Откровенный разговор с представителями крымского Б

Ирина Лежава
1 апреля в краевой Думе депутаты и журналисты встретились с представителями батальона милиции особого назначения «Беркут» МВД Республики Крым. После приветственных слов, вручения подарков - часов фирмы «Романов», сборников по истории казачества, 50 комплектов обмундирования, купленных на средства депутатов для крымского «Беркута», началось самое интересное. Журналистам предоставили возможность вволю пообщаться с «беркутовцами» – нач. штаба Сергеем Марченко, офицерами Сергеем Распоповым, Игорем Реутом и Александром Пикушевым. Видно было, как поначалу те сдержанно отвечали. Но видя, как заинтересованно и благожелательно, искренне сопереживая,  ставропольские журналисты расспрашивают их о прошедших событиях, о планах на будущее  – они оттаяли и стали откровеннее и раскованнее. Многие детали в их рассказах стали открытием. Игорь Реут, Сергей Распоров - майоры крымского «Беркута», у них краповые береты, орденские планки в несколько рядов, оба служат в штурмовых подразделениях «Беркута». Рядом сидит раненый в правую руку снайпером на Майдане младший лейтенант Александр Пикушев. Ему очень повезло: пуля попала в предплечье и прошла навылет, но кисть еще опухшая и сизая, нерабочая. Да и И.Реуту досталось – в него угодил «снаряд» - камень, сильно повредил ногу.
Один из первых вопросов был – как вы ощущаете себя на Ставрополье, какова цель приезда? А.Пикушев, улыбнувшись и просияв глазами, ответил: «Чувствуем мы тут себя как дома, главное впечатление от посещения ставропольских коллег – это такие же парни как мы… Впервые за многие годы появилась уверенность в завтрашнем днем. Эти месяцы были очень тяжелыми, до конца еще не верится, что все позади».  Сергей Распопов добавил: «Дышать стало легче! Причем – всем».
Невозможно было не коснуться прошедших трагических событий, ведь эти мужественные парни стояли не одну неделю безоружными на Майдане, сдерживая лишь своими телами накатывавших в безумном агрессивном напоре боевиков из «Правого сектора». По их признанию, первое время у них не было даже спецсредств для защиты, только потом им были выданы щиты, шлемы, бронежилеты. В промежутках между противостоянием, они естественно не могли не задаваться вопросами – отчего их командование и власть не действует более решительно, ведь, как сказал С.Распопов, они могли в считанные часы, особенно, в первую фазу Майдана, запросто разогнать толпу. Это потом разогнать укрепившуюся толпу  было уже практически невозможно – с западных областей Украины было свезено огромное количество боевых отрядов. Они нападали, стреляя в Беркут из самого разного оружия, даже дробовиков, которые, видимо, остались еще от их дедов-бандеровцев. Было оружие и поновее, и до сих пор никто в Киеве все это не расследует. Майор показал фотографии, сделанные им в то время – те самые, которые мы видели в интернете, - пробитые пулями, камнями и коктейлями молотова щиты, шлемы, нагрудники… Но теперь мы разглядывали фотографии сделанные не абстрактными бойцами, а самими участниками боев. Потому и производили они совершенно другое по силе впечатление. Кстати, отряд «наших» беркутовцев понес реальные потери – один убитый и 36 раненых. На битах, с которыми боевики шли на них в атаку, были надписи: « Убей Беркута ради мамы». И не дай бог было попасть этим «отморозкам», как назвал их С.Распопов, в плен, живыми  или непокалеченными от них мало кто уходил. Раненых же, медики скорой помощи или не отвозили в больницы, обзывая их фашистами, или если отвозили, то впоследствии давали о них сведения сотникам правого сектора, и те с ними расправлялись… либо тут же в палатах, либо забирая в подвалы, где устраивали пыточные. Видя такое, некоторые врачи Скорой стали отвозить бойцов беркута к себе домой на лечение. Чем и спасали их жизни.
Почему же все-таки «Беркут» не разогнал толпу в тот период, когда это можно было сделать без крови за считанные часы? Виной тому, по мнению гостей, были и нерешительность командования МВД, и отсутствие политической воли у власти – читай Януковича, и тактике, которую применяли боевики Майдана. Интересно, какую тактику применяли боевики Правого сектора - они нападали в чаду дыма жженых покрышек, молниеносно, забрасывая беркут коктейлями молотова, камнями, специальными самопалами-снарядами, в которых была взрывная начинка из болтов или нескольких зарядов, и мгновенно отступали, выставляя в первые ряды уже простых граждан, среди которых были женщины, пожилые и даже дети. С ними бороться Беркут не мог и не хотел. «Толпа на Майдане очень неоднородна, - поведал Сергей Распопов, - горстка провокаторов и опьяненная пропагандой молодежь, а основная масса - просто недовольные властью люди. Обычные горожане, не имеющие к политике или олигархическим разборкам никакого отношения. Тактика провокаторов: завести толпу и спрятаться за спины протестующих, чтобы наши пули достались невиновным, а потом раздуть истерику про мирных граждан, пострадавших от рук кровожадного «Беркута». В общем, своя логика в решении руководства  - не стрелять по митингующим - была.  Другой вопрос, что пока ситуация совсем не вышла из под контроля, мы могли разогнать Майдан и другими средствами, без применения оружия. Вы видели, с какими щитами стояли наши бойцы - они годятся для разгона демонстрантов, но против пуль - это фольга, а не защита».
