Христос Воскрес!

Ростислав Рыбальченко 2
Фото автора «Пасха в моем доме»


ПАСХА – самый большой христианский праздник символизирующий человеколюбие и вечную жизнь, начало небесной жизни Иисуса.
Несколько слов истории. Есть ветхозаветная Пасха. Это самый большой у евреев праздник проходящий весной. Это символ Дня освобождения евреев от египетского рабства и остается навсегда памятным, ибо Господь установил в этот день старозаветный праздник называемый Пасхой, что буквально означает прохождение мимо или освобождение от беды.
Новозаветная христианская Пасха связана с воскресеньем Иисуса и наступает она сразу после еврейской пасхи.
В этот день традиционно принято христосоваться, тоесть целовать друг друга и этим следовать завету Христа: «Люди, любите друг друга». Именно поэтому Пасха считается самым важным христианским праздником, он самый чистый, торжественный и воскрешает самые человечные чувства любви.
Удивительно что эти традиции помнят и они не потускнели несмотря на пласты столетий и этот призыв к любви и добру слышен и теперь.
Обратите внимание что в эти праздничные дни люди словно преображаются и напоминают тех, которых мы видим в обыденной жизни – нетерпимых, злых, корыстных и завистливых. В эти несколько пасхальных дней люди становятся по-настоящему людьми – умиротворенными, улубчатыми и добрыми. Это настроение продолжается и после пасхальных дней в поминальную неделю (проводы). Этот день смыкается и с элементами языческой культуры, когда происходит свидание живущих людей с умершими родственниками, им приносят дары и кладут на могилки: пасху, крашенные яйца и сладости.
На бытовом уровне в Советской Украине еще за долго до пасхи наступали треволнения, связанные с приобретением продуктов – компонентов для символа праздника Пасхи. В условиях всеобщего дефицита, когда все нужно было «доставать» - и белую муку, и «доклад» в виде сахара, яиц, масла, дрожжей и т.п.
И вот наступал день выпечки пасок, как их еще называют куличей, и вновь волнения: поднимут ли дрожжи «тяжелое тесто» с обилием компонентов (доклада), выпекутся ли они и не станут «глывкими». А с выпечкой действительно были проблемы. Идеальной камерой была русская печь, но их почти все сломали в послевоенное время, а духовка – всегда рискованная среда и выпекаться могут только изделия небольшого объема, почти не сохранились и специальные для пасок керамические формы – пасочницы с гофрированными стенками. Керамика также аккомулировала тепло и способствовала выпечке.
Наконец все пасхи изготовленные в домашних условиях получились на славу: желтые, сдобные и пахнущие по особому.
В день Великого Праздника прихожане идут в свою церковь святить свои изделия и после этого они приобретают другой смысл соединяясь с духовным и мирским.
Принеся домой освященные пасхи, начинается долгожданный семейный праздник, какими вкусными становятся яства на столе их запахи, что особенно ощутимо и радостно после длительного ограничения в еде во время Великого Поста.
Сейчас все это в былом. Прошло время дефицита и купить любые продукты нет проблем, Пасхи любого объема, наводнили все хлебные магазины и ушла в прошлое радостная прелюдия праздника. И сами изделия уже другие сделанные поточным методом, уже лишены индивидуальных черт – запаха и вкуса.
Эти пасхи еще можно понести в церковь и освятить, но нет уже той ауры которая окружала еще совсем недавно этот религиозный и семейный праздник.
Мы вроде стали больше иметь свободного времени освободившись от работы по выпечке пасхальных изделий. Вообще мы отвлеклись от многих простых но таких органичных и поэтических работ: затопить печь, принести воды из колодца, возделать свой огород, ощутив запах весенней земли. И обокрали мы себя не только на несколько мгновений, как говорил один поэт, а обокрали свою душу, свое естество – «Человека».