День рождения

Алла Шаманская
Говорят хорошим методом борьбы с депрессией является погружение в приятные события из прошлого. Депрессии у меня нет, но иногда приятно вспомнить, что-нибудь из прошлого. К таким приятным событиям я отношу день рождения моей мамы! Подготовка к празднику начиналась задолго до него, так как в советское время любые продукты были в дефиците! Поэтому постепенно в холодильнике начинали скапливаться разные продукты: свежие огурцы и помидоры, кура, колбаса, селедка, сыр, шпроты, редиска, зеленый лук, конфеты, майонез и другие дефицитные в то время продукты! Напомню, что в советское время в магазинах не лежали круглый год свежие овощи и фрукты. Мама всегда готовила на свой день рождения 31 марта окрошку на домашнем квасе, эта было ее фирменное блюдо первая весенняя окрошка. На день рождения собиралась вся семья: брат с женой и племянницей, приезжали из Донецка мамина мама и мамин родной брат с женой и их дочь с мужем и сыновьями, приходил крестный с  женой, приезжала мамина двоюродная сестра, ну и конечно я! За столом взрослые всегда говорили о чем-то, смеялись, брат играл на гитаре и все пели песни на стихи С. Есенина. Я не помню тем разговора, только одну: они обсуждали "Яму" Куприна! Сразу после дня рождения я прочитала эту повесть, но мало что поняла в свои 13 лет. Да, в то время дети не были столь продвинутыми в сексуальном воспитании, как современные дети. После праздника одни женщины мыли посуду, другие ее протирали насухо и возвращали в сервант, а другие готовили спальные места! Мужчины курили на балконе и обсуждали какие-то свои дела, работу. А я ходила от одной группы гостей к другой! Помню однажды я решила помочь стелить для гостей постель и достала из дивана новые одеяла, но мама сложила их обратно и просила не трогать их, потому что это мое приданное. Да, моя мама уже в мои 13-14 лет прикупила для моей будущей семьи шерстяные одеяла с красивым бело-голубым узором! Они пригодились через шесть лет! Мы пользовались ими бесконечно долго! Вот такое качество было у одеял, сделанных в СССР! Кроме одеял, мама еще приготовила для меня две пуховые подушки! Вот так раньше готовили девочек к семейной жизни. Но вернемся к празднованию дня рождения. Часть гостей, из местных, расходилась по домам, а "дончане", как мы их называли располагались на ночлег. Ночные разговоры моей мамы и тети, жены брата, продолжались под мирный храп моего дядюшки. В нашем доме никто не храпел, так как мама развелась с моим отцом, когда мне было 10 лет, и поэтому храп меня немного пугал и мешал уснуть, вот поэтому я его и запомнила. Летом, когда я гостила у бабушки и дяди с тетей в Донецке, я не слышала храп дяди, потому что мы с бабушкой спали в дальней комнате, где было тихо и был слышен только шум редко проезжающих машин.
Я засыпала под тихий разговор мамы с тетей, а утром просыпалась под звон тарелок и чашек, мама с тетей накрывали стол для завтрака, и уже в меньшем количестве мы снова собирались за столом. Дядя с утра всегда был серьезен и поторапливал своих, потому что им предстояло проехать больше 200 километров, а уже на следующий день нужно было идти на работу. Вскоре после завтрака они шумной компанией усаживались в машину, мы их провожали, загружали подарки, целовались друг с другом на прощание и расставались до следующего семейного праздника - дня рождения моей бабушки, на который уже мы ехали в Донецк и там нас ждал такой же теплый прием. Мы очень тепло общались друг с другом! Нас объединяла сначала наша бабушка, потом наша мама! Сейчас наши с братом семьи разделяет граница. Мы часто звоним друг другу, иногда приезжаем в гости, мы как и прежде рады друг другу, но за нашим столом уже нет многих из тех, кто был в том дружном семейном кругу на день рождения моей мамы.