Сц. кузнецкий мост и маргарита

Белякова Надежда
Cценарий "Кузнецкий Мост и Маргарита"
 1




     День.ИНТЕРЬЕР. ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ"
Идёт рабочий просмотр моделей, показ осенней коллекции. По подиуму , или как называли в ОДМО «Кузнецкий мост»- «по языку» Зеленого зала "Кузнецкого Моста" проходят манекенщицы , демонстрирующие  модели моды 1956 года.                На этой сцене можно пустить титры.

      ИНТЕРЬЕР, ЗАКУЛИСАМИ ПОДИУМА. Маргарита за кулисами надевает свои модели на выступающих  на дефиле манекенщиц. Шляпы нужно надевать быстро и точно, быстро поясняя манекенщице, какой образ та должно сыграть с мгновения своего прохода по подиуму. Маргарита работает одновременно с Ниной Заморской и Верой Гриберг(Савиной) . На манекенщиц каждая надевает  свои модели. Перед каждым выходом манекенщицы на публику,Маргарита показывает на себе, как « нести» шляпу,создавая задуманный ею образ, поправляя  , что бы лучше сидели шляпы, объясняя  суть созданного   ею образа, но все это быстро и шёпотом .То есть ,она работает  за кулисами.   А текст, искусствоведа ОДМО, комментирующий происходящее  в зале идёт, как закадровый текст.
     У Маргариты явно хорошие , приятельские отношения с манекенщицами, красавицами  того времени.Перебрасываются по-дружески шутками, анекдотами того времени, обмениваясь набегу книгами - и все это во время работы:


 РЕГИНА СБАРСКАЯ (отдаёт  книгу)
Спасибо! Ритуль!А то мне такого же
Хеменгуэя,  только
на три дня почитать давали.
Не все успела прочитать.
А я тебе, Ремарка захватила, как обещала!

 МАРГАРИТА
 Если "Три товарища"- я то уже читала,
 до утра оторваться не могла.   


ИНТЕРЬЕР ОДМО. МАНЕКЕНЩИЦА СКРЫВАЕТСЯ за кулисами, откуда доносится взрыв аплодисментов. Появляется Мила Романовская. Маргарита одевает и ее. Одна за другой сменяют они друг друга.

ИНТЕРЬЕР ЗЕЛЕНОГО ЗАЛА.На головах головные уборы, направления и тенденции моды комментирует искусствовед. Вмешивается Художественный руководитель – Наталья Головина.  Манекенщицы продолжают дефилировать по подиуму демонстрируя новые модели.На этой сцене можно пустить следующие титры.


НАТАЛЬЯ ГОЛОВИНА (обращается в зал к зрителям)
Прошу обратить внимание на интересные
новые модели,представленные для этой
осенней коллекции Маргаритой Беляковой.
Она у нас молодой специалист,
Hо с самого начала проявила качества
яркого смелого  модельера,
со своим почерком и внутренней темой.
Поскольку наши коллекции должны быть
не только внедрены в отечественное
производство,
но и представлять нашу современную
моду в контексте развития этого искусства
во всём мире!
Kак-никак, но наша коллекция будет
проходить на тех же подиумах всего мира,
где будут блистать и модели, прэт-а-портэ
ведущих домов мира.
Так что, мы должны стараться представить нашу
страну на самом высоком уровне!
Поэтому меня порадовала эта серия
моделей Беляковой Маргариты.
Есть европейский уровень, в подаче формы,
в создании романтического образа, изящность  линии…
Особенно вот эта вещь-(останавливает
манекенщицу в шляпе с большими полями)
широкие поля, элегантная тулья,
но одновременно  необходимо привносить
нечто самобытное, неповторимое –
такое «наше», но не только
фольклорное…Вот, вот. Эти «Купола» -
шляпка в стиле коктэйль.Отлично !
            
ПОДИУМ.Выходят еще две манекенщицы в меховых пальто и горжетках
по моде того времени.Они демонстрируют меховую серию.

НАТАЛЬЯ ГОЛОВИНА
А вот и меховая серия.О!
Новая тема, и как это...
исторично, и одновременно...
 современно! Рита! Великолепно! смелые формы!
Как это называется, такая шапка-шляпа?

ИНТЕРЬЕР.ПОДИУМ.Маргарита выходит из за кулис. И «отчитывается» о проделанной работе.

 МАРГАРИТА
 Когда я делала  их ,про себя  называла их «Боярки»,
Здесь можно  обыграть  стиль  a la Russ - головки  делать тканевые, парчовые, меховые. Из этого можно и расшить разноцветными
бусинами, стразами Вывести разные варианты…образа старорусского образа.

