Замкнутая душа

Сергей Одзелашвили
                Замкнутая  душа.



Сколько  я  на  него  ни  смотрела,  пытаясь  понять  и  увидеть  в  нём  что-то  подобие  человеческих  чувств,  сколько  я  не  пыталась  достучаться  до  его  разума,  сознания – бесполезно.  Непробиваемая  броня  равнодушной  маски  то  ли  скрывала,  а  может  и  была  его  личиной. 

А  ведь  красивый  мужчина  и  глаза  вроде  не  пустые,  да,  что  там - они  сверкали  таким  неистовством,  но  только  сверкали.  Они  были  сами  по  себе  и  как-будто  вовсе  ему  и  не  принадлежали.  С  одной  стороны  это  завораживало,  а  с  другой  пугало  несоответствием. 

Бывают  такие  типажи  увидишь  и  сразу  понимаешь;  убийца,  мерзавец,  сволочь.  Но  довольно  часто  это  ошибочное  представление - иногда  это  милейшие  люди  не  обидевшие  даже  мухи.  А  этот  красавец  в  иные  моменты  внушал  ужас  своей  непробиваемостью,  равнодушием  в  этом  было  нечеловеческое,  потустороннее. 

И  я  была  не  одинока  в  своем  мнении,  даже  коллеги  мужчины  его  больше  побаивались,  чем  женская  часть  нашего  отдела.  Этому,  конечно  же,  было  объяснение,  мы  женщины  видели  в  нём  красивого  мужчину,  и  это  немного  завуалировало  то,  что  так  пугало  и  настораживало  мужчин. 

Да  вдобавок,  при  своей  сухощавости,  он  те  не  менее  был  очень  сильным  и  как  никак,  а  мастер  спорта  по-боевому  самбо.

В  прошлом  году  была  снежная  зима  с  оттепелями  и  как  правило,  с  ледяными  корками.  Прямо  на  его  глазах  поскользнулась  и  упала  Нинель  Викторовна,  наш  главный  бухгалтер.  Я  ошеломлённая,  как  и  все  остальные  сотрудники  смотрели  ему  в  след,  он  прошёл  мимо  неё  и  ни  сделал  попытки  помочь  ей,  хотя  был  от  неё  всего  в  метре.

На  замечание  руководителя  отдела  он  ответил  так  нехотя,  спокойно,  без  эмоций.
-Виталий  Поликарпыч,  скажите,  если  я  пришёл  бы  на  работу  в  одной  рубашке  вот  в  эту  зимнюю  пору.  Наверное,  я  бы  простыл  и  думаю,  никто  бы  не  сожалел  по  поводу  моей  болезни  и  вы  наверняка  всё  бы  меня  и  осудили. 

-Почему  же  наша  Нинель  Викторовна  одела  на  себя  понтовые  сапожки  на  шпильке  и  гладкой  подошве,  она,  что,  не  знала  прогноза  погоды.  Она  сама  себя  наказала,  и  я  своим  отношением  к  ней  показал,  наказание  падением  адекватно  её  уму. 

-И  ваше  осуждение,  меня  нисколько  не  трогает.  Человек,  взрослый  человек,  должен  быть  ответственным  перед  самим  собой  и  перед  другими.  Нагнись  я,  поднимая  её,  мог  упасть  с  непредсказуемыми  последствиями,  а  мне  это  надо.

Он  сел  за  свой  рабочий  стол  и  как  ни  в  чём  не  бывало,  занялся  своей  работой.  Обалдеть - мы  все  сидели,  онемев,  потрясённые  его  наглым,  безудержным  цинизмом  и  эгоизмом.

После  этого  случая  с  ним  почти  никто  не  разговаривал  только  по  работе,  а  с  него,  как  с  гуся  вода.
Как  специалист  ему  не  было  равных,  и  работал  он,  дай  бог  так  каждому.  Но  бездушная  машина,  это  машина.

