Дела земные, дела небесные

Татьяна Танасийчук
   Любочка и Верочка, старинные подружки-соседки, умерли почти одновременно. С небольшой разницей минут в пятнадцать.

   Возвращались они с базара, разговаривали о ценах, о больных ногах, о давлении, когда из-за поворота вылетело "чудо" на скутере. Рыжее пятно мелькнуло под колесом скутера, "чудо" вывернуло в сторону и вылетело на тротуар. Просто на глазах у ошеломленных бабушек "чудо" врезалось в дерево.
   Верочка бросила сумку, которую несла, всплеснула руками и кинулась на помощь, забыв о своих ногах, которые болели и подворачивались. Добежать она не смогла. Споткнулась, упала и ударилась головой о кромку тротуара.

   Любочка поставила свои сумки, потихоньку подошла, посмотрела на хорошенькое личико совсем молоденькой девчонки, по которому текла кровь из-под сине-зеленых волос, на ее неестественно вывернутую голову. Потом перевела взгляд на лежащую Верочку, на ее начавший заостряться нос, на, моментально появившуюся желтизну вокруг губ, и тихонько опустилась рядом.
   Скорая помощь забрала сразу всех трех. Врачи сказали, что умерли они мгновенно. Каждая в свое время.

   ***  ***  ***

   Когда Любочка пришла в сознание, то обнаружила, что сидит в белом мягком кресле, утопая в пушистой накидке, и оно слегка покачивается. Чувствовала она себя совершенно здоровой. Более того, она уже давно забыла, когда чувствовала себя настолько превосходно. Вот только оглядевшись, она поняла, что все же умерла. Даже не обладая аналитическим складом ума, об этом легко можно было догадаться. Кресло-то оказалось облаком, спокойно плывшим по небу. На всякий случай Любочка отодвинулась от края. Внизу медленно проплывали поля, леса, а сзади, становясь все меньше и меньше, исчезал город.

   Спокойно, хорошо. Вот только скучно. Но скука быстро исчезла, когда, осмотревшись вокруг, она увидела Верочку, которая, поджав ноги, плыла на таком же облаке. Любочку рассмешила напряженная поза подружки.
   - Верунчик, привет! - окликнула она соседку. - Как тебе это нравится - мы, похоже, умерли.
   Верочка вздрогнула, медленно повернула голову и, увидев Любочку, неуверенно улыбнулась:
   - А я думала, что мне это снится,
   - Похоже, что нет.
   - Ну и ладно! Я думала, что умирать страшнее. А так можно, я согласна.

   - Эй, бабульки, чего тормозите - гребите сюда, перебирайтесь ко мне, вместе веселее! - раздался звонкий голос из большого облака, которое было перед ними. Из его глубин выглянула веселая мордашка со знакомыми сине-зелеными волосами. Это было, уже знакомое им, "чудо".

   Потом, когда они перезнакомились, "чудо" оказалось Лизой. Ей было шестнадцать лет и она выпросила скутер у брата, чтоб сгонять в магазин. Под колеса ей бросился рыжий котенок и она побоялась его задавить.
   - Вот... - огорченно вздохнула она, - так я и угробила вас обеих.

   Но огорчаться Лиза, видимо, долго не умела. Она тут же развеселилась:
   - Да ладно, бабули, не кисните! Сколько там вам оставалось жить? Зато не болели!
   Верочка возмутилась:
   - Много ты понимаешь! Пожили бы еще хоть немного. У нас, между прочим, семьи остались. И сумки с продуктами мы побросали.

   Но Любочка не поддержала подружку:
   - Верунчик, что уж тут поделаешь. Бог с ними, с теми сумками. Ребенку вон, всего только шестнадцать было. Да и не хотела она, чтоб так получилось.
   - А не хотела, так нечего было гонять, как оглашенной! - не сдавалась Верочка. Она, вообще-то, согласна была с Любочкой, но уж очень не хотелось пускать в их устоявшийся мирок эту веселую нахалку. Поэтому она и вредничала.

   Так, впервые, между подружками наметилось отчуждение. Верочка хотела было уже разобидеться, но не успела. Облако подплыло к громадным воротам и, вытряхнув всю компанию перед ними, поплыло дальше.

   ***  ***  ***

   Перед воротами, за столом, сидел Ангел и, от нечего делать, раскладывал на ноутбуке "паука". Увидев перед собой столько людей, он оживился и радостно всплеснул крыльями.
   - Я рад вас приветствовать перед воротами Рая! - торжественно провозгласил он. - Добро пожаловать! И прошу вас представиться, чтоб я мог проверить ваши файлы.

   Пощелкав мышкой, Ангел поскучнел:
   - Лиз, понимаешь, ты в Рай попасть не можешь. Тут такое дело... Бабушкам помирать еще рано было. Вот если бы ты спасала живую душу и поэтому их нечаянно убила - это одно. Но, оказывается, это маленький ребенок просто кинул перед тобой свою игрушку. Так что спасение живой души тебе не засчитывается. Зря ты угробила этих дам. Я сожалею.