 Манекенщицы поворачиваются и аплодируют ей.Сидящие зале, сотрудники,коротко- тоже.Этот звук трансформируется в звук трясущихся по  шпалам  теплушек. ИЗОБРАЖЕНИЕ МИКШИРУЕТСЯ.

НАТУРА. МОРОЗНОЕ УТРО.СИБИРЬ. 1942 год. Едет паровоз . Теплушки трясутся по рельсам. Это поезд, едущий среди заснеженных далей Сибири в эвакуацию. Микшер.
ИНТЕРЬЕР, ВАГОН. Семья семилетней Маргариты едет в эвакуацию.
     Все затуманено. Но звук остается .Сорок второй год. Зима. Бескрайняя белизна, заснеженные поля и белеющие деревья. Где-то далеко от города.  Вагоны теплушек едут в эвакуацию. Это- то ли сон маленькой Маргариты , то ли хроника. В - теплушке две раньше не знакомые семьи. С одной стороны мать и мальчик. С другой – семья семилетней  Маргариты. Бабушка-Елизавета Яковлевна, видя, что её дочь- Капитолина,учительница и мать Маргариты и ее старшей сестры Капитолины, спит достает из тюка икону Михаила Архангела, которую писала сама, когда-то в молодости. Показывает её внучкам. От иконы свет в той теплушке. Елизавета Яковлевна, ее бабушка, показывает девочкам икону своего письма, рассказывая и вспоминая прежнюю -мирную жизнь. Это икона Архангела Михаила. Она рассказывает о своей жизни внучкам - двум
девочкам. Капе-14 лет, Рите-7 лет.Маленькая Маргарита гладит крылья Архангела Михаила, потом,словно рисуя, обводит пальчиком его по контуру. И Архангел Михаил  отделяется от иконы и летит, плоский, как бы вырезанный из бумаги.
НАТУРА. Вид сверху, на вьющийся по заснеженной белизне железнодорожного полотна росчерк рельс, по которому ползёт поезд - на белизну снегов ложиться тень Архангела Михаила.
 МЕЛЬКАЕТ стрелочник-Архангел Михаил. На приступке, охраняя последний вагон, тоже стоит Михаил Архангел. Окна вагонов. За  окошками видны -измученные лица людей, тюки. Это теплушка, в которой едет Рита со своими в эвакуацию.
Голос Елизаветы Яковлевны ,её бабушкина протяжении всего этого видения.Она рассказывает о своей семье.Иногда она в кадре-вяжет носки.Девочки рисуют на обрывках газет.

 ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
 Первым художником  в нашем роду,
 был Яков Бегутов. Он был...да!
 Сын горничной- плод любви,
 приехавшего погостить на лето
к сестрицам в поместье братца,
имя которого затерялось –забылось.
Поэтому он ,мой прапрадед странным
 образом, воспитывался в барском доме
под присмотром двух барынь- старых дев.
Способности к рисованию проявил еще в раннем возрасте.
Он заниматься живописью начал еще там в усадьбе.
Не смотря на положение крепостного,  отличался 
он довольно бурным и независимым нравом.
И сметливые тетушки-барыньки усмотрели в том промысел Судьбы;
и ему окормление, и им -надежный оброк.
Как ни как ,а прежде всего он их крепостной.
Хоть и на особом положении,
благодаря шалостям их любимого братца.


ИНТЕРЬЕР ВАГОНА.
ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА рассказывает тихонько,каким-то неизвестным ей людям-попутчикам. И, рассказывая не замечает, что проснулась ее дочь, и она явно недовольна, тем , что девочки срисовывают  с иконы Архангела Михаила – делая рисунки по газете. Ссорясь из-за карандашей. Но у нее нет сил  вмешаться, и она молча смотрит в окно, кутаясь, пытаясь согреться. Но тоже слушает .Засыпает. Но опять просыпается  Капитолина  Карповна. Она тяжело больна. Сестры Капа и Рита , что-то рисуют. Отложив вязание, Елизавета Яковлевна правит их рисунки.


ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Бог весть за что,
но видно было за что ,
но решили барыньки укротить
и строго его наказать.
И именно женитьбу  они посчитали самым 
надежным способом наказания для молодого художника.
И знаете девочки , а  семья –то у них сложилась.
Родила его жена Дуняша тринадцать душ.
Эти тринадцать душ, независимо от пола,
все работали единой артелью – расписывали храмы.
Правда, мы - девицы, приличия ради,
большей частью дома иконы писали.
Ох, как люто наш папенька за рисунком глядел.
Привык к тем навыкам ,
на которых  сам вырос и стал художником.
Умудрялся пороть на конюшне даже женатых сыновей ,
за страшные с его точки зрения прегрешения:
ошибки и леность в рисовании. Вернее;
когда без восторга писали , без должного прилежания, 
и особенно ошибки в анатомии ангелов
с и святых его раздражали.
Это уж потом…после революции.

