Моё знакомство с особенностями национальной охоты

Леонид Карантаев
Последние годы, не пускаясь в подробности, часто  доводилось бывать на Кипре.  Появились и друзья, а  среди них и такие, для которых охота не просто слово. Как оказалось, каждый второй мужчина-киприот обязательно имеет дома ружьё, камуфляж и считает себя заправским охотником.  Случается, бывает на охоте раз в сезоне.  Потом целый год описывает свои охотничьи подвиги с приятелями, сидя за чашечкой  крепкого чёрного кипрского кофе.  Меня, более двадцати лет считающего скитания по полям-лугам с ружьём и прекрасным рабочим русским спаниелем самым лучшим отдыхом, охватило страстное желание изведать тонкости  кипрской охоты по перу.
 Кипр – небольшой клочок суши посреди безбрежных вод.  Туристы, бесчисленные отели, асфальт дорог, поля-сады, виноградники.  Да, ещё эти, военные базы английские. Откуда дичи-то взяться? Однако остров  расположен на пути миграции перелётных птиц. Сам видел на солёных лиманах Ларнаки стаи зимующих фламинго.  На пресных болотах полно лысух водится. У нас они, не то чтобы, но всё же дичью считаются. Познакомили, по случаю, с одним местным  охотником. Киприот поначалу надулся от ощущения важности своей персоны, когда обратился с просьбой взять меня на охоту. Потом, когда я подарил ему свою книгу об охоте с русским спаниелем, смягчился. А уж когда на книге сделал авторскую  надпись с добрыми пожеланиями товарищу по страсти - вообще стал свой парень.  Кстати, оказалось, новый друг немного «калякает» по-русски и за чашечкой кофе поведал об особенностях национальной охоты на Кипре. Тут-то я узнал, что охотятся  здесь в основном на фазанов, перепелов, куропаток, дроздов и разных голубей: вяхирей, клинтухов, горлиц  и, что удивило меня - ещё на галок, ворон и сорок. Заяц очень желанная добыча, но бегать за ним сложно. У Георгиоса, так он представился при знакомстве, есть свои излюбленные места, которые он считает «своими» и очень плохо переносит появление там «чужаков», но я его личный гость и поэтому - «кало сорисэтэ» - мол, добро пожаловать. На мою просьбу, сказал - ему надо поговорить со своим «гумбаросом», и потом он возьмёт меня с собой на охоту. В общем, права народная мудрость - если нельзя, но вовремя сделать «презент» - то можно….  Андрей, кто нас познакомил,  позже пояснил, что гумбарос равносильно нашему понятию кум и что кумовство на Кипре – реальная сила.    Также  предупредил - насколько высок градус популярности охоты на Кипре. Её здесь любят и, если послушать, знают в ней толк. Для коренного киприота, о-очень далеко не чуждого  тщеславия, охота, в первую очередь,  азартное хобби и спорт, наполненные особым смыслом, ритуалами со специальной лексикой. Это азарт и адреналин. И, конечно,  не на последнем месте охотничья «тусовка»!  Особенно, если охота прошла удачно. Тогда довольные стрелки отправляются в таверну ближайшей  деревушки отметить удачу,  шумно посмаковать подробности. Тут уж пышно расцветает обязательное  хвастовство трофеями,  ружьями, собаками и историями….     Вскоре Андрей сообщил – охота состоится завтра с утра и Георгиос  приглашает.  Недолгие сборы и  после полудня мы отправились к нему….   Весь вечер, надо понимать, что  встретились два охотника, был посвящён рассказам об  личных охотничьих подвигах (ну, как без этого?), показу трофеев, фотографий, демонстрация ружей. Не обошлось и без доброго искрящегося рубиновым цветом в бокале  вина с собственного виноградника под шикарное традиционное кипрское «мезе»….   
