отзыв на роман Твой след ещё виден... проф. И. К

Юрий Марахтанов
  О Т З Ы В
                профессора Кузьмичёва И.К.
                о романе Юрия Марахтанова (г.Н.Новгород)

                «Твой след ещё виден…»
   
Журнал «Север», 2009г.
№5-6, с.96-156,
№7-8, с.25-142,
№9-10, с.140-200,
№11-12,с.174-229.

В литературно-художественном журнале «Север» (Карелия) в минувшем 2009 году опубликован роман «Твой след ещё виден» известного нижегородского писателя Марахтанова Юрия Евгеньевича (родился в г.Н. Новгороде 02 августа 1949 года).
Юрий Марахтанов член Союза писателей России, в литературе – более четверти века, прозаик, публицист, в рецензируемом произведении выступает в новом качестве – как художник широкого эпического плана, автор объёмного (более 23 авт. лист.) романа в трёх частях, необычного по форме и интересного по содержанию, затрагивающего глубинные проблемы современности.
Долгое время излюбленными жанрами Ю.Марахтанова были малые жанры, новеллы и повести (см. его книги «Нетипичные истории»1989г., «Опять надо жить» 2003г., альманах «Земляки» 2009г. и др.) В новом произведении он прибегнул к жанру романа, и не просто романа, а к очень редкой его разновидности, к роману в романе. Эта форма понадобилась автору, должно быть, для того, чтобы предысторию главного героя Кирилла Николаевича Баратханова можно было бы проследить не на двух-трёх поколениях, как это обычно делается и как, к слову, сделано в рецензируемом произведении по отношению ко всем другим персонажам, а на глубину веков.
Если верить семейному преданию Баратхановых, а этим вопросом стал интересоваться ещё отец Кирилла Николаевича, их родовой и семейный след обнаруживается ещё в 340-м году до нашей эры и связан с именем индуса Маратхи и его сына Ратхамы, похищенного персами и перехваченного воинами царя Филиппа, отца Александра Македонского. Истоки же этого рода надо искать, по подсказке автора, во временах, воспетых в «Рамаяне» и «Махабхарате» (санскр.  «Сказание о великих Бхарата»), а это – 2-я половина 2-го тысячелетия до н.э.
До индусских корней в романе Ю.Марахтанова дело не дошло, но вот похождения далёких предков Кирилла Николаевича по Древней Греции и Римской империи III – I веков до н.э. описаны живо и предметно в 12 вставных новеллах “поездок на слонах”, названных: “Слон №1”, “Слон №2” и т.д., вплоть до последнего 12-го “Слона”.
Протопотомки Баратхановых в Древней Греции и Риме оставались рабами, но были в высшей степени честными и верными людьми, храбрыми воинами, учёными библиографами в знаменитой Александрийской библиотеке, дружили с известными людьми, например, с Диогеном, совершили немало подвигов ратного и нравственного характера. Но ещё рядом с ними по жизни шли и потомки Христа.  Матхар или Махар, как звал его Митридат VI, его отец, некоторое время правил Боспорским царством, женился на скифской девушке, а его внук Тхарам, сын Раматхи, был другом и хранителем семьи Марии, Иосифа и маленького Иисуса. Он сопровождал их в опасных путешествиях и вместе с ними и своим маленьким сыном покинул землю Ирода и отправился в Египет, в Александрию.
Словесная литературно-художественная реконструкция прошлого – не новость, особенно знаменитого романа-лексикона в 100000 слов сербского писателя Милорада Павича «Хазарский словарь» при почти полном отсутствии каких-либо сведений о хазарах. И всё же в руках покойного художника оказалось достаточно источников христианского, исламского и еврейского происхождения. В нашем же случае мы имеем дело с совершенно новым литературным явлением. Юрий Марахтанов поставил перед собой цель невероятной сложности – реконструировать, оживить не какое-либо историческое явление, а прошлое и настоящее обычной современной семьи, рода, может быть, отчасти и своего собственного, судя по созвучию Баратхановы-Марахтановы.
Почему бы и нет, тем более, насколько мне известно, у автора есть рукопись книги «tha» - лингвистическое исследование ядерной корневой фонемы в его фамилии.
Древние греки, которых очень много в главах “Слонах” марахтановского романа, наверное, не одобрили бы замысла нашего автора. Они бы заподозрили его в самовозвеличении и, чего доброго, подвергли бы остракизму, как Фидия. Однако уже (или ещё) Гораций своим знаменитым «Памятником», который через тысячелетия перекликается с «Памятником» Пушкина, повернул поэзию не только к общественному, но и личному началу. История личности по-своему драматична и не менее интересна, чем история общества. По большому счёту они, эти истории, неразрывны.
Как один из первых опытов литературно-художественной реконструкции родовой (семейной) истории – опыт Ю.Марахтанова достоин самого пристального внимания.
