Ч. 5 Многое мы никогда не узнаем

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/03/31/1715 

Рассказывать о действиях российских подводных лодок – это повествовать о том, на какой из них что, и когда сломалось, сколько времени длился ремонт, либо о том, как вышли в море и вернулись из-за плохой погоды.

 Дисциплина командиров подводных судов хромала: командир подводной лодки «Крокодил» самовольно пробыл в Либаве почти месяц, а его послали, чтобы он действовал на путях движения неприятельских судов между Мемелем и Данцигом.

В основном воевали с природой и поломками. Тем временем немцы не дремали. В декабре, в штормовую погоду 7-8 баллов, при минусовой температуре, немецкая подводная лодка торпедировала миноносец «Исполнительный» в районе маяка Оденсхольм.

Корабль затонул через минуту. К месту гибели «Исполнительного» подошел миноносец «Летучий», чтобы спасти людей. Подняли из воды семь человек, оставшихся в живых. Но этим несчастным пришлось тонуть второй раз. «Летучий» тоже пошёл ко дну.

 В мемуарной литературе о причинах гибели «Летучего» полный разнобой. По-разному указывают, какой силы был шторм, одни пишут 7-8 баллов, другие – 5-6 баллов. Но даже, если принять минимальное значение, то и пять баллов – это очень серьёзная погода.

Одни пишут, что слышали негромкий взрыв, после чего миноносец перевернулся, а другие, что миноносец стал лагом к волне, и его перевернуло, третьи видели, как его носовую часть, будто топором срезало.

В донесении адмирала Эссена говорится, что наблюдали в течение нескольких секунд рубку подводной лодки. Была ли то фантазия моряков, ошеломлённых гибелью судов, или на самом деле, подводная лодка, мы никогда не узнаем.

«Исполнительный» и «Летучий» входили в состав IV дивизиона из восьми миноносцев. Все они имели на борту шаровые мины, и направлялись для постановки минного заграждения вблизи Либавы. После гибели «Летучего» командир дивизиона приказал остальным судам отойти и не приближаться к месту гибели корабля, опасаясь, что будут потоплены и другие миноносцы.

 Плававшие в ледяной воде люди, которые держались за любые деревянные обломки, в отчаянии махали руками, надеясь на спасение. О чём они думали, видя удаляющихся товарищей, и что кричали им вслед, страшно себе представить.

Чудом спасся из двух команд затонувших миноносцев рулевой-боцманмат Карпов. Этот счастливчик сумел подплыть  к  миноносцу «Лёгкий», и его  подняли на борт. Моряк продержался в ледяной воде во время шторма примерно 20 минут. Такое считается пределом. Потом его передали на «Новик» для доставки в береговой госпиталь. Дальнейшая судьба Карпова неизвестна.

И в нашем современном флоте были катастрофы, во время которых люди оказывались в холодной воде Баренцева моря, и даже спасённые, позже погибали от перенесённого шока и переохлаждения.

«Акула» была единственной подводной лодкой, которая совершала дальние выходы в море. Потери, понесённые в результате действий германских подводных лодок, побудили военно-морское командование России обратить самое пристальное внимание на свой собственный подводный флот.

Финский залив был скован льдом, ни о каких плаваниях речь не шла. Команды отдыхали и занимались ремонтом своей изношенной матчасти. Командиры подводных лодок и флагманские специалисты получили приказ составить тактико-технические задания на разработку новых проектов подводных кораблей.

Подводники обрадовались, но радость была непродолжительной. Вскоре им объявили, что нужно сосредоточиться на совершенствовании имеющихся судов. К созданию подводных лодок нового типа вернулись в 1916 году, потеряв целый год.

На Балтийском заводе строились три подводные лодки по проекту Ивана Григорьевича  Бубнова —  «Барс», «Вепрь», «Гепард».  Но к ним не было двигателей, поэтому двигатели сняли со старых канонерских лодок, которым давно было пора не пенсию, и поставили их на новые подлодки.   По мощности они оказались в шесть раз меньше проектных.

Уже известный читателю мемуарист Меркушев с горечью написал:  «Вместо первых в мире эскадренных подводных лодок, по своему ходу на поверхности могущих сопровождать надводный флот в его операциях, опять выйдут ублюдки.
Но что поделаешь! Такова судьба русского флота, которому не впервые расплачиваться собственными боками за общую техническую отсталость страны».

Дивизию подводных лодок решили существенно усилить. В дополнение к строящимся, в 1915 году заложили новые подводные лодки «Тигр», «Волк» и «Львица».

Пока русский флот находился в базах, отгородившись от неприятеля льдом Финского залива, английские подводники без отдыха бороздили воды Балтийского моря, ведя охоту за немецкими кораблями.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/04/04/1935

На фотографии: миноносец "Исполнительный".