание, что эти страданья
          Народу…  Нужны…

Для чего? В. Никольский отвечает:

         Откроются русские очи,
         Что русский лишь русскому брат.

         
Не получилось из В. Никольского пророка.
         
Ф. Рябов начал публиковаться в курганской прессе в октябре 1916 года, до очередной революции оставалось ровно год. В стихотворении «Спутник» он философски подводит итог пройденной борьбы, тупиковые ее результаты и заключает:

         О счастье мы и в прошлом вспоминаем
         И в будущем себе мы счастья ждем,
         А в настоящем мы его не знаем,
         Мы настоящим, будто не живем.
               
         
Резонные слова, но мир так устроен.
         
Оренбургская пресса, как и вся пресса Урала, резко сократила издания после поражения первой русской революции. Интерес к творчеству в Оренбурге в эти годы почти угас. Начало первой мировой войны вновь мобилизует творческие силы города. Но ненадолго – 1916 год опять показывает спад.
         
Поэтическая активность в период 1911-1916 годы в Оренбурге выказывают три автора: Иван Антонов (Изгнанник 1913-1915), Александр Беленников (1913-1916), Хр. Верещагин (1914-1915).
         
Занимает оренбургских поэтов в послереволюционный период в основном любовная и пейзажная лирика.
         
Иван Николаевич Антонов (А. Изгнанник) пожалуй, последний из  поэтов «перекати поле» на Урале. Его публикации то отмечены в столицах, то в Поволжье, то в Оренбурге, то в Забайкалье, то в Японии (первая книга стихотворений). Через море-океан плывет он к М. Горькому на Капри. Совершив почти кругосветное путешествие, А. Изгнанник оседает в Оренбурге. Многие считали, что жизненный путь он закончил на Южном Урале. Ан, нет. Жизнь его завлекла в 30-е годы на Средний Урал, где он в застенках НКВД и завершил свой бренный путь.
         
Поэзия Изгнанника этого периода природо-любовная. «Манила и ждала, и лаской чаровала,…/ Но я отверг тебя и – смолк твой нежный зов…». Или «Зорька алая упала /На пучину голубую. / Заласкало, закачало/ Море пленницу земную».
         
Александр Беленников любит осенние и зимние пейзажи, он чувствует себя в оренбургской степи молодым здоровым человеком, который желает «весь мир любить!».
         
В стихах Хр. Верещагина на фоне пейзажной лирики   звучат гражданские нотки.
         
Сибирский поэт Г. Дружинин публиковался в газетах Екатеринбурга и Оренбурга. Хотя он призывает «Не грусти, мой друг, о счастье/ - Близки радостные дни», его поэзия - сплошная элегия.
         
Пермская поэзия, пережившая трехгодичный кризис спада творческой активности, к 1911 вновь продемонстрировала творческий подъем. Как это не странно звучит, но в Перми не было ни одной газеты, которая бы просуществовала с конца Х1Х века до февральской революции 1917 года, за исключением, конечно, «Пермских губернских ведомостей» да журнала «Базарные сведения о хлебных ценах на главных базарах Пермской губернии» (1893-1918), которые были далеки от литературных интересов.
         
При таких стесненных условиях для публикаций трудно было пробиться в печать. Вперед мог вырваться тот, кто имел свободный доступ к печатному органу. В связи с этим обращает на себя внимание творчество Николая Васильевича Блинова, который служил редактором в журнале «Известия Пермского городского общества потребителей». Николай Васильевич не только публиковался в этом журнале, но и напечатал сборник стихов «Стихи и песни кооперации», вышедший двумя изданиями.
         
В творчестве Н. Блинова в довоенный период больше звучит гражданская позиция. Кооперация в России всегда выступала за организацию труда, в чем и добилась определенных успехов. Но в годы войны в своем творчестве Н. Блинов выступает как сторонний наблюдатель всего происходящего.
         
Вообще, в этот период в пермской лирике выделяются два основных направления: пейзаж и война.
         
Созерцательная пейзажная лирика представлена произведениями И. Сильвинского, Н. А. Лопатина, В. Рементош – ского, Е. Т. Но обращает на себя ритмика души и настроения поэта Северного. Под таким распространенном на Урале псевдонимом скрылась настоящая фамилия интересного поэта, который не только видит и любит природу, но и учится у нее жить:

         Учитесь у цветов, как надо ярко жить,
         Как надо солнышку ответно улыбаться.
         Учитесь у цветов любить, мечтать, смеяться
         И в полуночный час, в час вещий ворожить.
               
