В стройотряде

Сергей Дзюба 2
Банщики

По ходу моей работы, а я работал уже пять лет как зам. директора, мне приходилось в самом конце рабочей недели, по пятницам, ходить на конечную остановку, на ТЭЦ (теплоэлектроцентраль). Дело было в том, что у нас за городом,  в гараже я должен был перед выходными проверять в наличии весь наш автотранспорт. Там же я оставлял свою машину, поэтому единственный способ оттуда выбраться, это было пойти на конечную остановку, на ТЭЦ. На ТЭЦ ходить мне было выгодно со всех сторон. Во-первых, туда приходил в половине девятого служебный автобус. И приходил он туда как часы, без опозданий. Во-вторых, во время сильных морозов меня пускали на проходную, правда, не дальше турникета. На самой проходной мне нравилось наблюдать за людьми. Публика там была разношерстная. Хотя рабочие всегда были угрюмые, видимо, за день они ухайдокивались, так, что к вечеру им было уже не до разговоров. Единственные, кто был всегда в приподнятом настроении, это были банщики. Банщиков было пять человек. Все они были уже пенсионеры. Всю жизнь они отработали на ТЭЦ. Им было уже под семьдесят. Каждую пятницу на территории  ТЭЦ они парились в сауне. Там же  начинали  квасить. И квасили  конкретно. Поэтому на проходной от них несло перегаром, в основном водочным, иногда коньячным. У каждого банщика была большая спортивная сумка, из которой торчал веник или полотенце. Из всех банщиков я бы выделил двоих. Это был Александр Васильевич. На ТЭЦ он, когда-то работал по партийной линии. И Анатолий Петрович. Анатолий   Петрович  был, когда-то старшим инженером. И даже дошел до начальника цеха. Остальные банщики были не такие разговорчивые. Поэтому на них не будем тратить время. В половине девятого к проходной подходил автобус «Хундай». Банщики усаживались на заднее сиденье в самом конце автобуса, я сидел рядом с ними через одно сиденье. До города я ехал минут тридцать. За это время я успевал запомнить несколько историй. Так что предлагаю вам новый цикл рассказов из серии «Банщики». Итак, поехали. Рассказ первый так и называется «В стройотряде».
В стройотряде
В этот раз банщики, как всегда, ехали рядом со мной  в автобусе, на заднем сиденье.
-Ты представляешь, всё перемалывает. Да еще и перемешивает, - рассказывал Александр Васильевич, Анатолию Петровичу про кухонный комбайн - 3,5 тысячи отдали. Так и не жалко. Моя теперь на нём, что только не перетирает. С нашими  зубами, это хоть какой-то да выход.
-А мне, честно говоря, не нравится название агрегата «кухонный комбайн»,- сказал Анатолий  Петрович,- есть в этом что-то  мелкое. Для меня комбайн - это что-то такое, возвышенное. Это битва за урожай. Это бескрайнее поле пшеницы и  идущий по нему комбайн, рядом с ним ЗИЛок, в кузов, которого сыпется пшеница. А тебя послушаешь. Кухонный комбайн только и занимается тем,  что перетирает да перемешивает пищу. Одна сплошная бытовуха. Хотя, у меня с комбайном, а если быть точным с ЗИЛком, однажды была смешная история. Рассказать?
Не успел Александр Васильевич ответить, как Анатолий Петрович ответил за него.
-Ладно, расскажу. А то ты опять начнешь нам тут инструкцию пересказывать. Я и так уже запутался, сколько ножей и терок входит в комплект. Две или три. И как каждая в отдельности перемалывает. Так вот, дело было в 1974 году. Я тогда уже срочную отслужил, три года на производстве отработал,  и учился на третьем курсе в политехе. На летних каникулах мы тогда в стройотряде работали в Зырянском районе. Столбы электрические ставили, у коровника  крышу перекрывали. И вот там я с Сашкой Кожемякиным поспорил  на четыре бутылки портвейна, что у местных с поля ЗИЛок на полчаса угоню. Короче говоря, когда во время ужина местные уселись под навес, не успели они взяться  за  ложки, как я подошел к ЗИЛку. Запрыгнул в кабину, а там уже ключи в зажигание были вставлены, поэтому я сразу завел и рванул с места. А дальше я уже катил по сельской дороге. Боковые окна были открыты, со всех сторон меня ветерок обдавал. А я еще как деловой, локоть правой руки для приличия в окно выставил. Когда я приехал в поселок, то, не раздумывая, сразу в клуб направился. Я как раз на это и поспорил, что угоню ЗИЛ и на нем в клуб приеду. В самом клубе уже вовсю были танцы. Музыка грохотала. В основном это был Муслим Магомаев. «Потолок ледяной, дверь скрипучая» или «А эта свадьба пела и плясала». А мне всё равно, какая была музыка. Я давай твист заделывать. Девушки на меня стали засматриваться. Я это сразу заметил. Студентом я был молодым и красивым. Да еще на мне куртка стройотрядовская  темно-зеленого цвета, со значками. Может быть местные мне, из-за девчонок, и надавали бы по голове. Только их одно смущало, зачем я приехал к клубу на ЗИЛке, и по какому поручению. Я уже хотел было заканчивать, и через тридцать минут вернул бы ЗИЛок обратно на поле. Только мимо клуба в это время как раз председатель шел. Он возвращался с какого-то там совещания. До этого,  я и так  был знаком с Олегом Григорьевичем. Иногда мне приходилось  к нему обращаться за гвоздями или пиломатериалом. Мужиком он был крепким, ростом под метр девяносто. Когда председатель зашел в клуб, то сразу с порога спросил. Чей это ЗИЛок и кто на нем приехал. Местные на меня пальцем тычут:
-Вот этот.