Кажется, едва успел смежить глаза – пора вставать. До рассвета полтора часа – только-только добраться до места. Скоростное гладкое шоссе плавно покачивает и клонит в дрёму. Кусты олеандров густо цветут по обочинам шоссе. На скорости 100 км/час кусты буйно цветущих олеандров по обочинам шоссе кажутся сплошным розовым коридором. В полусне весь Кипр грезится сказочным цветником.  Ветерок через открытое окно приятно касается щёк, ласково перебирает волосы на голове. Он приносит ароматную смесь горного и морского бризов, запах левкоев  и ещё чего-то пряного. Необычные воздушные коктейли, дразня и будоража обоняние, подчёркивают южное очарование. Сказка наяву. Так ехал бы и ехал. Но - пора сворачивать на горный проселок, и сразу затрясло на выбоинах. Замечаю: впереди нас и следом  -  ещё машины с охотниками. На крутых поворотах летит каменными брызгами из-под колёс на обочину щебёнка. Наконец, стоп - приехали, выгружаемся. Вокруг – машины, машины. Да сколько же их? Видать, мы не одни полуночники. Кругом  люди с ружьями в камуфляжах и ярких накидках - охотники. Других нет.  Все спешат  наперегонки куда-то вверх по склону. Чем-то напомнило наших рыбаков, когда они с ящиками за спиной и бурами на плечах, гурьбой  вывалившись из автобуса, торопятся опередить коллег, чтобы занять на льду широкого затона самые «клёвистые» места. Спешим и с Георгиосом. Стараясь не отстать от него, не успеваю смотреть по сторонам. Вижу только его спину. Свернули с дороги и по известным только ему приметам пробираемся сквозь колючие заросли к «коронному» месту. От  непривычки скакать  по горам, я быстро  взмок. Наконец, остановились на краю пожни. «Сейчас они полетят» - сказал товарищ  по оружию – «Маскируйся в кустах!»  Кто полетит, куда полетит? – даже не спрашиваю. Отдышаться бы. Оглядываюсь по сторонам и застываю от открывшейся  панорамы.  В лучах только-только восходящего солнца порозовели сосновые леса на склонах Троодаса. А с другой стороны раскинулась вширь и вдаль ночное Средиземное море. На тёмном побережье  мерцают  новогодними гирляндами  золотые огоньки  курортных зон.… Бах, бах, бум, бум-м, ба-бах! Стрельба на открытии охоты в междуречьи  Уводи и Клязьмы, которую я принимал за канонаду, ни в какое сравнение не шла с тем, что началось здесь! «И залпы тысячи орудий, - по Лермонтову,- слились в протяжный вой!» Ожила вся округа, из-под каждого куста вёлся плотный обстрел всего, что замечалось в воздухе. Азарт захлестнул и меня. Я стрелял на каждый, замеченный в рассветном небе, взмах крыла. Иногда доносились, видимо, после удачного выстрела, победные кличи, больше схожие на вопли дикарей. Перепуганные стаи птиц не решались больше преодолевать огненный заслон. Постепенно канонада затихала. Теперь, иногда, налетали  случайные одиночки и пары. И каждый раз земля будто взрывалась – смерть всему живому. Солнце взошло по-настоящему. Выстрелы стихли. Меж кустов и на пожне замелькали «красные шапочки» в ярких жилетах (необходимое и обязательное требование техники безопасности кипрских правил охоты – дабы своя своих  вгорячах не подстрелила) – отважные охотники принялись  собирать добычу. Снял и я свою кепку – в ладонь скатилось несколько дробинок. Вот, что сыпалось на меня  будто капли с неба, а я  удивлялся-то, откуда дождь при ясном небе. Подобрал и Георгиос наш урожай – всего лишь, пара дроздов. Не густо на двоих – видимо, я  захваченный всеобщим азартом не целился и просто палил в ту сторону. Да-а! Нелегко приходится  пернатым по пути на зимовку. Хорошо, что на Кипре законом определены и строго охраняются  свободные от охоты большие заповедники и миграционные коридоры для пролёта птиц через остров. Иначе, эти местные «тиффози» всё уничтожат….
Спустились к машине пополнить запасы спасительной влаги, сменить мокрую от пота одежду. Приглядываюсь к охотникам-аборигенам: все, как один, экипированы под «коммандос», все заряжены таким  петушиным боевым духом, что кажется, появись  здесь турецкая армия - разорвут в клочья…. Подкрепив физические силы и взяв сеттера, мы отправились за кекликами. Но, перед этим Георгиос накормил своего Кинга. Чтобы не было желания какую «дрянь» с земли подбирать, пояснил боевой друг. Оказывается на Кипре не редкость, когда местные охотники, считающие эти угодья  только «своими» (по какому праву – неизвестно), отваживают «пришлых» подкидывая  поближе к их авто, приманку для собак с отравой.  Мол, пусть на будущее знают, кто здесь хозяин. А то и того хуже: отравляют источники воды, птицы гибнут и делаются опасными для тех, кто подберёт их как добычу. Местные знакомы с этими «шутками», а чужаки нет – так им и надо. Не будут лезть в чужие угодья….