Надо сказать, что вставные главы со “слонами” очень умело вплетены в основной корпус произведения. Они как бы подсвечивают снизу особым нравственным светом всё, происходящее в романе. Взывают читателя к памяти. Без них роман многое потерял бы.
Что же касается основного корпуса произведения, то он посвящён сугубо современным проблемам, связанным с так называемой перестройкой, со всем тем, что произошло с нами за последнюю четверть века.
Этому событию так или иначе посвящены тысячи произведений разных видов и жанров, с этим связана вся наша идеология, все общественные науки. И всё же мы – и молодые, и старые – так и не осознали и не скоро поймём, что с нами произошло, в какой водоворот попали и как из него выбраться. Что-то мы приобрели, чему-то научились, но потеряли великую страну, а с нею, по большому счёту, промышленность, сельское хозяйство, высокие нравственные идеалы, общенародные и общенациональной цели. Роман «Твой след ещё виден…» поможет нам глубже понять самих себя.
Рецензируемый роман Ю.Марахтанова всем своим текстом, посылами и смыслом, начиная с исторической его части, ратует за единение всех народных и национальных сил, за широкую народную демократию. В этом его пафос, его цельность.
Хорош он и в другом, в правдивости.  В произведении показано, как таял, пропадал, как снег по весне, наш промышленный и научный потенциал, как гибли промышленные предприятия, научные учреждения. Жаль только, что у автора не нашлось повода сказать, что вместе с промышленным потенциалом и ещё даже быстрее исчез потенциал сельскохозяйственный. Хотя, из бесед с Юрием Марахтановым, я узнал, что данная тема затронута в его новом романе «Посредник», правда не опубликованном, в виду недостаточности средств.
Марахтанов любит своих героев, но ничуть не щадит их. Он очень искренен и это подкупает. Кирилл Николаевич сильный, мужественный человек, но он надорвался от непосильных психологических нагрузок. Пытается наладить какое-то кустарное производство. Неумело пытается войти во власть, а его зарубежные друзья ещё более неумело ему пытаются помочь. Слабоват он (как и многие люди) и во многих других отношениях, в которых лично его было бы жестоко обвинять. Мы имеем в виду его личную и семейную жизнь, на которую у него просто не осталось времени, как, впрочем, и на культуру. Автор связывает с Кириллом новеллы со слонами, но приспособлен ли он к путешествиям на слонах?
Ему повезло с женой, но жене с ним – едва ли. Она своими силами не справилась с проблемами собственной семьи, и в выздоровление Маши верится с трудом. В невзгодах Баратхановых большая доля вины лежит на обществе.
Хороши в романе эмигранты первой волны, прежде всего Благовы, отличны неотправленные письма Николая Благова. Но “компьютерный мальчик” слабоват, может, потому что оторван от родных корней? Александр чем-то напоминает Кирилла и по возрасту годится ему в сыновья… Очень интересен и содержателен образ молодой художницы Таис.
Роман чрезвычайно широк. И в пространственном (СССР, Россия, Индия, Греция, Малая Азия, Италия, Египет, Германия и др.) отношении – тоже. Но в центре стоит город, очень похожий на Нижний Новгород (Горький). И это очень хорошо. Нижегородские пейзажи с его верхней и заречной (бульвар Юбилейный) частью, районы области – видятся почти зримо.
О Нижнем Новгороде как городе много написано в художественной литературе и нынешних, и минувших времён. Но Нижний  перестроечных и постперестроечных времён так хорошо дан, пожалуй, впервые.  Его общая характеристика точна и верна.
Роман Ю.Марахтанова «Твой след ещё виден…» опубликован в журнале «Север», с 70-летними традициями. Журнал хороший, авторитетный, но имеет лишь 1000-й тираж и до Нижнего Новгорода дошёл в количестве 50 экземпляров, раскупленных частными лицами.
Необходимо книжное издание не только этого произведения Ю.Марахтанова, но и других его произведений (два романа, рассказы), т.е. 2-3-х-томник. Он этого вполне заслуживает своими произведениями. Это одна из главных задач не только Нижегородской организации Союза писателей России, но, в первую очередь, властей областных, городский,  районных.
Кроме того,  правление Нижегородской организации СП России, я лично, рекомендую роман Юрия Марахтанова на областную Болдинскую премию за 2008-2009 годы.




член Союза писателей России,
заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор филологических наук,
заслуженный профессор Нижегородского
государственного университета им. Н.И.Лобачевского,
почётный гражданин Нижегородской области,
ветеран Великой Отечественной войны



                И.Кузьмичёв      21.02.10.