Семейное предание

Наталья Белова Калашникова
Когда-то, давным-давно была революция, и наших предков раскулачили, т.к. они были из зажиточных. Но семейное предание гласит ещё и о том, что в те самые для всей страны времена наш род мог вообще истребиться, но моя прабабка своей находчивостью спасла свою семью от большой беды.
А дело было так…
Читинская область, где и жила моя прабабушка со своим большим семейством, стала на время «буферным» государством, т.е. самым пеклом, поскольку власть без конца переходила от белых к красным и в обратном порядке, что было смертельно опасным, для мирного населения, причём не зависимо от того, какая бы власть в данный момент не доминировала.
Так однажды прибежала в дом Евгения (моя будущая бабушка), девочка совсем, и закричала с порога о том, что в село вошли белые, а моя бабушка, она была самая младшая из детей. Всего их было у моей прабабушки двенадцать. Старшие все парни, а младшая, мамина радость – девочка. Старшие сыновья некоторые уже и женатые были, да все под одной крышей жили. Их дом был красивый, справный, самый большой во всём селе. А, как известно, господа офицеры любили становиться на постой в самые большие и богатые дома – там и жить приятно, да и угощение будет разносольным. Хозяйка дома тоже знала об этом пристрастии офицеров, а они ведь разрешения-то спрашивать не будут. Заселятся, и будешь в своём доме, вроде прислуги для этих господ с пистолетами, да с шашками. И пьяные будут творить чего взбрендит им в голову. А в доме-то малолетняя дочь подросток, как её уберечь? А как власть поменяется, что тогда? Красные-то они ведь тоже спрашивать не будут, по какой такой причине белых пустили на постой – у тех разговор короткий – всех, кто якшался с белыми, к стенке. Как тут быть?
А весна ранняя была. И курица цыплят вывела.  Курятник-то был добротный, тёплый, бревенчатый. И всё-то у куриц там было в полном порядке, но прабабушка моя сообразила, что это и есть её палочка-выручалочка! Схватила он наседку с цыплятами, да в дом их и занесла. Накрошила им прямо на пол пшена, яичек порубила. Ходит квочка со своим потомством по всем комнатам, клюют, да какают, а женщине находчивой только того и надо.
Не прошло и двух часов, как белый офицер в хату заглянул, посмотрел на мою прабабушку, на клушу с жёлтыми комочками и говорит:
- Так не годиться, надо кур из дома убрать! – Сказал, как припечатал.
- А куда, господин офицер?.. – Прикинулась глупою женщина.
- Во двор! – Приказал военный.
- Так ведь во двор-то никак нельзя. – Продолжала спектакль моя прародительница.
- Это почему же нельзя?! – Удивился господин в погонах.
- Так ведь там цыплят коршун утащит! Да и холодно так, они ведь простынут, да издохнут…
- И что же ты в таком шикарном доме будешь как в хлеву жить? Доколе?!
- Пока цыплята не оперятся, пока яички нести не начнут, пока солнышко снег не растопит, пока травка зелёная не вырастит, а там можно и во двор выпускать. Курицам коршун не страшен – он только цыплят таскает!
Постоял, посмотрел главный офицер, подумал, да и говорит:
- В шикарный хоромах ты живёшь, да и женщина ты видная, да сама дура дурой! И хозяйка-то ты, видно, никудышная! – Взял, да и вышел. Пошли они с сослуживцами дальше искать себе дом для постоя подходящий.
А когда пришли красные, то из того дома, в котором остановились таки белые на постой, это через два дома от нашего, вывели членов семьи от мала до велика, даже с грудными ребятишками на руках, во двор их собственного дома и расстреляли всех до единого. А наши все остались живы, нарожали внуков-правнуков, и я есть и у меня дети есть. Всё это благодаря уму и находчивости сметливой нашей прародительницы.