Трава воина

Екатерина Андрева
  Идешь по  какому-нибудь захолустному райончику и видишь привычный глазу пятиэтажный дом, а на нем прилепились четыре аптеки. Справа и слева, с одной и с другой стороны дома по аптеке. Маленькие такие, разноцветные, зазывные, пряничные. За афишами и крылечками почти не видно ни невзрачного фасада дома, ни старых оконных рам, совсем уж не узнать прежней пятиэтажки.  Так и хочется попросить этот дом отряхнуться, сбросить нелепые украшения-аптеки, как каких-то самозванцев.
 Но не только внешне выглядят нелепо  эти самозванцы. Лекарства теперь тоже похожи  на конфеты, и коробки-упаковки у них, как у шоколадок. И это никого не удивляет. Рынок. Владельцам надо свой товар продать.
      
Знания о травах чаще всего передаются из поколения в поколение, и всем известно, что травники, точнее травницы это, в основном, женщины. Особое доверие, конечно, к бабушкам травницам. И не только потому, что они прожили долгую жизнь и многое знают о травах. Не только потому, что они получили знания от своих бабушек и прабабушек, а еще и потому что, видя старенькую девяностолетнюю травницу в ясном уме, доброй памяти, и не знающую что такое очки, люди невольно доверяют ей и ее знаниям.
 У женщины есть особое восприятие растения, она как бы слышит и видит его рост, движение соков, свечение растения, она знает его голос, она знает, к кому каждое растение благоволит и кому хочет помочь. Этому, конечно, нельзя научиться по книгам о лекарственных растениях. А между тем, это и есть знание вибраций растения. Каждая настоящая травница пользовалась именно вибрационным знанием. Поэтому человечество и выжило вообще без аптек и лекарств в упаковках. Наделенную таким даром женщину, называли ведунья, а  в слове ведьма спрятаны два корня, означающие "мать, которая ведает".

 Почему в Европе уничтожались ведьмы, именно женщины? Разве не было алхимиков мужчин, которые колдовали со своими пробирками? У женщин были знания о травах, которые позволяли лечить эффективно и просто, используя природу. Но чтобы расчистить дорогу фармацевтике, индустрии наживы на лекарствах, нужно было уничтожить женщин травниц и внушить людям, что их здоровье зависит от химических препаратов.
Индустрии фармацевтики в Европе предшествовала индустрия уничтожения женщин-ведуний. Это была действительно индустрия, потому что часто от дыма костров, на которых горели ведьмы, не было видно солнца, дневного света. В большом количестве селений вообще не оставалось женщин, всех сожгли на кострах.
Но все-таки знания эти остались, хоть и прервалась связь, которая бы могла бы поддерживаться людьми или книгами. Знания сохранил язык, сами названия растений. Только надо быть к ним очень внимательным. Особенно неожиданными и яркими бывают разгадки, когда сравниваешь названия растений на разных языках.
 Как-то раз листая книгу о лекарственных травах на норвежском языке, я обратила внимание на маленькую картинку с изображением одной совсем невзрачной травы, потому что там была подпись, что это единственная трава, в которой содержится алантоин.
 Трава эта по-норвежски называется валюрт, в России ее называют окопник. Алантоин в переводе с греческого allias означает «соус». Он присутствует в растении как транспортная форма для азота. Атомный номер  азота 7, сакральное число, как известно.  Из него на три четверти состоит земная атмосфера.
 Алантоин-это очень целебное и редкое вещество. Он растворяет выделения из раны, разжижает гной, стимулирует образование здоровых тканей.
 Возможно, что вы слышали о методе лечения незаживающих язв, например, диабетической стопы, с помощью личинок мух, в народе называемых опарыши? Здесь американцы опять преуспели и сделали использование личинок мух сенсацией.
 Метод лечения с помощью личинок мух был открыт еще в первую мировую войну, когда были найдены два солдата, раненых на поле боя и остававшихся без лечения двое суток. В их ранах было множество личинок, но сами раны были розовые и чистые. Дело в том, что личинки мух выделяют алантоин, залечивающий раны. Но метод этот был забыт после открытия антибиотиков. Это был дешевый и эффективный метод очистки ран от нагноений.
 Так вот, окопник содержит алантоин. Благодаря алантоину он имеет уникальные ранозаживляющие свойства. Очень небольшое количество растений содержат это вещество, способствующее образованию новых клеток и восстановлению тканей. Трудно назвать те области, где бы не было исцеляющего действия этой травы.
 Это древнейшее лекарственное растение, используемое скандинавами. Неизвестно еще, возможной ли была бы  эпоха викингов, если б не было под рукой этой травы.

