Счастливый день в заснеженной Ялте

Лауреаты Фонда Всм
ГАЛИНА ДЕЙНЕГА - http://www.proza.ru/avtor/galka6 - ПЯТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ПОПУТЧИКИ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 "Крымский зимний пейзаж", картина Ирины Кузьменко


«… я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы
делать так называемые чудеса своими руками. Когда
для человека главное – получать дражайший пятак,
легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно
пламенного растения – чуда, сделай ты ему это чудо,
если ты в состоянии.
Новая душа будет у него и новая у тебя»
(Александр Грин, «Алые паруса»)

В Симферополе наш поезд опустел. Дальше, до Севастополя, мы ехали  в купе вдвоём с женщиной средних лет. Всю дорогу она провела на верхней полке,  погрузившись то в чтение, то в сон. Теперь, когда проводница собрала постельное бельё, мы вынуждены были  продолжать путь визави за вагонным столиком, и мне удалось рассмотреть спутницу. За окном бушевала метель – явление, не характерное для наших южных широт. Поезд покачивало, и мы погружались в музыку рельс...

Судя по внешнему виду, женщина показалась мне человеком открытым, прямым и каким-то праздничным: аккуратная в одежде и причёске, с мягкими чертами лица, ясным выразительным взглядом. Низка разноцветных бусинок на её зелёном свитере сверкала, словно гирлянда лампочек на новогодней ёлке, что хорошо сочеталось с зимним пейзажем за окном.

Вечерело. Тьма за окном сгущалась, но свет в вагоне ещё не включали. Моя спутница, поглядывая в окно, загадочно улыбалась какой-то очень личной  улыбкой, теребила низку бус и была, как мне показалось, где-то далеко и во времени, и в пространстве. Эта улыбка навела меня на мысль, что у неё, как и у каждого человека, должна быть тайна, хранимая в душе. Может, эта тайна связана с метелью? Может, тайну хранят её бусы?

Захотелось разговорить женщину. Так бывает, что случайному попутчику раскрывают душу. А что может быть интереснее человеческой души? Я спросила:

– Вы любите снег?

– Нет. Не люблю, – ответила она.

Голос её был нежен и мягок. Его приятно было слушать, и я продолжила расспрос:

– Есть воспоминания, связанные с метелью?

– Есть, – подтвердила женщина и после небольшой паузы добавила: – Давняя история. Если хотите, расскажу.

– Хочу, – поспешно согласилась я и предалась вниманию с интересом человека, имеющего свободное время.

Женщина выпрямилась, улыбнулась открытой улыбкой и тихо начала свой рассказ:

– Как-то зимой, а точнее в феврале, я возвращалась из командировки домой. В числе первых пассажиров вошла в салон самолёта и устроилась на своём месте у окна. Место, расположенное рядом со мной, оказалось у мужчины, которого я приметила ещё во время регистрации авиабилетов. Что-то в нём заставило меня содрогнуться. Среднего роста, с лёгкой сединой на висках, с красивым лицом, которое должно бы быть мужественным, но безнадёжно грустный взгляд портил его. Он был похож на человека, сломленного жизнью: я говорю о том впечатлении, которое он произвёл на меня.

Мужчина остановился в проходе самолёта. Наши глаза встретились, и словно искра вспыхнула между нами. Но это было лишь мгновение. Затем его взгляд снова стал немым, невыразительным. Низким голосом он произнёс:

– Моё место. Позволите?

– Пожалуйста, пожалуйста, – поторопилась я с ответом, опасаясь, что он может передумать и пройти дальше по салону: пассажиров было мало, и стюардесса предлагала занимать любые свободные места.

Мужчина поставил сумку на верхнюю полку, расположился в кресле рядом со мной и погрузился в свои, как мне показалось, нерадостные мысли. На его лице проявилось отвратительное чувство презрения к себе.

– Мир разваливается? – поинтересовалась я.

– Вроде того, – очень серьёзно ответил он, протяжно вздохнул  и как-то без интереса спросил:

– Куда путь держите?

– Домой. В Севастополь.

Из его груди снова вырвался вздох.

– А меня направили в санаторий. В Ялту. – И тут же добавил: – Напрасно всё это.

Была в его словах какая-то безнадёжность, будто ему всё – всё равно. Словно жизнь ещё продолжалась, а судьба уже кончилась. Я попыталась поднять ему настроение, полагая, что активная болтовня – лучший способ отвлечься от плохих мыслей, и уверенно произнесла:

– Всё в жизни, так или иначе, улаживается.

Он молчал, а я не унималась. Рассказала какой-то умный анекдот. Его грустные глаза чуть-чуть тронула улыбка. Это меня обнадёжило. Постепенно завязалась беседа, а вскоре мы уже легко и просто говорили о пустяках, словно были знакомы давно и близко.

В Симферопольском аэропорту наши пути расходились: в то время оттуда отправлялись автобусы и в Севастополь, и в Ялту. Погода стояла ясная, солнечная, соответствующая тёплым «февральским окнам», так характерным для Крыма. Мы прошли к кассам, купили билеты на ближайшие рейсы. Отправление наших автобусов было почти одновременным. Стали прощаться. Я протянула ему руку с пожеланием удачного отдыха. Пожимая мою руку и глядя мне в глаза, мужчина признался:

– А вы подняли мне настроение. Можете заряжать оптимизмом. Кто вы?

– Врачеватель душ, – ответила я шутя.

– О! Если так, то мне очень нужен ваш сеанс душетерапии.

Я на минуту задумалась, а затем согласилась:

– Хорошо. В воскресенье приеду в Ялту. Автобусом. Часов в одиннадцать.

– Буду ждать!

– До встречи на автовокзале!