КАПИТАЛИНА КАРПОВНА
Опять Вы, мама….Только не рисуйте иконы, пожалуйста!
Ведь я же советская учительница, что люди скажут?!
Муж мой-бывший директор советской школы,
а теперь возглавляет ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ
в целом городе... а тут-иконы детей рисовать учите!
 Как...давно:всё едем и едем.(кашляет)

ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Не сердись доченька!
Так я же просто показать Капе ,
как я писала  иконы.  Хорошо нам тогда было.
Все вместе!Вся семья-артель!
Артель наша  иконы писала и церкви расписывала.
Хочу просто поучить их рисовать.
Ой! А ,кажется- подъезжаем
к какой-то станции!
А я носок чуть-чуть не довязала!


ИНТЕРЬЕР ВАГОНА.Елизавета Яковлевна  быстро вяжет носок .Второй, готовый лежит рядом.
НАТУРА. Стихийный рынок около вагона. Елизавета Яковлевна спешит туда .Зацепившись за её подол , едва поспевая за нею, бежит маленькая Маргарита, что-то держащая в ручонке. Елизавета Яковлевна, держа в руках те самые носки, встаёт в ряд торгующих. Рядом встала Рита .Подбегает и Капа с чудесными кружевами, которые тоже связала Елизавета Яковлевна,  вместо привычного ей рисования. Разворачивает , и держит их на вытянутых руках


ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Внученька! Да кто же теперь кружева возьмёт?
Кому они теперь нужны…война!   


НАТУРА, РЫНОК У ВАГОНОВ, ЛЮДИ ВЫХОДЯТ С ЧАЙНИКАМИ.Кто-то что-то обменивает.Рита очень серьёзна и тоже «зарабатывает».Держит на вытянутых руках два рисунка. На каждом дамы-королевы. Её бабушка только что заметила это и усмехнулась. Кружева покупают  подошедшие девушки. Одна другой говорит-

ДЕВУШКА
Ух! Красота какая!
Прямо готовая фата!
А, девчата? Идет?

ПОДРУГА ДЕВУШКИ
Точно! Сережка  скоро вернется с фронта,
а у тебя и фата готова! Бери, Танька!

Танька срывает с головы теплый пуховой платок.Прикладывает к голове. Показывает подружкам. Девушки смеются, примеряя, как фату эти красивые белые кружева. Наконец девушка принимает решение. Спрашивает у Елизаветы Яковлевны.

ДЕВУШКА
Бабушка!На хлеб обменяете?

ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Конечно!Фата? Дай Бог тебе,
чтобы принесла тебе счастье, деточка!

Они обменивают товар к радости Елизаветы Яковлевны.Стайка девушек смеется примеряя кружевную "фату".
Мимо проходят цыганки с пёстрыми  тюками, переброшенным через плечо, выкрикивая на весь рынок:


ЦЫГАНКА
Золото…берём! Золото есть?

Одна цыганка смотрит на Риту и ее рисунок. Усмехается. Остановилась, опустив тюк на землю.  Развязав его, достает потрепанную книгу с оторванной обложкой. Она обменивает ее на только, что нарисованные Ритой рисунки. Кто-то меняет у Елизаветы Яковлевны, довязанные ею носки на завернутый в газетную бумагу хлеб.
Залезают с обмененным хлебом обратно в теплушку. И втаскивают Риту с её «добычей».Девочки набрасываются на еду. Капиталина Карповна, ее дочь , не тянется к принесенному хлебу. Девочки едят, а она- мать, одев очки,  разглаживает на коленях ,случайно доставшуюся потрёпанную книгу.И читает ее вслух для всех, чтобы немного развлечь, тех, кто рядом.


КАПИТАЛИНА КАРПОВНА
В 1843 году на Кузнецком мосту усилиями славянофилов был демонстративно открыт русский магазин, где русскими были и товары, и приказчики. Разумеется, существовали известные отечественные модистки. Края Кузнецкого моста покорила великая Надежда Ламанова, открывшая свою фирму на Большой Дмитровке в 1885 году. Уже в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Надежда Ламанова стала главной соперницей изысканных французских модисток и имела самую высшую клиентуру – ей не раз предлагали переехать в Париж, но она была русской художницей.


ИНТЕРЬЕР ВАГОНА. ИЗОБРАЖЕНИЕ МИКШИРУЕТСЯ. РЕТРОСПЕКТИВА.и плавно переходит  в изображение «старинной жизни» в стиле черно-белого немого кино, изображающего сцены из жизни Елизаветы Яковлевны , рассказ которой звучит закадровым голосом, как озвучка.


ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Надежда Ламанова! Слава тогда о ней
по всей России…Да!Как я мечтала у неё работать!
Иконы после революции...спроса не стало!
Рухнула наша семейная артель иконописи.
Так что и обшивала,
и в прислугах поработать пришлось.
У нее - у Надежды Ламановой-и в Москве,
и в Питере дома моды свои были
Кружева я тогда плела замечательные. Мои узоры,
уж такие мастерицы, а  повторить не могли.
И шить любила с фантазией , хоть и по модным картинкам.
 А ,ну…хоть что-нибудь от себя, а добавлю.
Как-то подкинула  и мне Судьба козырь в жизни.
Заказ у меня был. Невесту к свадьбе нарядить.
И подружек невесты, как водится.
И там и матушек тётушек…
и так красиво нарядила свадьбу,
что хозяина дома, где я прислугой работала,
это он женился….
И уж так украсила я невесту,
то он расщедрился и заплатил мне столько,
что хватило  на осуществление моей мечты.
И я открыла я тогда и у нас в провинции свой
Модный дом! Слово «Ателье» тогда еще не в ходу было.
И, закупив швейные машинки и все необходимое,
оборудование разное,
приступила к созданию нарядной одежды для дам.
Наняла мастериц.
Дело даже пошло, но…

ИНТЕРЬЕР ТЕПЛУШКИ. ВОЗВРАТ  в 1942 год.

ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Вот мечта-то всё и погубила.
И доверила своим работницам
на некоторое время управление делом.
Как позже показала жизнь, людям нечестным.
Решила я дело свое расширить,
ведь заказы пошли. Поехала по делам, а вернулась…
Все оказалось продано.
Украдено…. даже свои фотографии
 своих модных изделиях,
на которых я представляла свои работы,   
и то выпросить у злодеев не удалось.
Собралась я в дорогу. Дела-то испокон
веков в столицах делаются!Так что..
.ехать в столицу было не с чем!
едь это коммерция. А это мне не дано.
 Да! Надежда Ламанова! Мечта…

ИНТЕРЬЕР ТЕПЛУШКИ
Елизавета Яковлевна замерла, прислушиваясь. Руки ее со спицами замерли. Раздался страшный гул, взрывы. Их теплушку так тряхнуло, что вещи, кроме иконы попадали.
Она бросается поднимать больную дочь и кричит внучкам, чтобы выбежали из теплушки. Началась бомбежка.Все выпрыгивают из теплушки. Это артналет.
НАТУРА. СУИЕРКИ, ЗИМНЕЕ НЕБО. Немецкие бомбардировщики-налет.Ужас. Трупы. Крики. Кровь на снегу. Растерзанный труп, рядом с которым в крови кружева Елизаветы Яковлевны. Не пригодилась фата. Но тут Елизавета Яковлевна замечает Риту.
Обезумевшая от страха Рита бежит в сторону от поезда , а её преследует на бреющем полёте молодой немецкий лётчик. Его лицо отчетливо видно даже с земли тем, кого он обстреливает на бреющем полете.Его видит и Рита, замершая от ужаса внизу на земле.
Он хохочет. Он  «играет» с нею. Обстреливает её кругами.К Рите подбегает, грозя ему кулаком ,Елизавета Яковлевна с тазом в другой руке. Она падает на внучку, накрывая ее тазом.
Он делает круг за кругом вокруг них. Обстреливает их. И улетает серьезно бомбить поезд. Когда все стихло , Елизавета Яковлевна поднимает пробитый кое-где таз, отбрасывает его в сторону. Прижимая к себе внучку, что бы она не видела, набросила на ее голову полу пальто…пробираются среди ужаса разрушения.
Кровь на снегу. Трупы. Ужас, горе и смерть.Бабушка Елизавета Яковлевна кричит , зовет внучку Капу и свою дочь Капитолину. Подбирает какой-то таз бежит к Рите. Накрывает  ее , падает на колени и молится. Самолет улетает.Елизавета Яковлевна поднимает таз. Берет на руки дрожащую от ужаса маленькую внучку Риту и уносит ее сквозь ужас оставленный бомбежкой. Уцелевшие люди мечутся в поисках своих близких. Дым и гарь от разбомбленных теплушек. Крики и плач со всех сторон. Рита засыпает на руках бабушки, сидящей на каких-то обломках. И проекцией -прозрачным планом годы войны и события , которые предстоит ей пережить. Похороны матери, голод.
Но вот еще один крупный наезд.
ИНТЕРЬЕР. УТРО. 1944 год. Тарелка - радио- репродуктор. Крупно ее печальное лицо.Лицо Риты - просыпается она в опустевшем родительском доме в Кимрах.На стене портрет мамы.Рита повзрослевшая на 2 года.


