Милая тётя Миля

Эльвира Гусева
Когда  я была маленькая, рядом с нами  жила одинокая женщина  с ребёнком, которая всегда вызывала у меня интерес к себе. Была она небольшого роста, немного торопливая и суетливая, и очень интересно разговаривала. Многое из того, что она говорила, я не понимала, но она привлекала меня  своей добротой и лаской. Звали её тётя Миля.

Она была дружна  с  моей мамой, частенько,  по-соседски, забегала к  нам, и  каждый раз приглашала в гости. Жила она  скромно, но в  её  комнатке всегда было чисто и уютно. Мама   делилась с тётей Милей всем, что было у нас.
- Доченька, отнеси  тёте Миле пирожков! – скажет она мне, положит на тарелку, прикроет салфеткой  и отправит меня  к соседке. Я тихонечко постучу  в её  дверь,  а она выглянет мне навстречу, станет улыбаться.

- Проходи, моя дорогая деточка, проходи ко мне! – ласково скажет тётя Миля. Я хоть и стеснительная  была, но пройду, даже присяду на краешек стула и посижу.
- Тётя Миля, вот Вам мама прислала, - скажу я, снимая  салфетку с пирожков.
- Ой, да  чого ж  она  придумала! – начнёт причитать  наша соседка,  а  сама переложит пирожки на свою тарелку, а мне  принесёт несколько кусочков сахара  или варёное яйцо,   взамен.

- Нет, тётя Миля, - скажу я. – Мама ничего не велела у Вас брать!
- Да как это так? Вот  я ей сейчас  задам! – не унимается тётя  Миля,   усадит меня  за  стол  и начнёт потчевать, «чем Бог послал», как она говорила. Частенько вспоминала она родную  Украину, своих родственников, друзей. Слушать её было интересно,  для меня  многое было незнакомо.

Я  любила  её угощения: будь то кусочек сахара, блин  или булочка – всё  из её рук казалось мне очень вкусным. Частенько, забывая о мамином наказе, я задерживалась у тёти Мили за столом, мы пили чай  и  разговаривали, уединившись ото всех.

Рассказывала она   о жизни  в   украинской  деревне, где вместо домов были мазанки, где  было  много  садов  с   яблоками  и сливами, о шумных праздниках, когда гуляла вся деревня, танцах и песнях, которые любила украинская молодёжь. Иногда  прервёт свой рассказ и со слезами на глазах запоёт  песню на украинском языке,  я, хотя и  не все слова понимала, но слушала всегда с интересом, а тётя Миля плакала. Тосковала она  очень.

А ещё тётя Миля  хорошо шила, в моём детстве  готовых платьев  у нас  в магазине не продавали.  Бывало,   купит  мама какой-то весёленький ситчик, а тётя Миля сошьёт для меня сарафанчик к лету,  или халатик для  бани. Платьица, сшитые её  руками,  я очень любила и берегла. Её открытая, добрая душа всем готова была придти на помощь, но  и  к  ней отношение было очень доброжелательное.

Лишь повзрослев, я узнала, что до войны тётя Миля  жила на Украине, под Кременчугом, была у неё  семья: сын и муж, многочисленные родственники.  Мужа,  в  первые же дни войны,  забрали на фронт, осталась она с маленьким ребёнком на руках.  Во время эвакуации  поезд  попал под бомбёжку, тётя  Миля с ребёнком чудом остались живы  и  вместе с  другими уцелевшими людьми  пробирались вглубь страны.

- Где  шли, где ехали,  сами не знали куда, - признавалась она.- Добрались до здешних краёв, и остановились. Местные  люди  обогрели, накормили, приютили  несчастных  беженцев.  Постепенно  обзавелась тётя Миля жильём и работой, сыночка устроила в садик, а потом и в школу.  Надеялась  после войны вернуться  в родные края, пыталась наладить связи со своей родиной, писала  письма,  но ответов не получила ни на одно письмо.

Собралась   тётя Миля  на  родину, но вскоре  вернулась назад: своей деревни так и не нашла, никого из родственников  не встретила. Со слезами рассказывала  она,  как  ходила из  деревни  в деревню, искала, спрашивала, никто ничего не мог сказать  о  её близких людях. Самой осталось лишь только  гадать: то ли переехали  в  другие края, то ли погибли все до одного во время войны.

Сильно расстроилась тётя Миля, поняв, что  остались с сыном вдвоём  на  всём белом свете. Решила  вернуться  назад,  в наши края, где прожила к тому времени  уже около десяти лет.  За  это время  она привыкла  среди  чужих людей, да и чужими их уже не считала, появились соседи, знакомые, друзья по работе,   и  комнаткой своей она дорожила.

Так и прожила всю оставшуюся  жизнь  тётя Миля – украинка  в наших краях, среди  русских людей, здесь  вырос её сын, появились внуки. Всю жизнь она рвалась на родину, домой, но  вечный дом  нашла здесь, где и успокоилась её   добрая  душа.

Много лет прошло с  тех пор,  но в  связи с последними событиями на Украине, вспомнилась мне эта хрупкая  женщина,  моя милая  тётя Миля. Светлая ей память…