Свой Бог дан

Петр Лебедев
Освобождение от либерализма невозможно без раскрепощения духовного. Эта фраза носит характер прямой позитивной осмысленности и даже руководства к действию, как я полагаю, только на русском языке, в связи со спецификой российского либерализма. И здесь как минимум три причины.

Одна из них - российские либералы формировались из весьма специфического контингента советского общества - своевременно перестроившихся комсомольских и партийных работников. Те, кто сталкивался с ними в еще советское время, поймет мои чувства. Лично я среди них не встречал ни одного просто хотя бы доброго человека. У всех привита "корпоративная этика" и двойной стандарт: образно говоря, днем петь осанну Ленину и партии, а ночью дать волю истинным склонностям, пресловутую ступеньку у родной школы отбить. В одном перестроечном фильме главный герой рассуждает: люди делятся на разрушителей и созидателей. К сожалению, перестройка дала власть разрушителям, которые разгулялись в 90-е годы. У разрушителей всегда есть преимущество, потому что "ломать не строить", а, может быть, они, разрушители, вообще первичны среди людей - сразу после Бога-созидателя. Наверное, все не случайно, и бесы, разрушая устои прошлого, действуют по попустительству Всевышнего - исполняют Его приговор, давая место новому, но горе тем, через кого это происходит, кто дал в своей душе разгуляться бесовщине. Скажем так, многие ненавидели ленинизм, пытались не пустить эту болотную воду, это искажение человеческого образа в свою душу, будучи вынуждены изучать в школе и институте, сдавать на экзаменах - это была фальшь, конечно, двойная мораль, но они никогда и помыслить не могли делать карьеру в комсомоле.

Вторая причина - скомпрометированность либерализма в российской истории, но вместе с тем и его неслучайность. Монархизм и либерализм как инь и янь. Но, в отличие от Англии, не сдавшей либералам своей древней монархии, в России не смогли образовать устойчивого сплава либерализма с монархией, причем либерализм имеет клеймо национального предательства, а монархизм - патриотизма с шовинистическим душком. А жаль.

Ну и третья причина, не то чтобы российская, а всемирная. Кто были первыми либералами в мировой истории? Вовсе не французские революционеры XVIII века и не американские отцы основатели. Я полагаю, это были заговорщики, убившие венчавшегося на царство Юлия Цезаря. Именно таков был первый прообраз нашей несчастной февральской революции. Характерно, что Данте поместил Брута и Кассия, этих перволибералов, в самый последний и жуткий в своей безысходности круг ада, вместе с Иудой и Люцифером.

Либерализм - от известного латинского корня, означающего по-русски, скорее, независимость, гражданские права. И символом его является the Statue of Liberty, New York City Harbor. Я за свободу, но к либерализму отношусь без иллюзий: опыт ХХ века показал, как легко все передернуть.

В древнем русском слове свобода мне слышится явственно: Свой Бог Дан. Не вставайте между мной и моим Богом - ни мама, ни папа, ни государство с комсомолами и партией, тогда я свободен. Роль государства, конечно, должна быть в том, чтобы свободные в этом смысле люди не шли за своим Богом так далеко, чтобы нарушались вечные заповеди, но в идеале этого и не происходит, так как Бог един, хотя проявляется через первосопричастность к нему каждого.

Освобождение от либерализма и переход к свободе невозможны без раскрепощения духовного, без преображения в творчестве, потому что творчество есть удел свободных людей.