Глава восемнадцатая пять тысяч учеников

Борис Рябухин
Глава восемнадцатая
ПЯТЬ ТЫСЯЧ  УЧЕНИКОВ

В 1972 году Полина ушла на пенсию.
Стала слышать шум в голове, и врачи сказали: «Уходите с работы, а то будет вам плохо».
До 55 лет Полине оставалось только полтора месяца. Но Полина их не доработала из-за болезни. Поэтому  получала пенсию только 60 рублей в месяц. Получилось, при оформлении пенсии, что Полина проработала в одной школе преподавателем математики ровно  30 лет.
Следующим летом, когда  началась пора прогулок на пароходе по Волге, Полину пригласила в свою компанию ее подруга Александра Афанасьевна. Они собрались ехать на пароходе всей семьей с внучками. Но утром поднялся холодный ветер, началась привычная для Астрахани пыльная буря. Так что прогулка состоялась на следующий, солнечный день.
И вспомнилась Полине прогулка на пароходе с её выпускным классом в 1971 году.   С её первыми и последними учащимися, которых она вела по жизни с пятого по десятый класс. И хорошо, что она совершила твердый шаг на педсовете, когда не отдала этих учеников после восьмого класса другому классному руководителю. И доказала недоброжелателям, что могла бы еще лучше работать все эти 15 лет, которые ей не давали вести старшие классы. А ведь из ребят, отторгнутых от неё, стали  все учителями, врачами, инженерами. Её хорошо  поняли в душе последние десятиклассники. Не вышел трюк у завуча затоптать её, хоть сдаваться он не хотел. Испортили бесправно ее учительское счастье – и ни кто не извинился.
Но пройден трудный этап, и вот успешный выпуск.  По традиции в школе выпускникам устраивали званый бал. Торжественная часть, море цветов, улыбок, благодарностей. И после этого родители устраивали угощение. Все учащиеся сели за общий стол, а учителя – за другой, как и раньше. Выпускников было два класса, десятый «А» и десятый «Б». Столы стояли буквой «П». Полина Алексеевна тоже села  со всеми учителями. Но её питомцев  это не устроило, столько лет – вместе и вдруг прощаться  – врозь.  Они подхватили свою Полину Алексеевну под руки и водрузили во главе  их стола. Второй раз в ее жизни проделан такой благородный поступок. Сколько неподдельного смеха, шуток. Ведь Полина Алексеевна бывшим малышам теперь почти подмышки по росту стала. Вот они, как перышко и приподняли её. Лица их сияли от радости. А в глазах проскакивала грусть. И вот тогда за общим столом выдвинули предложение – быть всегда вместе, не забывать друг друга, чтобы ни случилось. И, конечно, не забывать своего любимого классного руководителя.
Шум, крики, закуски, даже шампанское стреляло в потолок. И это на глазах  учителей, которые всю жизнь тиранили Полину.  И неслучайно директор «Чинарик», когда ребята ушли танцевать, а Полина опять подсела к столу учителей, сказал ей:
–  Как бы сын был доволен сейчас за свою маму!
Но сверлила мысль и жгла сердце Полины пережитая неправота к ней, которую и директор  чинил, пользуясь своей властью. Когда-то в молодости она отвергла его ухаживания, и аукнулось, когда он пришел директором в её школу.

