Другая Роза

Маргарита Школьниксон-Смишко
"Письма больше чем воспоминания: на них запеклась кровь событий, это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное."
                Герцен

То, что Роза Люксембург была коммунисткой и её в один день с Карлом Либкнехном зверски убили, думаю, знают многие.(Каждый год в январе по телевидению в последних известиях показывают, как немецкая Левая партия возлагает в Берлине на их символическую могилу цветы.)
Но что мы знаем о личной жизни этой незаурядной женщины? К счастью, сохранилось много писем Розы 50 адресатам, собранных в пяти томах. Среди них около 1000 писем - её первому возлюбленному и соратнику по политической борьбе Лео Йогишес, 600 писем Косте Цеткин (младшему сыну Клары Цеткин) - второму молодому возлюбленному, несколько чудесных писем Розы из тюрьмы на фронт её сердечному молодому другу - врачу Хансу Дифенбаху, очень содержательные и интересные письма жене Карла Либкнехта - Соне и подруге Розы - жене Каутского - Луизе.
Ниже привожу отрывок одного из писем Розы Лео Йогишес (Их близкая личная связь продолжалась с 1891 по 1906 год).

"                Париж 1.04.1894

Мой любимый,  моё дорогое сокровище, только что получила твоё милое письмо. Ты, мой единственный ошибаешься: в данном случае мы не «подогреваем» друг друга. Я в таком же положении как и ты. Мечтаю о встрече с тобой, моё единственное счастье. Мне с трудом удаётся побороть себя и не послать к чёрту рефераты и всё прочее и улететь к тебе, и мне из-за этого стыдно. Кроме того я чувствую и уверена, что ты меня сам позовёшь, когда всё будет сделано. Моя крошечка, дорогой, мой золотой мальчик! Ты хочешь поехать в Локарно?
Куда бы ты не пожелал! Даже если захочешь всё лето остаться в Цюрихе — для меня с тобой повсюду хорошо. Сейчас у меня нет сил думать о деревне. Я думаю только О ТЕБЕ. Между прочим в этом противном шумном Париже, где у меня постоянно ужасный катар из-за воздуха и головная боль из-за шума и грохота, Цюрих с его горой, тишиной, чистотой, ароматом   кажется мне настоящим раем. Мой бог, скажи, м.б.ты хочешь сразу же в Веггис? Я с большой охотой сразу же туда поеду, как только ты напишешь. Повторяю: куда ты захочешь, куда напишешь, я, не задумываясь, поеду...Но, правда, по крайней мере одну неделю мне нужно ещё здесь остаться: два реферата, посещение Лаврова и разговор с Адамом (Варски). Это ещё меня ожидает...
Мой золотой, до свидания, мой единственный, верный, сладкий, любимый мой. Р!"

Хотя личные отношения между Розой и Лео были очень неровными и после 1906 года прервались (остались только деловые), после убийства Розы именно он добился суда над её палачами, и не вина Лео, что те по-настоящему не были осуждены, позже при Гитлере даже были вознаграждены и дожили до старости, открыто хвастаясь своими злодеяниями.

Из писем друзьям и любимым хорошо виден Розин незаурядный ум, щедрое сердце, широкий круг интересов, вообще её неординарность. Кроме того по ним можно проследить её взросление, рост уверенности в своих силах, уважения к себе, а с ними и  независимости. 
Сначала я хотела перевести только некоторые особенно понравившиеся письма, но со временем их становилось всё больше, я погрузилась в ту эпоху, и у меня возникла мысль написать о Розе документальную повесть в письмах. О ней уже есть биографическая книга польского автора, но в ней был сделан совсем другой акцент. Хотя о Розе невозможно рассказывать без учёта её участия в политике, стремления изменить общество к лучшему, я постараюсь свести такие сведения к минимуму. Для меня Роза в первую очередь неординарная женщина, о ней и будет повесть.