   - И я сожалею. Но я же не специально. Я не знала, что это игрушка, думала - котенок. И не убивала я бабулечек, они сами умерли. Я их даже не видела.
   - Это все понятно. Но косвенно ты являешься причиной их смерти.
   - Косвенно киндерсюрприз виноват, который игрушками швыряется.
   - Киндерсюрприз, как ты говоришь, живой и определять мне его никуда не нужно.
   - Ну и ладно, подумаешь! Что я вам навязываюсь, что ли? Лучше в Аду погреюсь, чем с вами, бюрократами, спорить. - обиделась Лиза и отвернулась.

   - Да что ты сразу обижаешься, ничего ты такого не натворила, чтоб в Ад тебя отправлять. В Чистилище побудешь - делов-то! Ничего страшного. Там тоже прикольно. Даже веселее, чем в Раю. Никакой обязаловки. Так что, согласна?
   - Согласна, согласна... - пробурчала Лиза. - Где ваше чистилище, показывайте.

   - Сейчас, минуточку, только дам определю.
   Ангел еще пощелкал мышкой и просиял:
   - Вот, а вас я могу поздравить. Вам место в Раю! Вы к тому же еще и невинные жертвы - так что никаких вопросов. Вот ваши ворота, можете заходить. Вас ждут!

   Но Любочка не спешила идти. Ей жалко было Лизу и не хотелось оставлять девочку одну.
   - Послушайте, - обратилась она к Ангелу, - что, не бывает никаких исключений? Ведь это несправедливо. Она действительно нас не убивала. Откуда ей знать-то было, что то игрушка, а не живой котенок?

   - Да все я понимаю! - вздохнул Ангел. - Но поймите и Вы - правила есть правила. Все равно она в ворота не пройдет. Автоматика не пропустит. И так мне с ней мороки будет! Пока еще дождусь, с кем ее можно будет в Чистилище отпустить. Она же за это время мне мозг выест!
    - Выем, выем... - позлорадствовала Лиза. - Хорошо хоть подсказал, чем развлечься можно.
   - Вот видите? - Ангел горестно всплеснул крыльями. - с такими проблемами сам скоро в Ад попаду.

   - Любочка, сколько мы тут торчать будем? Пошли уже! - не выдержала Верочка.
   - Подожди, - отмахнулась Любочка, - нельзя же ребенка одного оставить на этого вот, ангелом себя называющего. А почему ей в чистилище сейчас нельзя?
   - Почему, почему..? Несовершеннолетняя она - потому что. Ювенальная юстиция и нас касается. Мы ж не примитивные какие-то. Ребенок в Чистилище должен находиться в сопровождении взрослого. Чтоб не натворил чего. Они там свободно летают, делают что хотят. А когда его еще дождешься, того взрослого, чтоб он захотел с ребенком нянчиться.

   - А если мы с ней пойдем? - заинтересовалась Любочка. - Тогда можно?
   - Вы что, серьезно? - просиял Ангел. - Да хоть уже! Честно, не ожидал такого благородства даже от чистых душ. Так вы идете?
   - Верунчик, мы идем?
   - Идем, но только в Рай! - взъерепенилась Верочка. - Я из-за крашеной дурочки Раем рисковать не буду. И тебе не советую.
   - Ну и ладно, - Любочка отвернулась, подошла к Лизе и обняла ее за плечи, - не трусь, ребенок, я тебя не брошу.

   Лиза вздохнула и благодарно улыбнулась. Ангел махнул крылом и перед ними открылась небольшая дверца рядом с воротами. За дверцей оказался цветущий луг. Вдали виднелся лес. Послышалось пение птиц, стрекот кузнечиков и наплыл аромат цветов.
   Как только Любочка и Лиза перешагнула порог, они тут же превратились в сказочных эльфов и улетели, весело смеясь. Дверца закрылась.

   "Тоже мне, подружка. Улетела с этой девчонкой, даже не обернулась. Хоть бы попрощалась." - обиделась Верочка. "Ничего, мне в Раю еще лучше будет." А вслух спросила:
   - И долго они там летать будут?
   - Да нет, всего тысячу лет.
   - А почему это место называется Чистилищем, если у них там так хорошо?
   - Так там чисто, - улыбнулся Ангел. - Теперь Вы идите. И вам пора.

   Он опять взмахнул крыльями. Ворота медленно открылись. За ними виднелся все тот же луг, вдали сияла куполами церковь, слышно было торжественное пение.
   - Прошу Вас! - Ангел раскинул крылья и радостно заулыбался. Верочка приосанилась и пошла к воротам. Но зайти в них не смогла. После третьей попытки она возмутилась и обернулась к Ангелу.
   - Вы что, издеваетесь?