Заметный, белый с чёрными пятнами, лаверак, резво мелькал среди кустов, перескакивая обломки скал. Напарник, казалось, без устали, скакал за ним горным козлом. Я, обливаясь потом, карабкался изо всех сил.  Старался не отстать. Хорошо, что на мне крепкая обувь и джинсы, а то в кровь ободрался  бы и одни занозы. И как тут эти древние греки ходили в туниках и сандалиях, судя по  фильмам? Надо же, такой, казалось, райский остров и такой  жёсткий и колючий пожухлый бурьян вместо  зелёной шелковистой травы, как у нас.  Вот Кинг встал в стойку – спешим к нему. Мы договорились: я стреляю дичь, взлетающую вправо, Георгиос  стреляет - взлетающих влево. Но разве с «тиффози»  от охоты можно договариваться? Георгиос уже стреляет и вправо. Стреляет не в «меру» и  пёстрый  кеклик, трепеща крыльями скрывается. Сеттер работает дальше. Мой кипрский товарищ, не оглядываясь на меня, спешит за ним. Начинаю подозревать его в предательском желании «стряхнуть меня с хвоста». Жара, пот ручьем, на рубашке белые соляные разводы, но не сдаюсь. Вот Кинг снова замер. В отчаянном рывке (были, когда-то и мы рысаками – т.е. занимался спортом) обгоняю соперника, ору  собаке «Гоу» и стреляю по куропатке. Птица тряпкой падает в куст. Тут меня обгоняет Георгиос, поднимает мою добычу и с торжеством победителя демонстрирует её мне. Ну, это уже, ни в какие рамки!  А он, захлёбываясь от возбуждёния,  показывает, как целился, как стрелял, хоть я и сильно мешал ему – загораживал взлетающую куропатку. Но он–то опытный стрелок, бывавший в переделках, изловчился и, вот -  награда! Несмотря на жару, спина у меня враз похолодела: я вдруг  осознал, что просвистело мимо уха в момент моего выстрела. Два выстрела слились в один (так часто бывает, когда охотишься на пару), только дружок мой, в этот раз, был у меня за спиной. По телу пробежала нервная дрожь. Я не стал спорить, кто метче и чья это добыча. Просто понял - если продолжать совместный поход – добром  он может и не кончиться. Вспомнил, как Андрей рассказывал, мол, ни один сезон на Кипре не проходит без происшествий: то себя подранят, то друга подстрелят и порой навечно…. Кинг продолжает работать, Георгиос скачет по камням за ним. Я потихоньку приотстал, присел на горячий валун отдышаться. Осматриваюсь. Под ногами - будто трёхмерная карта Кипра: поля, сады, селения, дороги.  Дальше, до самого горизонта, завораживающее  лазурное  Средиземное море. Оно уже не спокойное, как утром, немного волнуется. Сверху кажется, что просто рябит. Но белые барашки побежали к берегу. Значит, волнение там, балла  в три есть. Южное солнце рассыпалось в волнах солнечными зайчиками.  Большие корабли застыли на рейде. Сквозь прозрачный аквамарин залива видно дно: мели, рифы, затонувшие суда.  Гоночные скутера и прогулочные яхты чертят по нему пенные письмена. Сверху отлично всё видно! Как не вспомнить Пушкина: «…ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах…» По кромке прибоя непрерывная цепочка золотых пляжей. Тридцати пяти градусная жара ощутилась сильнее. Искупаться бы. И зачем я только на эту охоту напросился. Но охота - она пуще неволи. Отдельные выстрелы доносятся с разных сторон и из ущелий и с ближайших отрогов Троодаса.  Потихоньку двинулся вниз по склону, в сторону, где должна быть  машина. В наших густых  лесах я как дома, но горы – это другое. Через какое-то время интуитивно понял, что не туда иду - исчезли ориентиры. А куда? По большому счёту потеряться не боюсь. Достаточно держать направление вниз, к морю и, обязательно, выйду на какое-нибудь шоссе. А там «язык до Киева доведёт».  Вдруг из-за куста  шагнул навстречу закамуфлированный под спецназ  человек с ружьём и окликнул по имени: «Леонидас».  Остановился, разговорились. Хотя, я по-гречески ни бум-бум, зато киприоты знают английский. Кипр - маленький остров и все друг друга знают. Оказалось – Георгиос (тоже его гумбарос, т.е. кум), когда спохватился, что потерял подшефного, обзвонил по мобильнику других охотников. Поскольку среди них не экипирован в камуфляж только один, меня быстро вычислили и скоро я был на парковке. У моего друга (филос по ихнему) на поясе болталось уже два кеклика и фазан, и он в красках рассказывал о своих сегодняшних подвигах. Надо отдать ему должное - одного кеклика он великодушно признал моей законной добычей. Потом ещё что-то добавил. Видимо про подаренную книгу и автограф на ней. Все уважительно посмотрели на меня. Охота, собственно, закончилась на сегодня, но не мероприятие. Гудящая на все лады, пёстрая вереница разномастных машин потянулась с горы. Оглушительная какофония оповещает округу, что охотники   едут с охоты. По традиции все отправились в ближайшую таверну – отметить охотничью удачу. Но это отдельная песня.