Что касается нерешительности начальства МВД, в целом властей, то здесь, по мнению наших собеседников, было несколько причин. У власти не было не только политической воли, но и понимания к чему могли привести такая слабость и постоянная позиция отступления. Командование же МВД, утонувшее по макушку в коррупции, связанное по рукам своими бизнесами, стремилось «пропетлять» и угадать, кто же выйдет с Майдана победителем - отсюда их позиция неделания, выжидания.  Это кстати, важно и в России, - важно, чтобы МВД РФ очистилась от подобных начальников, чтобы в этой структуре работали люди ответственные, некоррумпированные, надежные, не погрязшие в бизнесе  и не продающие совесть и честь. «Нам же терять было нечего, мы стояли не ради зарплаты и иных благ, мы стояли, выполняя свой долг, - продолжил майор Игорь Реут. – Вы видите у всех у нас – награды. Нам ничего не вешали на грудь незаслуженного, чужого не носим, а эти честно заслужили, стесняться или стыдиться мне и моим товарищам нечего. Мы считаем, нужно ставить вопрос о сохранении статуса наград и других заслуг. У нас многие с честью и гордостью носили и свои советские награды наряду с украинскими. И эти украинские ордена и медали нам ведь не подарили на день рожденья!»
Тяжелым было и их возвращение в Крым, им повезло, потому что ехали вместе – на их колонну в 1500 человек, по дороге не осмелились напасть, но на три автобуса, ехавших впереди них с участниками антимайдана из Крыма, как известно, была совершена жестокая атака. «Нас не хотели выпускать. Крепкий боеспособный кулак на полуострове был бандеровцам не нужен, - рассказал Сергей Распопов о том, как они выходили с Майдана в Крым. - Но на нас смотрел весь Крым - альфовцы, СБУ и МВД самоустранились, многое зависело от нашей позиции. Нас встречали аплодиментами и торжественным митингом. А мы в тот же день хоронили боевых товарищей... И порядка тридцати человек у нас раненых - из них 27 с огнестрелами. Вот и представьте - как бы мы дальше жили на Украине? Нам-то попроще, а вот ребятам из Ивано-Франковска, Ровно, им как? «Беркута» нет,  на тебя смотрят, как на врага. А ведь семьи, дети». Да, дома их встречали как героев, это отогрело их души. И сразу же командующие отрядами самообороны Крыма перебросили их Перекоп. Это они стояли там, укрепляя мешками с песком и прочими подручными материалами границу, готовясь встретить «поезда дружбы» из Львова и Киева. Они не скрывали, что если б не моральная помощь из России, черноморцев, казаков, все могло обернуться очень плохо. Как признался Александр Пикушев: «Было решено, что если Украина распускает «Беркут», направляет боевиков в Крым, то мы отправляем свои семьи в Россию, сжигаем базу и уходим в Севастополь, там будем оборонять его до конца. Там и русские моряки – они нас никогда не предадут. Но потом был референдум,  и Россия нас не сдала – это был такой стимул, такой подъем духа, люди не верили счастью – мы вернулись домой!» Интересно, что все это время связь между спецподразделениями Крыма и России не терялась. «Мы неофициально выезжали к вам, тренировались с русскими боевыми пловцами, - признался майор Реут. - Прыгали с российскими десантниками на русских парашютах. Мы всегда дружили и, как видите, даже вместе занимались спецподготовкой».
Не могли не поинтересоваться журналисты, как бойцы крымского Беркута относятся к тому унижению, которому подвергли их коллег во Львове, заставив каяться и просить прощения на коленях перед местным Майданом. С.Распопов, даже покраснел от волнения – ведь это их боевые товарищи, друзья. «Их вынудили, - сказал он, - заставили, пригрозив расправой с близкими. Сейчас Беркут ликвидирован и его бойцы вне закона на территории Украины, на них объявлена охота. Многие в Луганске, Харькове, Днепропетровске скрываются, в бегах, обращаются к нам – двери Крыма для них всегда открыты».  Игорю Реуту, чей сотовый во время событий на Майдане, опубликовали в интернете, звонили с угрозами. «Поначалу звонили, как их принято называть, «украинцы с определившейся жизненной позицией» - угрожали мне, родным и близким, требовали оставить службу, - вспоминает Реут. - Зато сейчас по этому же телефону звонят ребята из спецподразделений Луганска, Харькова и т.д. с вопросом, как к нам перевестись, примем ли к себе, дадут ли им российское гражданство. Так что нет худа без добра - пополняемся!» 