 ИНТЕРЬЕР. Зеркала завешаны чёрной тканью. В углу напольные старинные часы. Рита ,глядя на них,вспоминает яркий летний довоенный день, как счастливая в элегантной шляпке и добротном городском костюме Елизавета Яковлевна подъезжает к дому на извозчике.
РЕТРОСПЕКТИВА. ДОВОЕННОЕ ВРЕМЯ. Елизавета Яковлевна привезла эти часы.Ее увидела в окошко  ее дочь Капитолина Карповна, и выбегает помочь выгружать покупку.Вот они обе в дверях. Обе смеющиеся, ставят напольные часы. Продолжая спорить, где же им лучше стоять.Обе исчезают.Часы остаются.
Только что вся семья вернулась с кладбища . Похоронили мать. Отец начальник отдела пропаганды.
ИНТЕРЬЕР, КОРИДОРЫ КИМРСКОГО РАЙКОМА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.Табличка на дверях "ОТДЕЛ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ" А.О.Беляков. Дверь со скрипом приоткрывается. Стало видно, что за столом
г.Кимры , отец Риты что-то пишет в своём кабинете.
 
 ИНТЕРЬЕР КИМРСКОЙ КВАРТИРЫ. Капитолина и Маргарита ,прижались к бабушке, стоят посреди опустевшей комнаты. Окаменевшие.

ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА
Девочки! Но,все же, мы смогли
вернуться домой.
И мама отошла в своей постели.
Не безымянная могила на полустанке.
А по-людски - могилка, мы к ней ходить будем.
Я буду шить, прокормимся, девочки!

Входная дверь открылась и закрылась. Шаги по коридору. Отец заглянул к ним в комнату. Пробормотал, что-то невразумительное.
Отец выходит. Вскоре  раздается стук в дверь. Скрип и звук открываемой двери. Доносится кокетливый, нарочито беззаботный женский смех. В коридоре шёпот.Кокетливый женский смех.Это пришла будущая супруга.
               
АНТОНИНА
Вот забежала ,взяла твой паёк.( звон бутылки)
Даже шампанское!Война, а тут шампанское!
Столько вкуснятинки! МУр-мур-мур-..
В вашем отделе агитации и
пропаганды ..Ха-ха без шпрот и шампанского...
Как  агитировать?!!! Ха-ха..

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ
Тонечка!Ну, ты всё же потише.......
они после похорон.

Дверь закрылась. А скорбная троица так и стоит ,как окаменевшая без движения посреди пустой комнаты.Все заливается светом. Сцена микшируется. Наезд  на перевернутые  стулья, положенные сиденьями на стол.
Летний яркий день. Капа моет полы. Рита стирает пыль. Обе молча делают это, погруженные в свои печальные мысли.
Не сговариваясь подходят к шкафу. Раскрывают створки, как театральный занавес. Там на плечиках висят платья покойной матери. Они гладят их. Окунаются в них лицами .Каждая вспоминает мать в именно этих платьях в разных ситуациях. И себя рядом с мамой ,одетой в это платье. Но , едва услышали, что   открылась и закрылась дверь, быстро закрывают. И возвращаются на свои места.
Продолжают, опустив головы, что бы никто не видел слез.
Антонине-26 лет, Капе-15 лет,Рите- 9 лет
В комнату ,напевая «У самовара я и моя Маша!» впархивает молодая жена отца,  Антонина или просто Тоня. Плюхается в кресло.
               
АНТОНИНА               
Капка! Тебя нужно звать Капуша!   
Рохля ты, ленивая.
Шевелись! Еще постирать твоему папаше нужно.
А я…чтоб  свои красивые руки портить! Хм!
( любуется своими руками)…..Жара!
Носить нечего! Так! А что у нас там?

АНТОНИНА идет, пританцовывая, к платяному шкафу, где висят платья и одежда покойной матери Капы и Риты. Перебирает и, наконец, выбирает несколько вещей. Скидывает тут же свою одежду.
     Оказывается совершенно голой. Только поясок и фильдеперсовые , протертые до дыр на носках чулки. Встав на цыпочки, так что торчат из чулок ярко крашенные ногти, она распахивает шкаф. Выбирает несколько платьев. И пытается натянуть на себя нарядное шелковое платье покойной Капитолины Карповны. Оно трещит. И рвётся. 
    Тонька , окончательно разрывая платье срывает его с себя и берет другое платье. Прижавшиеся друг к другу девочки, замерли в ужасе. Вдруг Капа не выдерживает и кричит, схватив еще целое платье,пытаясь вырвать его из рук Антонины.
               
