Нужна ли справедливость для жизни?

Андрей Староверов
Пришли как то ко мне на занятия два мальчишечки пятиклассника.  В перерыве между занятиями они подняли, давно затронутую тему справедливости… Выяснилось, что детишки, как ни удивительно, а считают справедливость важной вещью и не забыли наш давнишний разговор. Вот решили рассказать мне о несправедливости, с которой они сталкиваются. Видно было, что тема эта не раз была ими обсуждена между собой. В их классе есть несколько человек в избыточным весом, причём значительно избыточным. Так вот на уроке физкультуры им ставят двойки и тройки, хотя, как ребята говорят, они стараются. «Ведь не могут же они как мы столько же раз подтянуться, или пробежать так же быстро, как мы», - сказали ребята. Они считают, что справедливо было бы оценивать их старания, а не сравнивать результат с нормативами для тех, кто по физическим данным более сильный и ловкий. Главное чтобы и эти дети совершенствовали свои навыки, а не стояли на месте, уж тем более не ухудшали свои результаты.
Я был весьма удивлён такому разговору и особенно высказанной, очень зрелой и здравой позицией, позицией не в защиту себя, а в защиту других. Что и есть настоящая борьба за справедливость. Разговор получился вполне взрослый, если не сказать больше – ведь большинство взрослых уже давным-давно отвыкло оценивать происходящее в обществе по справедливости, особенно свои действия в разных ситуациях.
 Решил я подкинуть им в развитие темы совсем не детский вопросик. И спрашиваю: “Вот вы умные, хорошо учитесь, занимаетесь в разных кружках, спортивные, подтянутые, в общем, одним словом - молодцы. Видимо школу закончите с хорошими результатами, буде учиться дальше?” Молчаливое согласие, было мне ответом.
– Вот выучитесь вы, получите высшее образование. А когда получите то, как вы считаете, ваша заработная плата должна быть выше, зарабатывать Вы должны больше чем те, кто высшего образования не получит?
– Конечно, - в один голос заявили мои собеседники.
– Так чем же тогда несправедливая ситуация с оценками по физкультуре отличается от ситуации с оценкой работника, который оценивается количеством не баллов, а количеством рублей?. Ведь не все же могут быть одинаково умными, не все могут получить высшее образование, да и количества денежных должностей на всех не хватит. Ведь и здесь надо было бы оценивать не умственные возможности, а старание на той должности, которую исполняет человек.

Конечно же детишки не были готовы к такому вопросу, было ясно, как и 99% взрослых выросли в системе где с молоком матери нам вживляется идея, что те ко более умный должны и больше зарабатывать, более образованные - больше менее образованных, с ростом должности должен расти и заработок… И мои собеседники, будучи чистыми душою,  уже  частично приняли в себя идею роста заработной платы в зависимости от образования или должности. Конечно, как неприученные ещё изворачиваться и лукавить, они согласились, что наверно это действительно несправедливо. Но согласие это было уже какое то вымученное, душа пока не принимала новый взгляд, уже не горели так глаза, как во время рассказа о несправедливости при выставлении оценок по физкультуре.
Вот и подумал я, ну если они попытаются обсудить в обществе своё понимание справедливости оценивания достижений в физической культуре то, думаю, среди взрослых хоть и с рудом, они найдут понимание в некоторой части общества. Но во если они попытаются обсудить справедливость связывания должности, образования с заработной платой, то боюсь, не встретят ни одного человека,  согласного, что такой подход не справедлив. Я, например, пока не встретил ни одного, даже самые близкие мне по политическим взглядам, друзья, родственники  все уверены, что зарплата должна повышаться  с образованием и должностью – это настолько естественно для людей,  как то что солнце встаёт на востоке… Все уверены, что высокая зарплата начальства если это и не награда за более полезный труд на благо всех то, по крайней мере, премия  за повышенную ответственность… Даже коммунисты с их  идеями всеобщей справедливости  и те не смогли провести в жизнь идею – что жить надо ради идеи, а не ради оклада. Вскружила им головы идея, что директор завода должен есть сытнее и спать мягче, чем заместитель директора, начальник  отдела,  инженер, уборщица. Дети директора должны жить лучше, чем дети заместителя директора,….. уборщицы или неквалифицированного рабочего.  А детки министра ещё лучше, чем дети директора завода… или неквалифицированного рабочего. Эта лукавая идея и была крахом всех хороших начинаний в СССР, это и было настоящей контрреволюцией, началом строительства капитализма в СССР. Сегодня мы пожинаем плоды и торжество этой гиблой идеи. И беда в том, что никто не сделал выводов из краха  попытки построить настоящее общество, где только и возможно торжество справедливости.

Современные патриоты, борцы с ужасами капитализма в России в худшем случае сами хотят на место олигархов и воров-чиновников, в лучшем случае считают, что нужно сократить разницу в заработках высших и низших – это по их пониманию и будет справедливость. Сам же вопиюще несправедливый принцип, принцип убивающий всё живое в человеке, душу, творчество… остаётся незыблемым ни при каких обстоятельствах, ни при каких политических системах и взглядах, причём не только у нас, но во всё мире… Ужас…! Хотя есть небольшая надежда на детишек подобных моим собеседникам…