Образы Японии в картинах кириэ
К Востоку я имею опосредствованное отношение – написала и издала две книги хайку. Для непосвященных – это японское трехстишие XVII века. Когда я шла по ветреной бесснежной Москве, направляясь в Музей Востока, что на Никитском бульваре, меня обуревали противоречивые чувства. С одной стороны мне предстояло светское мероприятие: открытие выставки японского художника Кубо Сю, о котором я ничего не знала.
«Видимо будут речи, - думала я, - вспышки фотокамер, возможно беседа с художником». С другой стороны память будила во мне воспоминание о давно ушедших счастливых днях, когда мы с дочерью-подростком, изучавшей хинди в спецшколе и влюбленной в полотна Рерихов, часто приходили в этот музей, смотрели Рерихов, бродили по залам. Конечно же, подолгу задерживались перед экспозицией, посвященной культуре Индии, где дочь мечтала побывать.
Однако вернемся в музей. Поднявшись на второй этаж, прочла краткую информацию о художнике, третий раз приезжающем в Россию и работающем в стиле кириэ, обогащенном техникой коллажа, которую художник изучил во время стажировки в Испании. Кириэ - это древняя японская техника, когда художник рисует черной тушью картину, затем специальным ножом вырезает пространство между линиями и подкладывает туда самостоятельно окрашенную бумагу васи разных цветов, соответствующих либо замыслу художника, либо реальности.
Картины Кубо уникальны. Обошла все пять залов, осмотрела экспозицию. Художник немыслим без обращения к духовным ценностям. Это образы храмов, пагод, цветущей сакуры, символа Японии. Посетив Россию, взгляд Кубо привлекли «Девичий монастырь» и «Храм Василия Блаженного», представленный на всех этапах техники кириэ.
Художник стремится подняться над суетой сегодняшнего дня. На картинах Кубо нет людей, однако это не делает менее художественными. Его мир реален и осязаем: на картинах храмы («Замок Химедзи»), «Железный чайник», «Три тарелки с гречневой лапшой», «Мороженое», «Краб», «Рыбы». Третий зал посвящен еде – художник признался, что любит поесть.
Созерцание природы свойственно японцам («Четыре времени года в Киото»). Кубо боготворит родную природу. Его «Цветущая сакура», которой 1500 лет, неподражаема. Картина «Пространство лотосов» открыла мне следующее: лотосы можно видеть только рано утром, поскольку к полудню они закрываются.
Общеизвестно - жизнь скоротечна, но в памяти грядущих поколений мы останемся своими картинами, стихами, музыкой, построенными храмами. Пожелаем же художнику Кубо Сю дальнейших творческих успехов и поблагодарим Дирекцию музея и издательство "РОСЛИН" за прекрасно организованную выставку.
В заключение позволю себе привести хайку собственного сочинения: «На белом листе/ Сакура расцветает./ Вечер в музее».
© Copyright:
Анна Маякова, 2014
Свидетельство о публикации №214040301393