Наш  отдел  по  итогам  года  показал  прекрасные  результаты,  и  руководство  корпорации  пригласило  весь  наш  отдел  на  неделю  на  летние  каникулы  за  город  в  снятый  коттедж.  Мы  все  ждали  июня,  предвкушая  неожиданные  оплачиваемые  каникулы,  да  и  погода  стояла  прекрасная.

Мои  ожидания  воплотились  с  лихвой.  Прекрасная  тёплая  погода,  отличный  коттедж  у  каждого  свой  отдельный  номер.  Я  такого  не  ожидала,  мне  очень  понравилось  не  хуже  чем  за  границей.  Каждые  новые  дни  насыщенные  всевозможными  мероприятиями,  были  необременительны, - как  это  бывает - своей  глупостью.  Наоборот  мы  все  ждали  следующего  дня  с  восторгом  и  любопытством. 

Между  озером,  с  отличным  искусственным  песчаным  пляжем  и  коттеджем,  стоял  большой  шатер,  который  вмещал  нас  всех  тридцать  человек,  мы  в  нём  обедали,  и  часто  проводили  вечера  за  дружеским  ужином. 

При  приезде  в  коттедж  я  была  удивлена,  в  каком  виде  появился  Ираклий,  так  звали  нашего  сотрудника,  о  котором  я  вам  поведала. 
Даже  имя  у  него  было  странное,  ни  какого  отношения  не  имея  к  грузинам  у  него  было  грузинское  имя.  Ираклий  Сергеевич  Потёмкин. 

Ираклий,  всегда  приходящий  на  работу  в  идеально  сидящих  на  нём  стильных  костюмах - и  ему  во  вкусе  не  откажешь,  в  этот  раз  появился  в  светло-голубых  джинсах,  ослепительно  белой  рубашке  и  в  тонком  светло-кремовом  пуловере,  мягкие  бежевые  мокасины.  Светло-соломенные  волосы  обрамляли  его  чуть  худощавое  лицо.  Он  так  этим  видом  всех  удивил,  это  было  неожиданно  и  надо  отдать  должное,  его  появление  было  очень  эффектным.

Удивительно,  но  о  нём  ничего  практически  неизвестно.  Жены  нет,  родителей  нет.  Свалился  с  Марса,  да  и  только.
Окончил  Питерский  университет  с  золотой  медалью  вот,  пожалуй,  всё,  что  о  нём  известно. 

Первый  день  был  сумбурный - пока  то  да  сё - наступил  вечер.  Перед  ужином  я  прилегла.  Встрепенулась  от  странных  слов  прозвучавшие  в  моей  голове.
                ***
-Ираклий,  сын  мой,  тебя  замуровывают  живьём,  да?
-Да  мама.
-Горе  мне  сын  мой,  горе. 
                ***
Боже  ты  мой,  я  заснула,  и  мне  приснился  такой  странный  сон.  Даже  не  сон,  я  только  слышала  и  больше  чем  уверена - это  было  что-то  древнее.  Строили  крепость  и  принесли  в  жертву  молодого  воина,  замуровывая  в  стену  крепости,  для  того  чтобы  крепость  была  неприступна.  Об  этом  не  было  сказано  ни  слова,  но  я  знала,  чёрт  побери,  я  то  это  знала.

Я  дрожала  от  ужаса,  понимая,  это  всё  же  был  сон,  но  голоса - Господи,  сколько  муки  и  горя  в  голосе  плачущей  матери.
Душ  помог  мне  прийти  в  себя.  Ужинали  за  общим  столом.  Огромный  зал  был  выполнен  в  рыцарском  духе,  простые  дубовые  лавки  и  такие  же  столы  мощные,  огромные,  массивные. 

Но  было  очень  уютно  и  это  не  вязалось  с  аскетизмом  и  развешанным  бутафорским,  хоть  и  мастерски  сделанным  средневековым  оружием.  Было  весело  и  радостно,  я  и  забыла  про  свой  такой  странный  сон.

Увидела  Ираклия,  он  сидел  на  противоположной  стороне  стола,  но  далеко  сбоку.  Ужин  был  праздничным  с  выпивкой,  удивила  кухня  очень  качественная  домашняя,  я  именно  так  бы  её  охарактеризовала. 