КАПА
Нет, не смей трогать мамины платья!

Капа хватает платье. Рита тоже вцепилась в платье,помогая сестре.

РИТА
Отдай! Это мамино платье!Отдай!

Тонька бьет Риту по лицу и кричит ей, так, что прохожие внизу на улице, слыша крики через открытое окно, останавливаются. Панорама города.Резкий отъезд-взлёт. Маленький город-вид  сверху, кажется всем слышен её парящий над городом крик.

АНТОНИНА
Запомни, тварь! В этом доме ничего твоего,
кроме тебя самой нет!!! Выживу обеих!!
Как и вашу старуху!!!! Вам здесь не жить !

Камера словно падает камнем вниз , показывая лица людей ужасающихся и сочувствующим, но, разумеется, не вмешивающимся,и через окно возвращается назад, попадая в ту же комнату. И опять  продолжение то же действия.Пинками и  с бранью  Антонина бьёт Маргариту.На неё бросается Капа. Началась настоящая драка.
Жестокая драка.Катаются по полу.Но Тонька сильнее и она выгоняет девочек из дома. Они держась за руки, выходят из подъезда.Молча расступаются  соседи. Судачат им в след, уходящим.

СОСЕДКИ (судачат между собой)
Господи! При живом отце! Начальником он там
Каким-то в Горкоме был…теперь директор школы.
Их же при таком папаше и в Дет. Дом не возьмут.
А мать-то покойницы давно не видать.
Уморила она ее что ли…
               
СОСЕДКА
Да нет. Нет …пока. Угол снимает. Там на отшибе.У вокзала.               

    НАТУРА, ВЕСЕННИЙ ЯРКИЙ ДЕНЬ, улочки Кимрю Девочки идут к Елизавете Яковлевне.  Она снимает койку у кого-то за занавеской в чужом доме. Все трое сидят на кровати.Елизавета Яковлевна задергивает занавеску. Микшер- и экран ровный серый фон.
ИНТЕРЬЕР ШКОЛЫ. В школу входит Капа. Ее точёный профиль на фоне стены школы.Она словно замерла.Движется коридор и проплывают мимо окна.
Капа идёт по школе. Пробегающая секретарша. Из глубины коридора, вспомнив, окликнула её.


СЕКРЕТАРША               
Зайди в кабинет к отцу.

Капитолина уныло идёт к двери с табличкой «Директор». Теперь ее лицо полностью в фас.Под глазом синяк. Она стучит. Открывает дверь.Входит  и садится напротив отца. Они оба отводят глаза. Огромный мрачный кабинет с портретами Ленина,Сталина,Карла Маркса и Фридриха Энгельса.Перед директорским столом выставлен потрепанный чемодан.

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ
 У тебя отличная успеваемость по химии.
 Через неделю экзамены в Менделеевском институте.
 До и во время экзаменов - остановишься
 У моего брата Петра. Потом общежитие.
 Документы…вот они. Здесь же и деньги.
 И вот твой чемодан  здесь всё необходимое.
 Поезд через полчаса. Ты достаточно взрослая,
 что бы о себе позаботиться.

Капа подходит к его столу, берет приготовленное отцом. И берет чемодан.

КАПА
               
 А тетя Дина и дядя Петя уже знают?
Они меня ждут? 
Я сбегаю с бабушкой проститься, с Ритулькой!

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ               
Нет! Иди на вокзал! Скоро поезд!

ИНТЕРЬЕР. ВАГОН. НОЧЬ.
Осень сорок четвертого года. Пустой вагон.За окнами темно. Только одна Капа едет в Москву. Наезд на окно. Микшер. Пейзаж сменился на весенний. День. Тот же вагон вагона. Но в вагоне Андрей Осипович и  Рита 9-ти лет.

 Конец лета. Ранняя осень мелькает за окном электрички. Рита и  её отец сидят в полупустом вагоне. Он смущен, но держится строго. Коричневый костюм, галстук. На голове шляпа. Плащ повешен на крючок сбоку.
Рядом такой же чемодан, с которым он выпроводил и старшую сестру.
И тюк, небрежно , явно впопыхах собранный, потому, что из него торчат , чулок Риты, одежда и её кукла. Звук трясущихся по шпалам  вагонов. Время от времени он пытается заговорить с  окаменевшей Ритой.Достает чемодан и объясняет ей , что и как он туда уложил.Поясняет Рите.