 Как известно, профессией викингов было нападать, драться, падать от ран, погибать или выживать. Если они только и делали, что воевали, то ранения постоянно сопровождали их, это были их профессиональные заболевания, и никаких оплачиваемых больничных сроком на год. Каким образом они восстанавливались? Ведь после битвы все они, за редким исключением, должны были бы остаться инвалидами с переломанными костями, нагноившимися ранами. А как проводили ампутации? Без антибиотиков, без стерилизации инструментов в автоклавах? Как без трансплантации суставов выживали? Но каким-то образом, время викингов продлилось более 200 лет. Страшные раны заживали, а кости срастались.
 Ведь это такой простой вопрос, почему не задают его сейчас врачам? Фармацевтам?
Как отшлифованы сейчас наши мозги, если такой этот детский вопрос мы даже не задаем, ведь большинство  из нас доверяет только индустрии, производящей химические вещества, которые называются «лекарства». А как же без этой индустрии вообще выживали воины?
 Да не одни викинги постоянно воевали. История Древней Руси сохранила описания битв, но не описывает, как лечились древнерусские воины, защитники Владимира, Твери, Ярославля...
Знакомо вам понятие «крепостной вал»? Остатки крепостных валов есть во всех  русских городах, бывших княжествами Древней Руси.
 В мой период жизни во Владимире, каждый день по дороге на работу я проезжала на троллейбусе мимо зеленого  покатого холма, не очень высокого, который, как я знала, был остатком крепостного вала. Летом холм покрыт зеленым травяным ковром, а зимой это белый холм-горка недалеко от Золотых ворот. Есть такие крепостные валы и в Суздале, и в Нижнем Новгороде, и во многих русских городах.  Прежде я думала, что название в а л дано потому, что потому что навалили землю, и холмы похожи на зеленые валики, и на них так хорошо было бы поваляться вместо того, чтоб сейчас ехать не работу в троллейбусе.
 Однако, слово в а л существует и в скандинавских языках.
По норвежски название травы звучит так: валюрт. Это слово состоит из двух слов, что очень характерно для норвежского языка. Вторая часть слова легко узнается: юрт означает лекарственная трава. А первая часть слова "вал" сейчас в норвежском языке почти не встречается, но означает это слово  «поле битвы».
Вероятно, это общее слово в русском и скандинавском языках. У нас не так много общих слов со скандинавскими языками, большинство из них относится к морской терминологии. И к военной.
 Значит, наши крепостные валы - это были места, где разыгрывались самые страшные битвы за города Москву, Владимир, Тверь. Однокоренные слова валить, завалить.  Врага надо было «завалить».
 Трава окопник, валюрт, переводится с норвежского как «трава для поля битвы». Это, своего рода, полевая аптечка, которая была всегда под рукой у воинов и использовалась  сразу же, при ранении: сорви и лечись.
 Не только норвежский язык разгадывает тайну этой травы. Назову еще несколько названий на разных европейских языках. В буквальном переводе со шведского языка название ее означает «трава зарастания на поле битвы», буквальный перевод с датского  «сахарный ком для врача». С исландского «трава поля сражения», в английском очень много  названий «трава исцеления», «собирания, соединения», «волшебная трава», в немецком «великая трава исцеления», во французском «великая соединяющая». Я специально перевожу как можно точнее, чтоб выделить смысловое значение, не спрятав его за стилистической гладкостью перевода. Латинское название simphonius offisinalis, симфония аптечная, означает срастание. В средние века скандинавы называли это растение consolida, то есть стабилизирующий, скрепляющий.
 Замечательны и русские названия этой травы, они тоже открывают ее секреты. Она называется окопник, вероятно потому, что может использоваться мгновенно в окопах, во время сражения. Другое название его живокость, оно говорит очень о многом.
Валюрт - это одно из самых известных растений древности и средневековья. Это растение было описано греческим врачом Диоскоридием. Он жил в Риме в первое столетие после Рождества Христова и был военным лекарем у императоров Клавдия и Нерона. Он собрал описание медицинских растений, которым пользовались несколько последующих столетий. Прежде всего это растение описывалось как ранозаживляющее и употреблявшееся для сращивания костей при переломах. Целебными являются листья и корни растения. Корень, высушенный и растертый в порошок, использовался при хирургических операциях, ампутациях.
               