Руководство  нашей  фирмы  сидело  вместе  с  нами.  И  удивительно,  не  было  никакого  напряга  от  их  присутствия.  Это меня  приятно  удивило. 
Был  хороший   тамада  и  ведущий  этого  вечера.  Заиграла  музыка,  начались  танцы.  Я  была  нарасхват,  и  мне  это  льстило.  Боковым  зрением  видела,  Ираклия  приглашали  танцевать,  но  он  отказывался  и  довольно  бесцеремонно.  Всё  же  он  большая  сволочь,  но  себя  то  не  обманешь,  нравился  мне  этот  мерзавец.

Вновь  сели  за  стол  уже  разгоряченные  танцами,  и  танцы  сняли  последние  преграды  уставных  отношений.  Тамада-затейник  предложил, - да  так  ладно - желающим  выступить  на  импровизированной  сцене. 
Читали  стихи,  рассказывали  анекдоты,  кто-то  показывал  фокусы. 

Неожиданно  на  сцену  вышел  Ираклий.  Белые  брюки  с  ослепительно  белой  рубашкой  и  таким  же  пуловером,  неизменные  мокасины  бежевого  цвета.  И  эти  огромные  изумруды  его  глаз  в  обрамлении  мохнатых  чёрных  ресниц.  Впервые  видела  столь  необычные  глаза.
Наши  все  раскрыли  рты  от  удивления,  и  я  им  не  уступала.  Вот  это  событие.

Он  подошёл  к  стойке  с  микрофоном,  не  беря  его  в  руки  замер  перед  ним.  Никто  ничего  не  понимал – он  молчал,  но  тихо  по  нарастающей  все  услышали  рокочущее  жужжание,  наверное,  это  более  точное  определение  звука. 

Ираклий  приподнял  ладонь,  прижимая  её  у  яремной  вены,  раскрыв  рот  и  все  мы  потрясённые  поняли,  звук  издаёт  он.  Звук  будоражил,  напрягал  своим  непонятным  мистицизмом.  Я  знала  о  горловом  пении  бурят  и  тувинцев,  по-моему,  такой  способ  горлового  пения  называется - хаоомей.

Наступила  гробовая  тишина,  его  голос  завораживал,  я  не  понимала,  как  один  человек  может  издавать  столь  разные  звуки  одновременно.  Какая  древность  упала  на  нас  удушливым  покрывалом.  Голос  вибрировал,  поднимаясь  всё  выше  и  выше,  я  не  могла  пошевелиться,  меня  просто  сковало. 

Сколько  горечи  и  печали,  сколько  злости  и  ненависти,  как  это  можно  передать  без  слов  горловым  пением.
Этот  красивый  тридцатисемилетний  мужчина  пугал  до  дрожжи  в  коленях. 

Оторвавшись  от  него,  смотрела  на  взволнованные  лица  сидящих,  их  всех  задело  это  необычное  исполнение.  Это  ведь  не  тувинец  или  бурят,  такой  же  как  и  мы,  выросший  в  Европейской  культуре.
                ***
-Сын  мой,  докуда  тебя  замуровали,  мой  мальчик?
-До  живота  мама,  мне  так  страшно,  мамочка.
                ***
Господи,  я  не  сплю,  а  в  моей  голове  этот  плач  убитой  горем  матери  и  жуткий  леденящий  страх  молодого  воина  ещё  мальчишки.  Да,  что  это  со  мной,  я  брежу  наяву. 

Нет-нет,  я  же  вижу  и  слышу.  Оглушенная,  как  и  все  замерла  от  наступившей  тишины  и  диссонансом  фантасмагоричном  действу  горлового  пения,  неожиданно  раздалась  трель  жаворонка.  Это  было  так  выразительно,  так  правдоподобно,  все  задрали  головы  к  потолку.  У  меня  по  щекам  потекли  слёзы.