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ
               
Первого сентября пойдешь в школу
в деревне.Там не далеко, Мельчевка,
Синьково.Кстати , ещё до революции
мой отец со своей бригадой строил эту
 школу.Земскую больницу, и даже церковь
в Орудьево…ну, про церковь ..ладно.
Вот уложил нужные тебе учебники.
Грамматика, история…А это, что за книга?

               
РИТА
Это из эвакуации. Мама нам её вслух читала.

Рита поворачивается и достаёт куклу. Уносится в воспоминания . Сцена в теплушке. Её мама обшивает эту куклу. Рита радуется этому чуду. Какое-то а ля королева платье, кружева, банты. Они с мамой играют. Но сцена идет без звука. Только  отец, словно заглаживая вину, читает и сам увлекается страницами о создании Дома Моды господином Михайловым.

               
АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ
Большинство магазинов принадлежали действительно французам - только один был русским. Поэтому в пожар 1812 года Кузнецкий не горел: имущество московских французов охранялось земляками из наполеоновской гвардии. В 1843 году здесь появился особый магазин, где в пику Европе исключительно русские приказчики торговали исключительно русскими товарами. К концу века магазинов на Кузнецком и в окрестностях было уже столько, что не хватало фасадов, и стали строить пассажи. Напротив, на месте дома № 19, жила знаменитая Салтычиха, помещица-садистка. На углу Кузнецкого и Неглинной, где теперь «овощи-фрукты», держал ресторан француз Транкль Яр. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Языков и Вяземский помянули «у Яра» общего друга, поэта Дельвига. В 1918 году здесь поскользнулась и упала лошадь - факт, отраженный в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

               

НАТУРА. Действие прерывается  видом Рогачево. Отец договаривается с водителем грузовика на площади около храма о том, чтобы он их подбросил в Петраково. В это  время Рита смотрит на купола, подняв голову. Потом, словно , рисуя, обеими  обводит купола по контуру.Её ручки на фоне неба. Вдруг ее руки становятся женскими. Отъезд и это молодая Рита стоит у окна Дома Моделей, и повторяет тот же жест.

ИНТЕРЬЕР ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" МАРГАРИТА -27 ЛЕТ. Она в работе с другими готовит коллекцию.Говорит другим модельерам. Отходит от окна и , объясняя ,рисует

МАРГАРИТА               
Всё! Я нашла образ!!! Я поняла,как
Это сделать!Тема классической шляпки
коктэйль и одновременно нечто абсолютно
русское!
Купола!!!Да!Да…купола! Три купола к трем
элегантным    платьям,в колорите русской иконописи:
красный, золотой и….. черный.


Пока она это произносит и рисует-наезд камеры на рисунок в её блокноте,
Одновременно микшером проявляется показ коллекции,проходящей с большим успехом.Манекенщицы демонстрируют эти модели. Наезд
Крупно на черную шляпку –купол-и экран становится чёрным.
Из этой черноты открывается деревянная, сколоченная из досок дверь.
ИНТЕРЬЕР. Деревенский дом в Петраково.
Длинный стол , в конце которого бабушка и дедушка отца Маргариты.
Встает дед.

ДЕЛ               
Ну, вот и добрались. С утра вас ждали.

БАБУШКА АННА ВАСИЛЬЕВА
Ох! Сынок! Сынок! Садитесь! Поужинаем
Бог напитал, никто не видал.
А кто видел…тот не обидел,как говорится.
С нами теперь будешь, Ритушка, жить!

ИНТЕРЬЕР.Изба родителей Андрея Осиповича. Утро следующего дня. Андрей Осипович на цыпочках пробирается мимо спящих родителей , мимо кроватки, на которой спит Рита., и стараясь не скрипеть дверью , выходит на улицу. .Отец уже уехал. Дед читает газету . Бабушка смотрит на него с гордостью и любовью. Рита замерла на пороге тоже слушает,как ее дед читает газету.
               
ДЕД
 
В 1944 году, еще во время войны, правительством было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве.               

ДЕД( продолжает читать)
Ух! Это-то с чём едят! Фу, ты-ну
Наши отечественные худодники-модельеры, не теряя и в годы  войны яркости творческого накала, который они сохранили и в это тяжелое время испытаний, будут востребованы нашей страной и после войны в мирные будни. И им предстоит  создавать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей.               
В этой деятельности им предстоит  обобщить исторический путь развития Моды в России , соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации  работы ведущих дореволюционных Домов Моды  и современных знаменитых Домов  Высокой Моды ,  в предчувствии наступающего светлого мирного дня нашей победы. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный за все годы этой войны.