         
Военная тематика в пермской лирике занимала значительное место по сравнению с другими поэтическими центрами Большого Урала.
         
В произведениях А. Белоярского, Пальмана, Евгения Рушманова, В. П. Рябова-Бельского, В. Белоусова, Д. Гуль…, И. Я. Казакова и других звучит боль за своих родных, которые находятся на поле брани, патриотизм и гордость за великую страну, думы о будущем. Вот одной из дум о будущем обращает на себя внимание стихотворение крестьянского поэта И. Макушина «Перед вопросом». Крестьянин готов отдать все своей стране, ради ее свободы, но:

         Предел поставим мы врагам…
         И вот тогда ты,-
         Моя ты Родина, моя! –
         Что дашь ты сыну, расцветая,
         Что получу я от тебя?..

         
Вот такой сложный вопрос, впервые был поставлен умудренным жизнью крестьянином. Действительно ради чего ведутся все войны?..               
         
В Тобольской губернии, где выходило две влиятельных газеты «Сибирский листок» (Тобольск, 1896-1919) и «Сибирская торговая газета» (Тюмень, 1897-1918) литературный процесс всегда проходил спокойно, но 1913 год отметился поразительным всплеском. В этом году впервые заявили о себе в Тобольской губернии многие авторы, как привлеченные из других регионов, так и местные.
         
Но разговор пойдет о тех, кто занимал в рассматриваемый период более активную творческую позицию.
         
Т. Н. Садовский сотрудничал в обеих упомянутых сибирских газетах (1910-1916) и издал сборник «Стихотворения» в Тобольске в 1916 году. Основная тема стихов Т. Садовского - пейзажная лирика Сибири. Он, как И. Почекас, влюблен в свой край и воспевает его то открыто:

Люблю Сибирь, твои снега,
Люблю твоих богатырей.
И зиму, зиму без конца…
               
то мягким прозрачным намеком:

По снежной широкой пустыне,
При матовом свете луны,
По белой открытой равнине
На тройке несутся они…

         
Стихи Т. Садовского не оригинальны по тематике, но они искренни, душевны и по-сибирски колоритны.
      
Александр Шмырев (1910-1915) – традиционно русский поэт начала ХХ века. Его тема любовь, природа, тоска.

Василий Силин начал свою творческую карьеру как поэт-пейзажист, в этом плане его стихи традиционны. Первая мировая война сильно повлияла на творчество поэта. Учеба в военном училище и дальнейшая жизнь, связанная с армией, не прошли бесследно. Интересны и по своему оригинальны его стихотворения «Пленные», «Манифестантам».
       
За очень короткое время (1907-1916), с начала выхода печатных периодических изданий, в Челябинске наряду с приезжими стихотворцами появляются местные авторы: Константин Томашевский, Абесь, Петр Варзин, Павел Котельников, Михаил Чучелов. Это в основном поэты-лирики. Их творчество не успело стабилизироваться. В одних случаях помешала ранняя смерть: Петра Варзина, Михаила Чучелова, других - снесла со страниц газет гражданская война.


                * * *
Подводя итог периоду становления и развития уральской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков отметим следующие моменты.
         
Первое. За неполные сорок лет (1879-1916) с развитием образования и печатного дела на Урале зародилось и развилось массовое искусство. Появилась новая литературная зона на карте России, название которой – уральская поэзия. В развитии и становлении поэтического процесса на Урале приняли участие сотни самодеятельных авторов. Они отразили, в своих стихах пусть, не всегда профессиональных, злободневные проблемы жизни края, способствовали развитию культуры и накоплению творческого потенциала для последующих поколений.
         
Второе. Только широкое участие в поэтическом процессе творчески одаренных людей выдвигает на пьедестал признания истинные таланты. Достаточно отметить, что из сотен, публиковавшихся в периодической печати Урала, только около сорока вышли на уровень издания собственных книг. Их имена не столь известны читающей публике потому, что на Урале вообще отсутствовала литературная критика, а, как известно, столичные критики всегда относились к периферии свысока.
         
Третье. В уральской поэзии не было борьбы эстетических и художественных программ различных творческих школ, групп и группок, что свойственно столичной литературе в период
«Серебряного века». Но это не значит, что уральская поэзия не достойна памяти последующих поколений. Напротив, сохранение культурного пласта, скрытого в периодических изданиях и все менее доступных читателю (высокая плата за пользование подшивками газет и журналов, ветхость газет, изъятие их из обращения), выдвигает необходимость скорейшего изучения данной проблемы.