Образы Японии в картинах кириэ

Анна Маякова
 
К Востоку я имею опосредствованное отношение – написала и издала две книги хайку. Для непосвященных – это японское трехстишие XVII века. Когда я шла по ветреной  бесснежной Москве, направляясь в Музей Востока, что на Никитском бульваре, меня обуревали противоречивые чувства.  С одной стороны мне  предстояло светское мероприятие: открытие выставки японского художника Кубо Сю, о котором я ничего не знала.

 «Видимо будут речи, - думала я, - вспышки фотокамер, возможно беседа с художником». С другой стороны память будила во мне воспоминание о давно ушедших счастливых днях, когда мы с дочерью-подростком, изучавшей хинди в спецшколе и влюбленной в полотна Рерихов, часто приходили в этот музей, смотрели Рерихов,  бродили по залам. Конечно же, подолгу задерживались перед экспозицией, посвященной культуре Индии, где дочь мечтала побывать.
 
Однако вернемся в музей. Поднявшись на второй этаж, прочла краткую информацию о художнике, третий раз приезжающем в Россию и работающем в стиле кириэ, обогащенном техникой коллажа, которую художник изучил во время стажировки в Испании.   Кириэ - это древняя японская техника, когда художник рисует черной тушью картину, затем специальным ножом вырезает пространство между линиями и подкладывает туда самостоятельно окрашенную бумагу васи разных цветов, соответствующих либо замыслу художника, либо реальности.

Картины Кубо уникальны. Обошла все пять залов, осмотрела экспозицию. Художник немыслим без  обращения к духовным ценностям. Это образы храмов, пагод,  цветущей сакуры, символа Японии. Посетив Россию, взгляд  Кубо привлекли «Девичий монастырь» и «Храм Василия Блаженного», представленный на всех этапах техники кириэ.
 
Художник стремится подняться над суетой сегодняшнего дня. На картинах Кубо нет людей, однако это не делает менее художественными. Его мир реален и осязаем: на картинах храмы («Замок Химедзи»), «Железный чайник», «Три тарелки с гречневой лапшой», «Мороженое», «Краб»,  «Рыбы».  Третий зал посвящен еде – художник признался, что любит поесть.
 
Созерцание природы свойственно японцам («Четыре времени года в Киото»). Кубо боготворит родную природу.  Его «Цветущая сакура», которой 1500 лет, неподражаема.  Картина «Пространство лотосов» открыла мне следующее: лотосы можно видеть только рано утром, поскольку к полудню они закрываются.
 
Общеизвестно - жизнь скоротечна, но в памяти грядущих поколений мы останемся своими картинами, стихами, музыкой, построенными храмами. Пожелаем же художнику Кубо Сю дальнейших творческих успехов и поблагодарим Дирекцию музея и издательство "РОСЛИН" за прекрасно организованную выставку.
 
В заключение позволю себе привести хайку собственного сочинения:  «На белом листе/ Сакура расцветает./  Вечер в музее».