Дед снимает очки. Как-то уважительно складывает газету. Задумчиво молчит. Рита подсела рядом с ним . Все молчат. Дед говорит , обращаясь к жене:

ДЕЛ
А знаешь, мать! Всё это написанное-
дорогого стоит!Значит скоро
войне конец! Точно тебе говорю!
Это ж надо такое: война…,
но раз о моде приказ правительство издаёт,
указ-....Точно- скоро совсем погоним мы немца!
 Точно погоним!
Рит! А  ты меня так ловко нарисовала, вот тут, гляди, мать, как похож!
А-а??, а убрала и не показала?
На полях газеты, смотрю, так хорошо получается!
Ну, точно-Я!
И бабку давай нарисуй! Можно, правда, можно и помоложе!
А!? Хочешь молодой быть? А? Анна?


БАБУШКА АННА ВАСИЛЬЕВНА
Она ж только из школы!
Пять километров пешком из Синькова. Поесть дай спокойно,
девчонке! А то- рисовать, да рисовать!
Так, да ещё и помоложе! Аль так тебе не хороша!
А тебе чего с молодой-то делать!Молчал бы уж, старый! А?


Анна Васильевна прожила с  мужем в большой любви и с гордостью
говорила:"Меня муж за всю жизнь-ни разу нисколечки не обидел!"
Она годилась и любовалась им.И сейчас ,словно расцвела, рассмеялась ,
обняла его. Крепко поцеловала в круглую лысину, обвив руками его за шею.
Рита ушла мыть руки.  Тут её дед поманил её, чтобы  «посекретничать» и шепчет ей на ухо.Ему не легко это сказать ей. Он смотрит на портрет двух младших,  тоже убитых на войне сыновей. Наезд на портреты уже погибших в 1942-1944 году сыновей. Дед обращается к жене.


ДЕД               
Ань! Там у тебя в шкафу…..
всё отложено… Сережино и
Колюшкино. Их..бумага, кисти, акварели ,
краски  разные.
Где сейчас купишь?
А..., а там ещё
довоенное.
Отдай Рите! А они с нами всегда!
Всегда,пока
и мы живы! Они для нас с похоронкой не 
кончились… никакая похоронка их
у нас не  отнимет! Ты, не серчай!
Ей рисовать нужно!


Они словно вжимаются друг в друга, чтобы не рыдать.Входит Рита . Анна Васильевна метнулась к окну. Пошла хлопотать с обедом.Дед поднял газету. Очки остались на столе. На столе тарелка горячих, дымящихся щей. Рита садится за стол.
Что-то чувствует, но ест с удовольствием, хоть и настороженно.
Потом замирает. и кладёт ложку.
Анна Васильевна уходит. Входит к себе.Медленно открывает шкаф, поглаживая перебирает вещи.Достаёт  школьные альбомы.Осторожно вырывает  юношеские рисунки сына, погибшим 18 летним. Кладет их обратно. И шепчет - тихо, тихо!

АННА ВАСИЛЬЕВНА
Прости! Сереженька!

Потом Так же с со стопкой дорогих для неё вещей в другом углу шкафа.И также вырывает , но только один листок,с неумелым портретом любимой девушки , подписанный им - Лена.Шепчет плача.

 АННА ВАСИЛЬЕВНА
Прости! Коленька!
               
Действие меняется:
Вечереет. Дед читает сводки с фронта, сидя у керосиновой лампы.
Рита рядом рисует в школьном альбоме. Разложены акварель и кисти.
Рисует портрет деда. Анна Васильевна хлопочет по хозяйству.
Рита отложила рисование и читает деду ту отданную ей цыганкой свою книгу:

РИТА               
 Дом моделей "Кузнецкий мост" находится в
 самом  Центре Москвы, на улице Кузнецкий мост,
которая издавна славилась своими модными
 магазинами. Вспоминается реплика одного из
персонажей комедии Грибоедова "Горе от ума",
написанной в 1825 году: "А все Кузнецкий мост и
вечные французы, откуда моды к нам и вкусы!".
Кроме готового платья, на Кузнецком торговали
великолепными мехами, тканями, кружевом,
ювелирными украшениями - всем тем, что пленяло
воображение модниц.

Радио."От советского информ бюро..."             


ИНТЕРЬЕР ИЗБЫ ДЕДА И БАБУШКИ РИТЫ В ДЕТСТВЕ.Утро. Стена увешана картинками Маргариты. Букет желтых одуванчиков в крынке. Кот Тарасик. Дед и  бабушка рядом. Корова  по кличке «Дочка».Брат Шурка, двоюродный, сын тёти Нюши.Тетя Нюша.Её лицо микшировать.Переход на неё реальную. Она стоит , распахнув дверь.Лицо в слезах. Она кричит :
               
ТЕТЯ НЮША
Кончилась!Кончилась проклятая!
Кончиласьподлая!Война кончилась!