   - Сейчас, сейчас... минуточку... - Ангел за ее спиной лихорадочно щелкал мышкой. - Ничего не понимаю, опять программа подвисла. Это бывает. Подождите, сейчас админа вызову, я пока в этой технике не очень...
   - Тоже мне, компьютерный рай... - но довозмущаться Верочка не успела. Прямо перед ней материализовался еще один Ангел и деловито устремился к ноутбуку. Он тоже пощелкал мышкой. Ворота закрылись.

   - Все правильно, - сообщил Ангел-админ. - На душе этой дамы появилось пятно, превышающее допустимые параметры.Вот, зачитываю: "Проявленная сверхчерствость по отношению к ребенку." Появилось четыре минуты пятнадцать секунд назад. В Рай нельзя.
   - Ну да, рада бы в Рай, да грехи не пускают, - почему-то обрадовалась Верочка. - Ничего страшного, я к девчонкам, в Чистилище пойду. Вместе будем летать.
   - И туда нельзя, - охладил ее восторг Ангел-админ. - Дверь Чистилища перед Вами уже открывалась, Вы отказались туда войти. Ума не приложу, что с Вами делать. И в Ад Вас не за что отправлять. Да Вы не расстраивайтесь, что-нибудь придумаем. Для этого тут и стоим.

   И тут же Ангел-админ ошарашенно глянул себе под ноги:
   - Ой, а что это за толпа сюда валит? Катастрофа, что ли, была? - показал он Ангелу-привратнику куда-то вниз.
   Верочка тоже заинтересовалась, но ничего не увидела.
   - Да не там, - сказал ей Ангел-админ, - ниже. Только-только от земли отрываются.

   Верочка наклонилась ниже, потому что, по-прежнему, ничего не видела. Тут админ толкнул ее в спину и она сама полетела вниз.
   - Хорошо летит, скоро в тело вернется! - сытым голосом провозгласил Ангел-админ и напустился на Ангела-привратника, - ты что, не можешь сам с такой простой проблемой справиться? По программе ей можно еще десять лет жить. У них, у людей, вечно сбои происходят. Я отменил ее регистрацию у нас и... нет души - нет проблемы. Уж за десять-то лет или этот грех искупит, или новых наделает, тогда и решать будем.
   А ты клювом не щелкай. Осваивай компьтерную грамоту, психологию людей изучай. Нечего в райских кущах валяться и фруктами на халяву обжираться.

  Ангел-админ исчез. Но с того места, где он стоял, донеслось:
   - А "паука" я тебе удалил, и "косынку" тоже. Навечно!

   ***  ***  ***

   Верочка пришла в себя только на девятый день. Она лежала в палате реанимации, вся опутанная проводами. И помнила Верочка только тоннель, через который она летела, божественный свет и ангельские голоса. Вот только что они ей говорили, забыла начисто.

   Через неделю ее перевели в обычную палату. Тогда и рассказали, что девчонка та, из-за которой все произошло, погибла на месте. Свернула шею. Любочка тоже умерла сразу, сердце не выдержало. А то, что сама Верочка была еще жива, обнаружили только, когда собрались везти ее в морг.

   ***  ***  ***

   Только через полгода Верочка собралась на кладбище. Она не хотела брать с собой провожатых. А сама не могла. Сильно болела и кружилась голова, да и ноги болеть за это время меньше не стали.
   Была уже середина осени. И была она в этом году роскошной. На дорожках кладбища под ногами шелестели и дымились багряные и золотые листья. Сквозь ветви деревьев сияло густо-синее небо. Было тепло и прозрачно-тихо.

   Верочка добрела до Любочкиной могилки, опустилась на лавочку. Любочка с фотографии чуть лукаво улыбалась. Верочка никогда не видела этой фотографии. Подружка на ней была не молодой, а помолодевшей, что ли, радостной. Глаза сияли, лучились. Светлые волосы пушистым облаком окутывали голову. Казалось, что она сейчас рассмеется.

   Верочка вздохнула, перевела взгляд на памятник рядом. Увидела знакомое лицо, юное, задорное. И сине-зеленые волосы. "Лизочка Плетнева" - прочитала надпись. Верочка не знала, что ту девчонку похоронили рядом с Любочкой.
   - Что ж ты так... - прошептала. - И сама такой молодой ушла, и подружку мою увела с собой. Мне без нее так тошно. Всю жизнь ведь рядом.

   Верочка смахнула набежавшую слезинку, разделила букет астр, который принесла с собой, на две части. Убрала из вазочек возле памятников засохшие цветы, сходила поменяла воду и поставила букетики к памятникам.
   - Вот такая жизнь, - вздохнула Верочка. - Вы там вместе, а я тут одна осталась. Ждите меня, не улетайте далеко.

   И она пошла домой. Перед поворотом с аллеи оглянулась. Любочка и Лизочка стояли рядом, держали в руках ее букетики и улыбались. А потом махнули ей прощально.

   Наверное, показалось.