Мы расстались, увозя тёплое чувство от нашего знакомства.

По приезде в Севастополь я сразу же взяла билеты на автобус для поездки в Ялту и обратно. Погода стояла отличная, муж с детьми гостил у своих родителей, моё намерение как человека, временно свободного от семейных забот, было твёрдым.

В канун выходного дня погода начала портиться, а утром, встав раньше обычного, чтобы успеть на автобус, и, подойдя к окну, я ахнула: «Пурга!».


Тьма за окном сгустилась. В вагоне включили свет. Поезд замедлил ход. Подъезжали к станции. Огни, шум вокзала. По вагону прошла проводница, возвращая пассажирам билеты. Женщина прервала свой рассказ. Я была раздосадована. Будет ли продолжение?

Стоянка оказалась недолгой. Поезд дёрнулся, и перрон, заносимый снегом, поплыл за окном. Мы погрузились в мерное покачивание под стук колёс, и попутчица снова овладела моим вниманием:

– Утро, мне ехать в Ялту, а за окном снег метёт, ветер завывает. Всё вокруг белым-бело. В такую погоду не то, что двигаться по горным дорогам, из дома выходить не следует.

«Испытание», – подумала я. Здравый смысл подсказывал: «Сиди дома». А душа тянула в Ялту. Я чувствовала, что человеку нужна моя помощь. В память глубоко врезался безнадёжно грустный взгляд, который бывает у человека, потерявшего интерес к жизни.

Созвониться с мужчиной я не могла. Ни его фамилии, ни названия санатория, куда он ехал, я не знала. Не было у меня и уверенности в том, что мужчина помнит о планируемой нашей встрече на этот выходной день. Что делать?

Решила ехать. Если судьба, встретимся. Напевая подходящую для такого случая песню: «Через эту непогоду, эту самую пургу, на десятое свиданье я к тебе не попаду...», стала собираться в дорогу. «На десятое свиданье…», а у меня свидание первое и единственное. Я на него попаду!

Прихватив сумку, вышла из дома.

Снег метёт. Транспорта не видно…

Такси!..

Машина шла в нужном мне направлении. Первый этап пройден!

Я на автовокзале. Рейс на Ялту не отменён. Вперёд! Будь, что будет!..

Снегопад сопровождал автобус на всём пути. В Ялту прибыли с опозданием. Здесь снег лежал толстым слоем на деревьях, на тротуарах, на припаркованных машинах, на крышах домов. Ветра не было. Снежинки падали медленно, торжественно, красиво, очищая всё вокруг. Тёмные снеговые тучи двигались к северу, в просветах пробивались солнечные лучики и виднелись голубые лоскутки ясного неба.

Он ждал меня! Издали помахал рукой и подбежал со словами:

– Сумасшедшая! В такую погоду.

– Я обещала.

– Спасибо.

Он взял меня под руку, и, осторожно ступая, мы отправились гулять по заснеженной Ялте. Говорили о разном. Посвятил он меня и в свою грустную историю. В сорок лет жизнь обрушилась, как карточный домик. Всё рухнуло разом: служба, друзья, семья, здоровье. Появилось жуткое чувство вины. А его  нельзя впускать вовнутрь: источит душу, уничтожит изнутри. Это я хорошо знала как специалист! Из состояния безысходности необходимо выйти. И мы вышли! Как? Вернулись в детство…


Женщина улыбнулась и подчеркнула: «О! Это было головокружительное путешествие в детство!». Замолчала. После небольшой паузы продолжила:

– Пустынная набережная, серое море – спокойное, безмолвное, и мы, не умолкающие ни на минуту. Шутили, смеялись, вспоминали забавные истории, играли в снежки...

Постепенно разъяснилось. Небо стало по-зимнему голубым, море – синим. Снег искрился под лучами солнца, но не таял. Растаял лишь взгляд моего спутника.

– Красиво, как в сказке! – воскликнул он с улыбкой, полной удовлетворения. И тут же добавил: – Как всё вокруг изменилось!

Согреться и пообедать мы зашли в уютное кафе. Вернулись и к его проблемам, которые уже не казались неразрешимыми…

Время неумолимо бежало вперёд. Пора было возвращаться на автовокзал. Проходя мимо сувенирного киоска, он попросил меня на минуточку задержаться. Я остановилась, и наши взгляды скрестились на одном и том же украшении. Продавец, радуясь покупателям, снял бусы с витрины и тут же начал рекламировать свой товар:

– «Кошачий глаз». Сохраняет любовь, оберегает от врагов. Делает человека здоровым и счастливым.

– То, что надо, – с этими словами мой спутник расплатился с продавцом и протянул мне презент.

– Благодарность за сегодняшний день.

Улыбнулся и добавил:

– Интересная штука – жизнь. То так повернёт, то этак. А сегодняшний день – особенный.

На автовокзале мы расстались. Навсегда. У каждого из нас была своя судьба, своя дорога, но у нас был общий счастливый день в заснеженной Ялте.

Автобус медленно двигался по зимней горной дороге, а при подъезде к Севастополю сломался. Пришлось долго ждать, пока водитель устранял неисправность. Скинув промокшие за день сапоги, замотав ноги в тёплый шарф, укутавшись в шубу, я играла подаренными бусинками и не сердилась на задержку, полагая, что судьба специально затягивает рейс, чтобы продлить этот особенный день перед возвращением в житейскую суету.


Женщина умолкла, но на её лице всё ещё отображалось важное событие в её жизни. Она улыбалась. Я понимала эту улыбку. За окном кружил снег, и это было уже окно не только в настоящее, но и в прошлое, где моя попутчица, обладающая удивительной притягательностью, сотворила чудо.