Воспоминания и память

Вера Никонина
Жизнь это приобретение воспоминаний;
в конце концов, больше ничего не остается.

Полностью согласна с изречением неизвестного мне автора, которое я взяла в качестве эпиграфа. Хотя на первый взгляд вторая его часть не верна. Как же хрестоматийные дом, дерево, сын? Но ведь дерево вырастает и перестает нуждаться в вашем уходе, постоянном поливе. Дети начинают жить своей жизнью. И даже дом, который требует неустанной заботы, может перестать быть вашим. А в том случае, когда люди, пусть не обычные, избранные, создают картины, книги, фильмы, совершают научные открытия, все их «детища» тоже рано или поздно начинают свой самостоятельный путь. Впрочем, и о таких избранниках, и о простых смертных мы вправе сказать: «Он оставил после себя то-то и то-то…» Вот именно, после себя. А пока живешь, с тобой, в конце концов, остаются только воспоминания. В их безбрежном океане можно найти как акватории полного штиля, так и участки с легким волнением. Есть и такие пространства, на которых перекатываются громадные волны, пробуждая у нас целую бурю чувств, не всегда приятных. Эти зоны, однако, при желании легко можно обойти. Ведь мы сами правим в этом океане воспоминаний, плывем по волнам своей памяти...

Нам свойственно накапливать воспоминания, все подряд или сортируя их. Последнее советовал Юрий Трифонов, сравнивший память с сетью, которую «не следует чересчур напрягать, чтобы удерживать тяжелые грузы. Пусть все чугунное прорывает сеть и уходит, летит». Но какие бы воспоминания ни хранил человек, факт, что с течением времени их становится все больше. Зато время неизбежно отбирает у нас так много другого: друзей, близких людей, работу (когда приходит определенный возраст), здоровье. Мы, как можем, сопротивляемся этому процессу: насыщаем свою жизнь новыми хобби (начиная с вышивки бисером и до «прозы.ру»), реанимируем старые, например, школьные связи (благо, есть соцсети), начинаем усиленно вмешиваться в жизнь детей и внуков. В общем, несмотря ни на что, не сдаемся, ведем себя как стойкие оловянные солдатики. Поэтому-то на вопрос о самочувствии мы теперь деликатно говорим: «Здоровье у меня согласно возрасту». И не спешим пожаловаться на память, хотя сами уже заметили свою усилившуюся забывчивость. Это другая память, краткосрочная. Не она правит нашими воспоминаниями, но она нужна нам ничуть не меньше воспоминаний. И как же хочется уберечь ее от возрастных перемен.

Предлагаю несколько, пусть заведомо дилетантских и немножко несерьезных, советов. Но если дело с забывчивостью у вас зашло далеко: «К врачу, господа, к врачу!»

Очки.
Подружка-ровесница пожаловалась, что без конца теряет в собственной квартире свои очки для чтения. Не может вспомнить, куда их положила и ищет очки часами. Я говорю: «Поглядывай изредка в волшебное стекло, может, поможет». Через неделю подружка звонит, смеется и благодарит меня. Да, она с помощью зеркала, действительно, нашла недавно очки, только они у нее не на лбу сидели, как в известном стихотворении, а висели на груди, на специальной цепочке, заботливо купленной дочерью.

Точка возврата.
Кто не сталкивался с такой ситуацией: пойдешь, например, из кухни за чем-нибудь в комнату. А потом стоишь в ней в полной растерянности, не можешь вспомнить цель своего похода. Здесь лучший выход из положения – вернуться назад, в кухню. Может быть, мысль, которая вас посетила, еще там (мысль ведь вещь материальная, сразу не исчезает). Останется только подхватить ее и в этот раз непременно донести до места.

Запоминалки.
Как-то приехав в Москву, где не была уже лет семь, я поняла, что из памяти выветрились названия остановок электропоезда на моем почти еженедельном пути, по которому я больше десятка лет ездила из подмосковного Чехова в столицу и обратно. До Подольска помню, а дальше… Пришлось восстановить: Весенняя, Гривна, Львовская, Колхозная, Столбовая, Чепелёво. Прошли еще семь «невыездных» лет, а все станции этого маршрута в моей памяти сохранились. Потому что я придумала такую запоминалку: «Весной Гривы Львов Колхозных Столбятся и Чепелятся». Помогло, и не важно, что процесс «чепеления грив» остается загадкой.
Такой же способ помог, как известно персонажу «Интернов» Семену запоминать пациентов. Но у него при этом и поэтический дар открылся!