После застолья,  после того бурного веселья, в два часа ночи, ребята взяли  все друг друга и её под руку и, растянувшись во всю улицу Бера, пошли  через спящий город на центральную площадь Ленина, а оттуда – на Волгу. Сергей, который взял любимую учительницу  под руку, сказал:
– Полина Алексеевна, я с вами.
Хотел показать, что он не пьяный. Это его Полина приняла  в свое время на исправление из другого класса. Он сейчас, видимо,  хотел выразить: «Вот видите, Полина Алексеевна, какой я стал. А был в числе трудных детей. Участвовал в драках, курил и выпивал». А теперь  бросил пить и курить. И в свой главный  день, благодаря вам, по праву праздную со всеми.
Правда, получилось как-то по-детски проявление этой благодарности. Еще ребенок.
– А я около вас, – прижалась Полина Алексеевна  к его локтю. – Нет, лучше я тебя возьму под руку, Сережа. Вырос ты, и тяжело тебе будет согнутым идти.
С песнями прошли выпускники всю площадь Ленина, вышли на берег Волги. А  там уже  ждали три катера. Ребята договорились через родителей заранее. Каждый ученик старался быть поближе к Полине Алексеевне, как к  матери. Она тогда поверила в прозвище, каким её потихоньку называли ребята: «гусыня». Да, гусыня, а это её  хорошие гусята. Все ее утяточки и поросяточки около неё. Полина только следила, чтобы не отстали:
– Где Ильдар, где Рафик? Все ли сели? Где девочки?
– Здесь. Здесь.
Все разместились на катерах, и Полина скомандовала:
– Ну, трогайте!
И берега  поплыли. Ночная прохлада. Тишина. Поплыли в новую жизнь.
Они  все распетушились. Сколько на этой прогулке у ребят было рассказов о себе, о книгах,  о хороших людях, и о самовоспитании, как они боролись с дурными привычками, ставили в пример хороших ребят. А таких в классе было много, и они старались быть похожими на «шефов». Побеждали свою грубость, лень, нежелание участвовать в школьной жизни.  Но главное, учились воспитывать в себе доброту, и брали пример с Полины Алексеевны.  С каждым шагом, с каждым классом они понемногу приближались к своим добрым делам, поступкам, особенно к потребности трудиться. Полина сама любит труд. И все, кто проходил через её руки, впитывали трудолюбие и радость за  свои хорошие дела.  В классе считалось позором, если ученик что-то не сделал, что ему поручалось.  Если не приходил на субботник, то только потому, что был болен.
А потом они станут орлами. Многие окончат институты, техникумы в два года, и все встанут  на ноги, для жизни с  пользой.
Теплые и задушевные разговоры. Мерное тарахтение двигателей. Все так располагало ко сну.  Как ни боролись ребятишки со сном, но многие заснули.
Занимался рассвет на Волге – первые далекие лучи солнца. Какая же это красота, как цветущий сад на волнах!  Полина вспомнила, что с учениками раньше так подплывала к Замьянам. Как будто  Северное сияние. Горизонт вначале был голубоватый, потом розоватый, и, наконец, золотой. И вдруг – клич:
– Ребята, рассвет!
Вернулись обратно на пристань в шесть часов утра. Усталые, но счастливые. Первый сон прошел, настала бодрость. Все проводили Полину Алексеевну и посадили в первый трамвай, а сами  разбрелись по домам.
Домой приехали счастливые,  довольные, дружные, в шесть часов утра. Эта ночь останется у них на всю жизнь.
Вскоре  после этой прогулки Полина уехала в Москву, к сыну, любимому внуку. И в её жизни клин выбивался клином. Все дрязги жизни сгладили эти две радости –  проводы на пенсию  в Астрахани и встречи в Москве.