 Вполне резонно возник вопрос: почему все эти годы крымчане и на Юго-Востоке молчали, ведь видели, что коверкается история в учебниках, что закрываются русские школы, детские сады, запрещается русский язык на телевидении и кино - почему же не протестовали, не объединялись. «Мы, русские на Украине, в Крыму никогда не забывали, что для нас Россия, но терпели, скрипели зубами, но терпели. Мне лично несколько раз в Киеве на улице подходили и делали замечание, когда слышали, что говорю по-русски - запрещали. А вот когда встал вопрос о физическим выживании - тут и выплеснулось копившееся годами недовольство», - ответил Александр Пикушев. А Сергей Распопов  подтвердил, что в Крыму были тренировочные лагеря для боевиков из Львова в горах. Отряды спецназа их отслеживали, делали видеосъемки, но не трогали. Это были боевики Яроша. Потом они перебрались в Прибалтику и Польшу. Майор И.Реут дополнил коллегу: «Боевиков Майдана готовили и в пионерских лагерях. Мы издали со службой безопасности за всем этим наблюдали. Они отрабатывали топографическую привязку к местности, умение ориентироваться без электроники. Разыгрывали как бы игрушечные штурмы с пейнтбольным оружием. Но уже тогда все было понятно. Никаких иностранных инструкторов не видел. И не нужно думать, что за границей - инструкторы, а у нас не инструкторы. К сожалению, на Украине выросли свои профессионалы с громадным боевым опытом за плечами — Сирия, Чечня, Югославия». Раскачать ситуацию на Украине пытались и с помощью откровенно экстремистских сил. «Есть у нас и ваххабиты, и Хизб ут-Тахрир - исламистская партия, признанная в России, ЕС в странах Ближнего Востока, террористической организацией,  а вот на Украине их не запрещали, чтобы при необходимости иметь возможность раскачивать ситуацию, в первую очередь в Крыму, - признался майор И.Реут. - Конечно, по сравнению с вашими кавказскими - это пионерский кружок юных техников. Мы вчера встречались со ставропольскими СОБРовцами — обменялись мнением…» Иными словами, реально был «коридор», по которому ваххабитские боевики переправлялись на Северный Кавказ, пополняя ряды местных бандитов. Украинская власть смотрела на это сквозь пальцы, фактически поощряя необъявленную войну России. Теперь этот коридор перекрыт наглухо и, наверное, пополнения рядов смертников на Северном Кавказе поубавится. Есть ли опасность провокаций со стороны крымских татар – на этот вопрос все дружно ответили, что с татарами у них отношения выстраиваются хорошие. Есть уже и многолетний опыт, да и реалии изменились.
Спросили журналисты беркутовцев и о поднявшейся волне в мировых, украинских и российских либеральных  СМИ, в которых действия российского руководства по признанию и вхождению Крыма в состав России оценивают как оккупационные и даже некоторые сравнивают чуть ли не с гитлеровской Германией 1930-х годов. Говорят и о том, что тем самым Россия потеряла остальную Украину, настроив украинцев против себя. С.Распопов задал встречный вопрос – ну а если б этого исторически справедливого решения вернуть Крым не было, что получилось бы? Он, как и его коллеги, как и все крымчане, уверен, в противном случае Крым утопили бы в крови, а Россия потеряла бы не только свою базу в Севастополе, но и в глазах русских и русскоязычных жителей Украины стала предателем. С ней перестали бы считаться и на международной арене. Информационная война, которая сейчас обрушилась на Россию, сойдет, имиджевые же потери при ином решении были бы для ее катастрофическими. Почему же на Юго Востоке Украины, которая также стремится в Россию и просит о помощи, протест захлебывается, - там, по словам С.Распопова, обстановка сложнее, активистов «выдергивают», идут аресты, это бьет по организации самообороны, людей запугивают… в отличие от Крыма, там мирные жители, мало военных и казаков. Но и они будут бороться и стремиться к России. Потому что принимаемые в Киеве законы не оставляют им иного выбора. И конечно, надеяться на политиков из Партии регионов, как защитника интересов Юго Востока, уже невозможно, они полностью дискредитировали себя в глазах жителей этого региона.
Ну и напоследок не могли не поинтересоваться, как гости оценивают боеспособность  украинской армии: «В так называемых аэровойсках Украины (похожих на российские ВДВ) родители из своего кармана платят, чтобы сын хотя бы раз за всю службу прыгнул с парашютом. Топлива даже нет, чтобы десантный самолет поднять... Поэтому, говорить о военном противостоянии Украины и России  - несерьезно, - сказал Игорь Реут. - Мы свой выбор сделали, рады, что Крым вернулся в Россию. И нам очень приятно общаться с вами, потому мы видим – вы наши единоверцы, единомышленники. Будем считать, что мы были в командировке 23 года, а теперь вновь вернулись». Он также добавил, что сейчас в Крыму все спокойно, несмотря на то, что на Украине развернута самая настоящая иноформ-война. «Если б мы не были свидетелями всего, то вполне могли поверить тому, что преподносят своим гражданам украинские СМИ. Многие еще верят им. Их настраивают против России и Крыма. Поэтому так важно прорвать блокаду российских СМИ, чтобы люди могли получать другую информацию. Главное, же - референдум прошёл честно и открыто, все голосовали, были большие людские потоки. И не потому, что был страх за то, как всё будет на Украине. Просто мы хотели домой», – подытожил гость из Крыма.