Стихи.
Чтобы сохранить память, учите стихи. Любые, на ваш вкус. Легче запомнятся, если понравятся. И если будете их декламировать. На худой конец только себе, но лучше, если найдете аудиторию.

Я сама была благодарной аудиторией для своей мамы, хотя литературные вкусы у нас и разнились. Мне бы Ахматову, Цветаеву или такого, например, Северянина:

Из окна коричневая пашня
Грандиозной плиткой шоколада
На зеленой скатерти травы.
Где сегодняшний и где вчерашний
Дни? Кому была от них услада?
Я не знаю! Знаете ли вы?

А мама выбирала что-то из классики. Помните выученное еще в школе: «Однажды, в студеную зимнюю пору, / Я из лесу вышел; был сильный мороз». Это только отрывок из Некрасовских «Крестьянских детей», большого стихотворения и замечательного. Как проникновенно читала мама о ребятишках, прильнувших к щели в стене сарая, где отдыхал после охоты поэт:

Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Дальше описывает Некрасов жизнь деревенской детворы, и пусть стихотворение создано в год отмены крепостного права, а мамино детство пришлось на тридцатые годы прошлого века, о многом могло оно ей напомнить. Ну а кроме ностальгии – классика есть классика!
А ваши дети знают о литературных пристрастиях своих родителей и о том, на что откликаются их души? Учите стихи и читайте своим близким!

Анекдоты
Сейчас, когда почти в любой газетке печатаются анекдоты, все реже слышишь их от людей. Просмотришь газету, улыбнешься пару раз (далеко не все «перлы» по настоящему смешат) и забыл, что читал. А ведь если сделать усилие над собой, понравившийся анекдот можно выучить, потом рассказать, например, соседям по дому, если вы любитель сидеть на лавочке у подъезда, или своим домашним, которым вроде и не до анекдотов. Но пусть отвлекутся от суеты, посмеются вместе с вами.

Немецкий с нуля.
Говорят, изучение иностранного языка помогает нашей памяти не меньше стихов. Не пропускаю сейчас телепередачу «Полиглот». На нее приходит и музыкант Николай Расторгуев. О своей мотивации сказал: «Интересно, сумею ли я». И у меня такой же мотив. «Кляйн бир», «Гросс бир» и «Цайген Зи мир ,битте» в моей памяти застряли с тех времен, когда ездили в ГДР по обмену студентами («Маленькое пиво», «Большое пиво» – это для кафе, «Покажите мне, пожалуйста» – для шопинга). Ну а теперь только три занятия прошло, а штук 20 глаголов уже знаю, спрягаю с удовольствием.
Сколько бесплатных курсов размещено сейчас в сети! И язык на любой вкус.

Кроссворды и сканворды.
Это всем известный прием укрепления памяти. Мое «ноу хау» заключается в том, что я не спешу вносить отгаданные слова в клеточки. Накапливаю штук по десять, пятнадцать, а потом только вписываю. То есть я стараюсь запоминать и расположение слов в сетке кроссворда. Усложнила задачу!

Интеллектуальные игры.
Это шахматы, шашки, нарды и многое другое. Нужен партнер? Да, общение с ним может оказаться благотворным: ведь не будете же вы в вашем почтенном возрасте обижаться на победителя или бросаться в него шахматными фигурами (до впадения в детство вам, надеюсь, еще далеко). Ну а не найдете «живого» партнера, замените его виртуальным. Сейчас и такой вариант возможен. С компом можно и новую игру выучить. Я все поглядываю на картинку с заманчивым словом «покер»…

Память на имена
Есть точка зрения, что мы не запоминаем имена в том случае, если они для нас не важны. Так сделайте их важными, чтобы не мычать мучительно в разговоре с друзьями, например, о политике: «Ну, этот, как его…» Трудитесь! Можно и записать слово, подключить к делу «моторную» память. Вспомните, сколько информации вы удерживали в голове, когда работали. А сейчас мозг разленился, некому его подгонять. Так станьте сами себе строгим тренером!

Уверяю, хорошая память нам ой как пригодится. Не хотим же мы ежедневно спотыкаться на ее кочках…


Фотография из Интернета. Спасибо автору.