Лохматый ужас

Сергей Скорый 2
За несколько десятилетий  работы в археологических экспедициях были у меня не только интересные находки и открытия, но и встречи с неординарными людьми,  всевозможные ситуации, порой смешные, а иногда – не очень.  Со временем некоторые лица и события исчезали из памяти  либо совсем, либо надолго, проявляясь в ней лишь изредка и совершенно  по непонятным для меня причинам. Других же персонажей и ситуаций  память моя, словно сторожевая собака, почему-то удерживает цепко и прочно по сей день…  К числу таковых относятся и несколько случаев из жизни экспедиции под руководством Виталия Александровича К., проводившей раскопки древних поселений в Восточном Крыму – вблизи Коктебеля и Феодосии в 197… году.
Собственно говоря, экспедиции в традиционном смысле слова, как таковой, не  было. А были лишь её начальник, научный сотрудник, да я – студент-третьекурсник, специализирующийся в археологии, на должности   лаборанта, чем весьма гордившийся. Рабочими-землекопами были любознательные местные школьники, которых нам на несколько часов привозили из упомянутых выше населённых пунктов. Местом же моего с Виталием Александровичем обитания служила  выгоревшая на солнце,  надёжная армейская десятиместная палатка, натянутая на лёгкий металлический каркас.
Начало нашего летнего полевого сезона было связано с раскопками поселения эпохи бронзы. Его остатки в виде разрушенных каменных кладок  домов, проступавших  на поверхность сквозь  жестковатую степную траву, битой керамической посуды и костей животных, вымытых дождями, встречались буквально на каждом шагу на одном из пологих склонов широкой предгорной долины, поросшей кустарником и небольшими деревьями. Долина плавно поднималась к горному массиву с довольно густым смешанным лесом. Замечательно тёплое Чёрное море и курортный посёлок Коктебель (в то время именовавшийся – Планерское) располагались в 5-6 километрах к востоку. Преодолеть это небольшое расстояние к вожделенным волнам, не имея средств передвижения, и главное – после «ударных» трудовых будней, сподобиться нам так и не пришлось.
 Пополудни, после отъезда не в меру шумных школьников,  устанавливалась благословенная тишина,  нарушаемая разве что пением птиц, стрекотанием кузнечиков да отдалённым тявканьем   лисиц, среди которых в это чрезвычайно жаркое лето случилось бешенство.
В один из дней мой начальник сказал: – Послушай, мне тут нужно на пару дней  «смотаться» по делам в Симферополь. Побудешь один, заодно отдохнёшь душою.
Как помнится, перспектива индивидуального «душевного отдыха» в  предгорной долине, достаточно удалённой от людского присутствия,  меня вовсе не восхитила, но делать было нечего.
Надо признать, что на первых порах я действительно наслаждался одиночеством: бродил в окрестностях поселения, вспугивая ящериц, беззаботно греющихся  на разогретой земле,  загорал, валялся с книжкой в руках в тени палатки, вдыхая настоянный на травах и облагороженный  влажными бризами воздух. Было хорошо!
Завечерело, потянуло лёгкой прохладой, и вскоре,  солнце, ярко окрасив нижний край небосклона, скатилось за горизонт. Почти одновременно прекратились мелодии дня, исполняемые кузнечиками и птицами. Замолкли даже лисицы, по-видимому, вдоволь натявкавшиеся за день. И, как это бывает только на юге,  на землю лавиной навалилась чернильная тьма,  да такая, о которой в народе принято говорить «ночь, хоть выколи глаза»…
Осветительными приборами нам служили обычные свечи (которые я не стал зажигать) и карманный фонарик. Освещая им палатку, я устроился на ночлег, вплотную к одному из парусиновых бортов. Спали мы на полу, на так называемых сенниках, т.е. чехлах, набитых высушенной травой. В спальник залезать не стал, лёг на него сверху и накрылся видавшим виды байковым одеялом. Однако перед этим зачехлил вход палатку, а возле себя положил фонарик и – чего уж там скрывать – топор.
Проснулся  от странного ощущения, что в палатке – не один. Вернее – не так! Я очнулся из-за какой-то невероятной теплоты, разливавшейся по всему телу, со спины…  И, тут же услышал дыхание, которое явно было не моим…. Всей спиной отчётливо ощутил что-то большое и тёплое, прижатое ко мне с той стороны, через парусину палатки… Волосы на голове встали дыбом!!!  Липкий противный страх, а точнее – невообразимый ужас охватил меня настолько, что я почти лишился способности не только двигаться, но и  нормально соображать…   На ручных часах с подсветкой высветилось время: 2 часа… Я был уверен, что здесь, в долине, ночью, я – один, а люди – где-то там, за несколько километров… И вдруг такое…
Господи! Чего только не промелькнуло у меня в голове за эти несколько минут, пока я лежал в состоянии почти полной прострации. «Что-то» тоже лежало, дышало и не шевелилось…  Наконец, придя в себя, собрав в кулак остатки воли и затаив дыхание, я стал тихонько ползти ко входу палатки, прихватив с собой фонарик и топор. Никаких звуков или шагов не слышалось. Небо было звёздным и луна, как божий фонарь, неярко освещала местность. Доползши до угла,  я осторожно выглянул. Что-то большое, плохо различимое в лунном свете, темнело прямо у палатки. И, тут я не выдержал: вскочил на ноги и с колотящимся сердцем, сжимая в руке ручку топора,  включил фонарик…  Огромная лохматая собака, приподняв голову, вовсе не с испугом, а –  как мне показалось тогда – даже с некоторым изумлением смотрела на меня… Господи! У меня по-прежнему продолжало вовсю колотиться сердце, но, поверьте, уже от радости… Было даже какое-то странное желание обнять этого, невесть откуда взявшегося пса.
Впрочем, вскоре всё стало вполне понятным. Одним из важнейших продуктов нашего питания была мясная тушёнка. Пустые банки из-под неё, как и другие пищевые отходы, выбрасывались в специально вырытую мусорную яму, расположенную в 50-ти метрах от палатки.  Туда, на дармовое питание, и повадилась разная живность, в том числе собаки, вероятно, из близлежащих околиц Коктебеля.
Да, всё оказалось объяснимым, кроме, пожалуй, одного: почему это лохматое создание, навестив место временного кормления, устроилось на ночлег именно у палатки, прижавшись к теплу незнакомого  ей человека…  А ведь это было…

26.01.2012

Опубликовано: Журнал "ИСКАТЕЛЬ. УКРАИНА". - 2012. - № 3 (май-июнь). - С.88-90.