Подпол Часть IV 4

Валерий Захаров 39
«Что же делать?» Этот вопрос постоянно мучил Галину. Об исчезновении мужа обязательно узнают, начнёт ходить милиция, а тут этот….
 –  Может, рассказать всё, как есть? Так мне и поверят! У нас когда правду рассказываешь, всегда виноват будешь! Скажут, ухайдакала мужа, и хахаля привела».
Иван вёл себя тихо, ел, да спал. Видно, его мучили те же мысли, но он таил их в себе: что толку  зря болтать! Галина собралась в церковь, к попу на исповедь, однако, подумав, решила, что поп, наверняка служит не только господу, и докладывает, куда следует о сомнительных делах. Она открыла шкаф, достал паспорт Петра, и сравнила  его фотографию с фотографией мужа.  Полного сходства не было, однако, не зная этих людей, можно было запросто ошибиться.  Ночью  в дом прокрался Иван.
 –   Ну, чего тебе? – недовольно спросила Галина.
 –  Да я вот, хотел попросить у тебя…
 –  Ну, ну, давай, договаривай! Ухренькал мужа, а теперь просить ко мне пришёл!
 –Не поняла ты меня. Мне бы лопату сапёрную….
 –   Ты и так хорошо здесь окопался! Блудишь по ночам, словно кот. Зачем тебе лопата?
 –  В подполе порыться…. Кажется мне, что я могу там кой чего найти…
 –   Ты не Петра искать собрался? Нет его там!
Иван продолжал настаивать:
–  Что тебе, жалко что-ли?
 –  Скажи, для чего!
 –  Я покопаю, и если чего найду, расскажу!
 –  Ладно, достану тебе лопату, но смотри, если что вычудишь, этой лопатой я тебя и прибью.
На следующий день, зайдя на рынок, она отыскала у подвыпившего мужика сапёрную лопату.
«Бери, женщина! – произнес продавец, хитро подмигивая, и обдавая крепким перегаром, –    картошку у соседей подкапывать!»
Галина замахнулась на продавца его же лопатой, так, что тот присел:
 –   Пошёл ты, советчик! Небось, сам этим только и промышляешь!
Как только смерклось, в  доме появился Иван. Поужинав, он взял лопату, осмотрел её, и скрылся в подполе. Появился он, измазанный глиной, с каким то свертком в руках.
 –  Клад отыскал? – сурово спросила Галина.
Иван молча раскрыл сверток из просмоленной парусины, в нём оказался другой, из пергамента. Развернув его, он извлёк  толстую амбарную книгу; Время пощадило гроссбух, однако влага уже начала свое разрушительное действие, и переплет  напитался сыростью.
 –  Вот она! – довольно проговорил он.
 –  Что это?  –  Галину одолевало женское любопытство.
–  Вскипяти-ка чайку, сядем, я тебе всё расскажу, как обещал.
Плотно задвинув шторы, они уселись за стол. Иван открыл книгу, и внимательно изучал её. Галина молча смотрела на него,  прихлебывая остывающий чай. 
–  Долго так сидеть  будешь? – не выдержала она.
 –  А?  Что? –   Иван, спохватившись, обратил внимание на женщину.
 –  Рассказывай!  –  приказала Галина,  –  хватит в молчанку играть!
 –  Ну что же, раз обещал, расскажу, таить от тебя ничего не буду. Жил наш род в этом городе давно, до революции. Я хоть и простой мужик, однако прадед мой был известным в городе человеком, богатым купцом. Тогда на месте этих домишек стояли богатые дома, их потом снесли.
 –  Зачем же хорошие дома ломать?
–  Тогда так принято было. На этом самом месте стоял дом моего прадеда.  Рассказывала мне моя бабка, что у него было в обычае каждый месяц откладывать  золотые червонцы для сыновей. А дед  крепкий мужик  был, дожил до революции, тут ему и каюк пришёл. Сказал только, когда его на смерть комиссары уводили, не съезжать с этого места ни за что. И ещё сказал, что место это золотое, кто книгу прочтёт, тот не в накладе будет. Вот я по этой амбарной книге хочу найти  золото прадедовское.
 –  Вишь, ты какой! Чего же раньше не искал? 
 –  Думал, сказки это.
 –  А где сам клад?
Иван задумался: «где-то лежит, ждёт своего часа».
Галина потянула к себе амбарную книгу:
 –  Может, здесь написано?
–  Может, и здесь…
–  Ну, найдём мы это золото, что делать будем?
–  Не пропадет. Золотые монеты  в ломбарде, в скупке берут, найдем, куда девать!
 –  Ты, Иван, вот что. Сам знаешь, муж-то мой пропал, а хватятся – не миновать нам с тобой тюремных нар! Ты на Петра схож фигурой, голосом, вечером иногда выходи в его одежде, голос подавай! И вот ещё что:  – она подала паспорта его и Петра. –   Смотри, вы как братья!  В случае чего можно выкрутится! И ещё: придётся мне тебя Петром кликать, не обессудь.
  Иван грустно покачал головой:
 –  Я думаю, так: долго обманом мы не продержимся, а если найдём чего – купим дом в другом городе, а этот продадим!
 –  Выходит, ты моим мужем будешь числится?
 –  Ты же сама мне предложила! Да и что мы ещё можем придумать?
 –  Ладно,  –  проговорила Галина, убирая со стола.  –  Иди, спать ложись, утро вечера мудренее.
 –  Времени нет,  –  возразил Иван. –   Почитаю я эту книгу, может, найду чего…
Галина молча встала, и ушла в спальню,  Иван остался за столом, листая старые, пожелтевшие страницы.

http://www.proza.ru/2014/04/07/945

(продолжение следует)