Ираклий  не  обращая  ни  на  кого  внимания,  направился  к  выходу. 
Вот  это  да.  Все  смотрели  недоумённо  друг  на  друга  потрясённые  до  глубины  души  выступлением  Ираклия.  Его  уход,  как  сигнал,  восприняли  присутствующие  и  странно  так,  молча  направились  в  свои  комнаты.

Я,  раздевшись  в  одном  белье,  лежала  на  расстеленной  кровати  и  переживала  две  вещи;  странный  сон  во  сне  и  на  яву  и  ошеломительное  пение  Ираклия. 

Хаоомей  не  для  каждого,  это  редкое  искусство  и  ему  учатся  годы  и  годы.  Откуда  такое  невероятное  умение  у  Ираклия  и  при  этом,  это  не  подражание  народам  Севера,  Сибири.

Я  не  такой  уж  знаток  горлового  пения,  но  и  не  профан  и  понимала,  исполнение  Ираклия  не  вписывается  не  в  какие  каноны  горлового  пения. 
Да,  исполнение  хаоомея  необычно  для  слуха  и  оно  поражает  воображение,  но  то,  что  сделал  Ираклий,  выходит  за  пределы  понимания.  Волшебство - нет,  это  не  то  слово  оно  слишком  мягкое  -  чародейство  да  пожалуй,  так.

Чары,  околдовывающие  чары  были  в  его  пении,  не  было  ни  одного  человека,  которого  не  тронула  бы  эта  песня.  А  это  была  песня  отчаяния,  невыносимого  одиночества – замкнутой  души,  которая  не  может  вырваться  наружу  обычным  путём. 

Есть  один  выход - это  звук,  пение  без  слов,  на  противопоставлении  низкого  вибрирующего  звука  постоянно  меняющегося,  усилением  или  ослаблением  и  разные  обертоны  высоких  звуков,  накладывающиеся  на  основной  низкий  вибрирующий  звук.   

Да,  это  загадка,  Ираклий  всех  поразил,  и  было  чем.
Но  мне  не  давала  покоя  ситуация  со  сном  и  бредом  на  яву.  Нет,  я  не  бредила,  это  было  так  отчётливо  у  меня  в  голове,  и  при  этом  я  слышала  Ираклия,  и  видела  присутствующих. 

Господи,  что  это  со  мной?
На  следующий  день  только  и  было  разговоров  о  выступлении  Ираклия.  Меня  удивило  несоответствие,  группы  шептались  об  Ираклии,  а  он  был  среди  нас  и  никто,  совершенно  никто  не  сделал  попытки  обратиться  к  нему  за  разъяснением  или  поблагодарить  за  это  выступление.

Ираклий  же  был  как  всегда,  безразличен,  равнодушен  ни  на  кого  не  обращая  внимания.  И  всё  же  я  увидела  изменения. 
Я  разговаривала  с  девчонками  о  моде,  тряпках,  меня  что-то  толкнуло,  резко  повернувшись,  встретилась  взглядом  с  Ираклием,  и  его  взгляд  меня  поразил. 

И  хотя  он  тут  же  отвернулся,  меня  пробрало  холодом  оттого,  что  я  увидела.  Ненависть,  печаль  и  боль - боже  мой,  я  не  ошиблась.  Я  ещё  никогда  не  видела  столь  овеществлённые  чувства.  Меня   так  задело,  я  запнулась  и  повернувшись,  не  понимая  саму  себя,  пошла  к  себе  в  номер. 

Я  шла,  понимая,  произошло  непоправимое,  и  это  обречённость  навалилась  на  меня  последним  изменением  его  взгляда  - в  его  глазах  была  насмешка  и  торжество.
Опустошение  и  горечь  вот  что  почувствовала  я.
                ***
-Сын  мой,  докуда  тебя  замуровали?
-До  головы  мама,  мне  жить осталось  немного.

Мать  горько  рыдала  по  своему  сыну,  отдав  его  заживо  замуровать  в  стенах  строящейся  крепости.  Её  так  и  назовут  - крепость  Ираклия. 
Меня  всего  знобило,  и  ледяной  холод  камня  проникал  в  меня,  строители  поднесли  новые  камни,  обкладывая  ими  мою  голову.  Я  услышал  последний  крик  мамы.

