Приманка на рыбака

Григорий Сухман
    Иордан сегодня - река пограничная в среднем и нижнем течении, ниже Озера Кинерет, от впадения с востока притока Ярмук (там первую Гидроэлектростанцию построил бывший эсер Рутенберг в 30-х годах - под ней можно было сомов с кефалью натаскать, пока территорию не подарили Иордании), теперь там подхода к воде нет. Собственно, не о географии пойдёт речь, а о чисто человеческой слабости, называемой хобби - как ещё назвать развлечение, рыбалку, смысл которой не столько удовлетворение пищевого инстинкта, сколько удовольствие почувствовать себя победителем, пусть даже рыбёшки.
   Итак, речь у нас пойдёт о рыбалке, и не где-нибудь в обихоженном пруду, а в израильских реках, из коих главная - Иордан, протекающий в северной своей части целиком по территории Израиля, от Кирьят Шмона на севере в долине Хулы до впадения в Тивериадское озеро, Кинерет. И водятся там разные рыбы - от сардинки с таляпией (муштом) и хафафом (усачём дамасским) до сомов с бури (кефалью) и, даже, угрем, не говоря о выращиваемых специально (и сбегающих от сторожей на вольные хлеба!) мальков карпа и форели. Все рыбы съедобные (и крабы тоже!), за исключением икры хафафа, очень сильного пищевого аллергена, который обеспечит возжелавшим замечательный гастроэнтерит. И всех этих рыб можно совершенно бесплатно поймать на разные приспособления, вроде удочки, если повезёт. Скажем, несколько десятков сардинок изловить за день не сложно (зависит от вемени года), а вот сома выудить и на берег вытащить - удача. Но реально!  И эти "рыбёшки" пускаются на все тяжкие для личного насыщения, например, плавают по поверхности, открыв пасти -сачки: собирают приводнившихся ненароком насекомых - где же набрать ещё сомам, этим крупным санитарам рек, достаточно еды?
     Бывалые рыбаки хвастались, что и карпа, и сома можно выловить на разные хитрые приманки, но какие и как именно показывать не спешили. Однажды я поинтересовался у двух рыбачивших за мостом Бнот Яаков, ниже крепости крестоносцев, арабов, баловавшихся кальяном, на что они ловят. Не зря поинтересовался, ибо у двух мужичков, ловивших рядом на связку червей и куриные потроха, за день не попалось ничего. Я сам пробавлялся сардинкой, лихо клевавшей на катыши хлеба.
   Они заулыбались, перекинулись на арабском немногими словами и с улыбкой, пуская колечки дыма, указали на красноватую смесь в баночке - вот наша приманка. Вокруг стоял сотни раз слышимый мною сладковатый запах . И что, спрашиваю, сом на это идёт? Ещё как!- загоготали они, только на неё и поймаешь что-нибудь путное, попробуй!
  Тем временем солнце клонилось к закату, все рыбаки смотали снасти и укатили. Я же приехал с палаткой и собрался к ужину, пока видно. Решил и сомов попробовать на оставленную арабами приманку в баночке, но она показалась мне странной какой-то, с рыбацкой точки зрения: какое-то крошево из соломы, скреплённое красноватым составом со специфическим запахом сладковатым. Как его на крючёк-тройник прилаживать-то? Что-то тут не так... Дай-ка, думаю, я эту штуку лизну...Понравилась, сладенькой оказалась и душистой! А ну как это дело в кружку с кипятком, да и попить компотик? Грешен: люблю сладенькое, а сомы подождут. Изготовил напиток, отхлебнул несколько глотков. Солнце село, сумереки. Иду на мост любоваться округой послезакатной... Только округа как-то себя не привычно ведёт, то ли кружится, то ли шатается, то ли прыгает, то ли под углом к горизонту становится, к тому же меня не то чтобы тошнит, но муторно, и снаружи, и изнутри всё поперёк. Попробовал прилечь, заснуть. Куда там - и лёжа всё шатается, с закрытыми глазами! Ну, думаю, запопал со своей любознательностью... Отравился  я этой красной дрянью-приманкой! Какие к чертям сомы...
Вылез из палатки. Голова-то соображает, только ноги идут не вполне туда, куда их ставят, всё то на меня наезжает, то вертикально встаёт безо всякого моего разрешения, а на улице уже совсем темно, не потеряться бы...Решил на мост не идти, сомы-то под ним ходят, но ведь к ним в гости можно угодить безо всякой надобности... Вот же гадость какая - любопытство моё глупое...И как этот компот наружу вывести теперь, чтобы противно не было? Незадача... Желанной рвоты нет, будто её внутри заперли. Было, отравился икрой хафафа, точно на этом же месте, но ведь не знал, что это аллерген, организм его отторг - и на этом всё кончилось. А тут лежишь - голова циркулем идёт, встанешь - не там живёшь, привычного мира меня лишили..Не представлял раньше, что можно землетрясение лично организовать безо всякой тебе сейсмической активности! И мечта у тебя одна: когда же это гадство закончится? Какой же ты мудак, думаешь, в таком продвинутом возрасте эксперименты на себе ставить с незнакомыми веществами? Лишь через пару-тройку часов состояние улучшилось, и я смог заснуть.
    Сома я всё же поймал, на потроха банальной курицы. И засолил, и закоптил. Но - зарёкся... Враги, даже если шутят, остаются врагами. Но тут я и сам виноват - попался на собственное любопытство. 3aто органолептические свойства ночной гадости я запомнил навсегда... На обратном пути домой, в автобусе, учуял "знакомый" запах, исходивший от сидящей впереди отвязанной, развалившейся девицы,  она криво и отстранённо лыбилась чему-то внутри себя. Сосед мой по креслу, кивнув на молодую даму, буркнул - и когда она успела анашой окурится? Ага, так вот из какого матерьяльца я вчера компотик попробовал...! С тех пор у меня на этот запах - убегательный рефлекс: не пе-ре-но-шу! Знаю-знаю: многие со мной не согласятся, мол кайф - превыше всего. Но удовольствие такого сорта - точно не для меня. То ли дело рыбалка...
3.4.14