Выдающиеся Бакинцы. Лев Ландау

Сария Мамадова
 Интересные факты из жизни гения из Баку Льва Ландау
 
Сегодня выдающемуся физику, Лауреату Нобелевской, Ленинской и трёх Сталинских премий, Герою Социалистического Труда, академику АН СССР Льву Давидовичу Ландау исполнилось бы 105 лет. Член Академий наук Дании, Нидерландов, Американской Академии наук и искусств (США), Французского физического общества, Лондонского физического общества и Лондонского королевского общества оставил яркий след в истории мировой науки.
Именем Ландау названа золотая медаль, вручающаяся с 1998 года Отделением ядерной физики РАН. Также именем Ландау назван Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН.
В Баку на доме, в котором жил Л.Д.Ландау, установлена мемориальная доска. В 2008 году выпущена почтовая марка, посвященная 100-летию со дня рождения Ландау.
 Trend Life представляет читателям материал о бакинском периоде жизни Льва Ландау, детских и юношеских годах.
 Лев Ландау (часто именуемый Дау) родился 22 января 1908 года в семье главного инженера одного из бакинских нефтепромыслов Давида Львовича Ландау и врача Любови Вениаминовны Гаркави-Ландау. Его родители (оба родом из Могилева) познакомились в Петербурге. Красивая студентка-медичка Любовь Вениаминовна Гаркави проходила практику в клинике Петербургского университета. Однажды она принимала роды у молодой женщины. Роженицу звали Мария Таубе. Её навещал брат Давид Ландау. Он безумно влюбился в практикантку и сумел добиться взаимности. В 1905 году Любовь Вениаминовна вышла замуж за Давида Львовича и переехала к нему в Баку. 8 августа 1906 года родилась Соня, а затем и Лев.
 Отец
 Давид Львович Ландау работал инженером в The Caspian-Black Sea Joint-Stock Company в Балаханах и позже в Баку, а в 1920-е годы - инженером-технологом "Азнефти", публиковал научные труды.
 Давид Львович Ландау был достаточно богатым человеком и занимал после женитьбы просторную квартиру из шести комнат. Квартира была в центре города на углу Торговой и Красноводской улиц (теперь улицы Самеда Вургуна и Низами), размещалась на третьем этаже, с балконом, выходившим на обе улицы. Часто семья жила в Балаханах, под Баку, где непосредственно находились нефтяные промыслы. Он много занимался и исследовательской работой. Давид Ландау был с детства очень одаренным математиком и окончил школу на год раньше срока, однако вместо золотой медали он получил серебряную, это было наказанием за подсказку товарищу на экзамене. Он много занимался с сыном, особенно математикой. Это дало возможность маленькому Леве очень рано проявить недюжинные математические способности.
 Мать
 Любовь Вениаминовна Гаркави-Ландау три года занималась акушерством и гинекологией в больнице в Балаханах (на нефтяных промыслах под Баку, где работал супруг). С 1911 года - школьно-санитарный врач в Женской гимназии в Балаханах, затем в 1915-1916 годах, во время Первой мировой войны - ординатор в военном лазарете в Баку, и начиная с 1916 года - преподаватель в Еврейской гимназии в Баку, публиковала научные труды по экспериментальной фармакологии. Была настоящим трудоголиком, преподавала физиологию, анатомию, фармакологию на Курсах сестер и красных фельдшеров при Всеобуче и Военной школе азербайджанской армии, в Средне-Медицинской школе Баку и Высшем институте народного образования, в  Азербайджанском Государственном Университете, на Рабфаке и в Аз.Сельхозинституте, и этот список далеко не полный.
 Любовь Вениаминовна была человеком неординарным. Волевая, целеустремленная, решительная и энергичная, она трудилась всю свою жизнь, не покладая рук. Ее отличала колоссальная самодисциплина. Вставала она очень рано и всегда обливалась холодной водой, даже на даче, где для этого условий просто не было. Она приучала к холодным обливаниям своих детей Соню и Леву, но они ненавидели эту процедуру, и в первый же день, когда упорхнули из дому, перестали обливаться и всегда с ужасом вспоминали о холодной воде. У Дау даже мысль о холодных обливаниях ассоциировалась с властностью характера матери.
 Она уделяла много внимания воспитанию детей. Соня и Лева учили языки, французский и немецкий, и овладели ими в совершенстве, брали уроки гимнастики, учились игре на фортепьяно. Можно сказать, что ум, незаурядность и работоспособность Дау безусловно унаследовал от матери, а математические способности - от отца.
 Детские и юношеские годы Льва Ландау
 С 1916 по 1920 год Лев Ландау учился в бакинской еврейской гимназии, где его мать - Любовь Вениаминовна Ландау была преподавателем естествознания. С 1920 по 1922 год учился в Бакинском экономическом техникуме. В 1922 году, когда ему было всего 14 лет, поступил в Азербайджанский государственный университет, где обучался одновременно на двух факультетах: физико-математическом и химическом. За особые успехи в 1924 году был переведен в Ленинградский университет...
Родители уделяли много внимания воспитанию детей: в доме Ландау жила гувернантка-француженка, приходили учителя музыки, ритмики и рисования. Мать научила детей читать и писать.
 Лёву больше увлекала арифметика. Заберётся в сарай на чёрном дворе, найдёт какую-нибудь доску и давай писать на ней цифры. Давид Львович не переставал удивляться, до чего же быстро мальчик усвоил четыре арифметических действия.
 В гимназии Лев Ландау шёл первым по точным наукам, но постоянно не ладил с учителем словесности.
В 1920 году Лев получил аттестат зрелости. Двенадцати лет в университет не брали.
 К счастью, родители постановили определить его вместе с сестрой Соней и кузиной Тёмой в Коммерческое училище (Бакинский экономический техникум).
 В училище готовились вместе: Соня, Лёва и Тёма. Давид Львович помогал по алгебре, геометрии и тригонометрии. Занятия математикой доставляли Лёве такую радость, что он забывал обо всём на свете.
 В 1922 году Лев поступил в Бакинский университет (Азербайджанский государственный университет). Он был зачислен сразу на два факультета: физико-математический и химический. Вскоре он ушёл с химического, избрав своей специальностью физику.
 Ландау был моложе всех в университете и очень из-за этого переживал.
Лев много читал. У него была любимая книга - "Красное и чёрное" Стендаля. Он жил жизнью Жюльена Сореля, любил и ненавидел, торжествовал и погибал. Но главное - благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
 В материале использованы отрывки из книг Эллы Зигелевны Рындиной (племянница Льва Ландау, автор воспоминаний о семье) "Лев Ландау: штрихи к портрету" и Майй Бессараб ( племянница матери Льва Ландау, биограф Льва Ландау) "Страницы жизни Ландау".