-Беги  мой  сыночек,  мой  Ираклий,  беги.
И  в  тот  же  миг  я  оказался  в  другом  теле.  Я  всё  сразу  понял,  я  вселился  в  новое  тело.  Мать  даровала  мне  новую  жизнь,  заключив  сделку  с  дьяволом , отдавая  себя  ему. 

Но  дьявол  был  бы  не  дьяволом,  не  соверши  обмана.  Я  жил  и  чтобы  жить,  отбирал  души  людей,  которые  мне  нравились.
                ***
С  ужасом  я  понимала,  Ираклий  вытаскивал  мою  душу  из  моего  тела,  замыкая  её  в  себе.  Я  кричала  от  ужаса,  но  это  кричало  моё  сознание,  тело  моё  меня  уже  не  слушалось. 
-Господи,  помоги  мне,  помоги...
                ***
Мне  было  так  больно  и  горько,  я  вновь  изъял  душу,  душу  Маргариты.  Как  мне  нравилась,  эта  прекрасная  женщина,  я  всё  делал,  чтобы  меня  ненавидели  и  презирали.  Но  с  каждой  изъятой  душой,  моё  влияние  на  людей  усиливалось,  и  они  становились  рабами  своих  чувств  ко  мне. 

Смотрел  на  красавицу  Маргариту,  которая  застыла  на  кровати  с  бессмысленными  глазами.  Мне  было  так  больно  и  горько  от  содеянного.  Душа  Маргариты  во  мне  бунтовала,  но  это  временно.  Она  станет  частью  меня  и  будет  также  бессмертна,  как  и  я. 

Мать  дала  мне  бессмертие,  но  обрекла  на  гибель,  мне  близких  людей,  совершив  непоправимую  ошибку  заключив  сделку  с  Дьяволом.

                *****************

Ко  мне  обратились  две  сотрудницы  нашей  фирмы,  я  являюсь  главой  отдела  безопасности.  Руководство  их  направило  ко  мне.  Произошло  странное  событие.  На  нашей  базе  отдыхал  премированный  отдел,  за  отличные  показатели  в  работе.  На  третий  день  была  обнаружена  одна  из  наших  сотрудниц  Маргарита  Клемешева. 

Что  с  ней  произошло  невозможно  понять.  Я  видел  эту  очень  красивую  женщину,  она  мне  запомнилась  элегантным  исполнением  танцев.

Сотрудницы,  которые  пришли  ко  мне  поведали,  Маргарита,  накануне  разговаривая  с  ними,  неожиданно  повернулась,  посмотрела  на  нравящегося  ей  сослуживца  -  ни  для  кого  это  не  было  секретом – оборвав речь,  развернулась  и  пошла  к  себе.  На  завтрак  она  не  явилась  и  эти  две  её  подруги  пришли  к  ней  в  номер.

И  вот  тут  самое  странное,  она  была  живая,  сидела  на  краю  кровати  и  судя  по  одежде  так  и  не  переоделась  с  прошлого  вечера.  На  обращение  к  ней  не  реагировала.  Приехавшие  врачи  разводили  руками,  ничего  не  понимая. 

Она  была  абсолютно  здоровая,  но  при  этом  ни  на  что  не  реагировала.  Это  было  что-то  подобия  комы,  но  с  открытыми  глазами.  Она  не  шевелилась,  но  тело  не  было  скованным,  живой  манекен. 
Меня  только  до  жути  поразили  её  глаза,  в  них  застыл  ужас,  смертельный  ужас.

Родители  поместили  её  в  психиатрическую  клинику,  но,  насколько  я  знаю,  положительных  изменений  не  произошло.
Меня  всё  время  мучило  выражение  её  глаз.  Такого  ужаса  в  глазах  мне  не  приходилось  видеть.

Да,  тот  сотрудник,  на  которого  она  посмотрела,  уволился.  Но  этому  никто  не  придал  значения,  в  прочем  он  к  этой  истории  не  имел  никакого  отношения.

16  мая  2011