Председатель сразу ко мне. А я еще в центре клуба до конца не успел отдышаться. А он мне и говорит:
-Ты Синявский, зачем ЗИЛок угнал?
А я ему прямо в лоб. Терять мне было нечего. Это местные от него зависели, а мне он был никто.
-А я, Олег Григорьевич ЗИЛок на спор угнал. Со своими поспорил, что я  у ваших прямо из под носа ЗИЛок уведу. На четыре бутылки портвейна поспорил.
- Да я тебя Синявский под суд отдам. Ты у меня под суд пойдешь за срыв уборочной  компании. Да еще за езду по дорогам без прав.
Откуда он взял, что у меня прав не было, я не знаю. Но в одном председатель  был прав. Прав у меня не было. Не  то, что категории С, но даже категории Б для езды на легковом  автотранспорте.
-Не подадите Олег Григорьевич. Вам самому невыгодно, - наглость из меня так и пёрла.- Слух пойдет, что у вас в хозяйстве дисциплина хромает, если уж так  запросто у вас ЗИЛок с поля угнать  можно. Слух до самого верха может  дойти,- при этом я зачем-то поднял вверх  левый указательный палец и стал им трясти.- А там уж Вы и без меня знаете, как умеют разбираться.
-Это ты, Синявский, выделываешься потому, что тебя петух жареный в зад  не клевал, - уже не выдержал Олег Григорьевич.
-А меня он и не клюнет.
-Это еще почему?
- А Вы про такого, писателя мистика как Карлос Кастанеда слышали?
-Ну, что-то.
-Так вот у Карлоса Кастанеда один из персонажей, индеец дон Хуан, утверждал, что всё в силах человека. «Ну ладно, всё в силах человека», однажды сказали ему. «Но вот если вас поставят к стенке и наведут на вас снайперскую  винтовку. Что вы тогда сделаете?» На, что дон Хуан  ответил очень просто. «Я просто туда не приду». Так, что петух меня  туда  не клюнет. Я в этом уверен. Не дойдет до этого.
Олег Григорьевич видимо был тёртым мужиком,  а может быть, он вспомнил, как сам был студентом. И, видимо, так же, как я выделывался в стройотрядах. Поэтому, заметив, как в глазах у  местных, его  авторитет начинает падать, он мне сказал:
-Вот, что Синявский,  ты, на сколько бутылок поспорил, что с поля ЗИЛок угонишь?
-На четыре.
-Давай так. Я тебе пять ставлю. А ты через пятнадцать минут ЗИЛок на поле возвращаешь.
Терять мне было нечего. Поэтому я согласился. Тем более, что я и так обратно собирался. Девять бутылок портвейна  мы в течение трех дней пили. Похмелье конечно с него сивушное, но ничего выпили. Кое-кому даже понравилось. Взять хотя бы Кольку Себостьянова, через неделю из города он нам целый ящик точно такого же портвейна привез.
-Повезло тебе с председателем тогда, - сказал Александр Васильевич, когда рассказ закончился - если бы я оказался на его месте,  я бы тебе таких бы дячек  надавал бы.
-Да не надавал бы. Студентом  я был молодым и красивым. А самое главное наглым. Ладно, рассказывай, где ты свой комбайн покупал. Надо бы присмотреть. А то моей бабке в последнее время жевать нечем.
-В ЦУМе на четвертом этаже. В самом  конце. Там еще скидка сохранилась 10% на всю бытовую технику.
Анатолий  Петрович каждый раз выходил на площади, где сразу шел в Универсам. Там он покупал для себя чекушку водки, а для своей старушки шоколадку. И я думаю, что кухонный комбайн он  ей  обязательно купит. Не всю же жизнь его старушке морковку на терке тереть.
12.04.2011
22.18