У скандинавов с этой травой связано множество суеверий и мифов, два из них наиболее распространенные. Считается, что если поставить вариться куски свежей баранины и добавить в воду валюрт, то куски срастутся в кастрюле, настолько сильными ранозаживляющим действием обладает эта трава. Другое предание гласит, что девственная плева опять срастается, если женщина искупается в ванной с отваром окопника. Этим способ пользовались перед свадьбой невесты, лишенные невинности.
Растение использовалось в течение многих столетий, и неудивительно, что его полезные свойства давали источник для преданий и суеверий.
В народной медицине Скандинавии рекомендуется использовать валюр, отправляясь в путешествие. Один сухой листочек или часть корня нужно положить в карман, или в мешочек, а сам мешочек спрятать в шарф или платочек, обмотать им шею. Тогда можно быть уверенным, что путешественник дойдет до цели.
Даже если положить листочек в багаж, то можно быть уверенным, что багаж прибудет на место в целости и сохранности. Скандинавы считают, что эта трава представляет женскую энергию, управляется Сатурном и принадлежит элементу воды. В средневековье эту траву использовали для колдовства, чтобы привлечь деньги. В норвежском языке есть поговорка «Malurt i begeret. Valurt paa kne”, то есть «полынь в рюмку, валюрт на коленку».
               
Свидетельства о том, что существуют травы, способные поднять воина при самых тяжелых ранениях, есть в Рамаяне. Какие это травы я не знаю, возможно, тот , кто владеет санскритом и читал эпос, встречал и название этой травы. Я же могу только предполагать.
В Рамаяне есть эпизод, когда брат Шри Рамы, Шри Лакшмана был тяжело ранен во время битвы, тогда врач сказал, что ничто не сможет исцелить Шри Лакшмана кроме особой травы, которая растет на горе Гандхамадане, и он велел Шри Хануману, божественной обезьяне, принести эту траву. Шри Хануман помчался на эту гору, но там росло огромное количество трав, и ему некогда было искать нужную траву, тогда он поднял гору и перенес ее к полю битвы. После того, как врач нашел необходимые травы, гора была водворена на прежнее место. Древний индийский эпос описывает,  как тяжелое ранение могло быть излечено всего лишь травой. Возможно, что это был окопник.
 При ранении, на поле битвы, трава эта выполняла все функции: медсестры, врача и даже самого Творца, ибо ни один врач не может создать живой процесс соединения тканей и образования новых клеток, это может сделать только всепроникающая божественная энергия.
Так вот как помогает трава по этапам: очищает и дезинфицирует рану, так как она является антибактериальной, то есть, попросту говоря, антибиотиком, останавливает кровотечение, способствует быстрому заживлению, смазывает, снимает воспаление, дает питание во время заживления,  останавливает процесс некроза тканей, восстанавливает функции тканей и костей,  сращивает кости и снимает боль, укрепляет. Это же целый госпиталь, включая инфекционное, хирургическое, терапевтическое отделения.

Мне не доводилось собирать окопник и использовать его, хотя я его отлично знаю. И все-таки я считаю просто чудесным тот факт, что заинтересовалась этой травой. И толчком к этому интересу послужило то, что в книжке о лекарственных растениях на норвежском языке я наткнулась на странное противоречие.
 Валюрт(окопник) описан как растение, заживляющее и очищающее раны. В то же время там было написано, что сейчас официальной медициной Евросоюза не рекомендуется использовать его на открытых ранах, так как он является ядовитым растением. На открытых ранах не рекомендуется использовать мощнейшее ранозаживляющее средство.
 Дальше больше. Я прочитала, что это растение способствует восстановлению тканей, созданию новых здоровых клеток и является противоопухолевым.  Так использовалось оно с древнейших времен, ее использование подтвержлено великими европейскими врачами древности, а так же безвестными жизнями отчаянных викингов, давших не случайно этой траве статус боевого друга, который был рядом на полях сражений.
 Одновременно, в книге  было предостережение, сказано, что по решению Евросоюза,  сейчас окопник не рекомендован к применению, так как может привести к болезни печени при длительном употреблении внутрь.
 Указано, что были проведены исследования на мышах, и у 33 процента из них  заболела печень при длительном употреблении этой травы. Во всех книгах, где рассказано о целебных свойствах этой травы теперь сказано, что она ядовита, рекомендуется осторожно употреблять и только наружно. Такое открытие сделали европейские ученые конца 20 века.
 Хорошо, что викинги не имели времени испытывать эту траву на мышах,  и утверждать свои исследования  у короля. Да и королям норвежским некогда было заниматься утверждением и подсчетом количества мышей с больной печенью.
 Надо было отправляться в плаванье, драться и поднимать скорее на ноги раненых братков с помощью своего боевого друга, травы для полей сражений, а если уж правильнее, по латыни, то с помощью  "симфонии аптечной" или окопника лекарственного, травы воина.