А потом, перед выходом на пенсию, Полине Алексеевне дали 9 класс, где она была классным руководителем. Дети были слабенькие в учебе.  В основном те, кто не поступил в техникумы и в другие средние учебные заведения.  Это был очень разнохарактерный класс.  Дети не привыкли выполнять требования учителей – да и родителей. Полине пришлось вести   большую работу с коллективом. В основном сплотили ребят прогулки за город.
Однажды Саша сказал учительнице:
– Полина Алексеевна,  вот нравится мне в Юрии многое.  Его выдержка и такт в разговоре, храбрость. И я стараюсь ему подражать.
Полина заостряла внимание трудных ребят на хороших чертах других учащихся. И, в конце концов, дети стали ближе  друг к другу. Не стало таких вспышек задир, как было раньше.  Затем в классе  стали организовывать КВН, где многие стали обогащать свой запас знаний. 
Весной, в мае,  ходили на прогулку на Кривую Балду. Многие ребята начали купаться, даже переплывали эту довольно широкую речку. Раззадорившись, с ними поплыла и девушка, которую всё не принимал коллектив. И обессилела. И здесь случилось чудо. Мальчишки  помогли ей вернуться обратно, и ругали ее, как взрослые, зачем она без разрешения Полины Алексеевны  поплыла за ними. Хорошо, что все обошлось благополучно.
Поначалу было сложно Полине вызвать у ребят желание к сближению с одноклассниками. На прогулке каждый ел то, что сам приносил из дома. Но она добилась того, что стол стал общим. На прогулке расстилали одеяла, выкладывали все свои запасы. Затем вместе садились за трапезу. После опустошения скатерти-самобранки, играли  в волейбол. Было много смеха, рассказов, все всегда были вместе с учительницей. За еду садились не раз, пока не наступал вечер. В 5 – 6 часов трогались с места. В 8 – 9 часов  вечера были все дома. Отдохнувшие, довольные, счастливые и радостные. Когда наступали теплые дни, такие прогулки бывали почти каждое воскресение.

Приезжала Полина Алексеевна к ребятам своего класса и в трудовой лагерь, где учащиеся после окончания  9 класса отрабатывали  целый месяц.  Хотя дети там работали с другим, ответственным,  учителем.  Когда же Полина  приехала, дети решили придумать что-то необычное для встречи с ней. Нарядили парня  в костюм Нептуна, пристроили ему длинную бороду, сделали жезл-трезубец. Другие ученики нарядились пиратами. Так себя украсили, что Полина их сразу и не узнала.  Ряженые  начали всех купать. Ответственного учителя затащили в воду в ботинках. Полину с часами на руке тянули до тех пор, пока она  не сняла часы, чтобы не испортились. Нептун всех искупал.  Было столько смеха!  Речка кишела от людей.  Кто как барахтался в воде. Затем, мокрые, пошли все домой. Весь класс провожал Полину Алексеевну.  А далеко до автобусной остановки, пока шли – высохли.  Полине понравилось, как догнавшие  их по пути ребята сказали:
– Мы хватились,  а вас нет. Как же это без нас вы ушли? 
Когда соединились две группы, начали петь песни. Эти хорошие встречи дети  долго помнили. И работали, и отдыхали хорошо.  Заработали усилитель для концертов, который через год  подарили  школе на выпускном вечере. Поддержали традицию: каждый класс что-то дарит школе на заработанные деньги, или сделанное силами учащихся.  И дети этого класса у Полины  все делали сами.
Так, учащиеся в вечернее время оборудовали класс, стенды, позже  – делали Ленинскую комнату. Электрифицировали многие  витрины, схемы по физике. Оформляли зал – изготавливали декорацию. Готовили концерт. Два ученика в классе хорошо пели, пять человек играли в джазе на гитарах, используя заработанный в совхозе усилитель.   
А как оборудовали сцену для вечера! Чем взрослее ребята, тем совершеннее дела их. Вот настоящие березки на сцене – целая роща. Вот русский хоровод, цветные сарафаны, только лица артистов, которые выступают, знакомы.  И Полина убеждалась:  дай волю детским выдумкам, не сковывай их инициативу, желание, стремление – они  сделают очень многое. А гусары – танец гусар с саблями. А неаполитанские танцы, в костюмах, сделанных своими руками.
Другие ребята  участвовали в  соревновании КВН между учащимися школы. Составляли под руководством Полины Алексеевны смешные вопросы и ответы. Вечера такие проходили очень весело. Были в классе  две ученицы с вокальными данными, которые прекрасно пели, а пятеро учащихся здорово  играли на гитарах. В классе был свой квартет, который играл на общешкольных вечерах, концерты проходили очень хорошо.  На конкурсных вечерах класс получил однажды диплом первой степени за лучшую декорацию оформления и интересную тематику вечера.  Ученики  сами устраивали в школе свои «Огоньки», где был только класс Полины Алексеевны с ней во главе. 

В классах всегда есть таланты, не в полном смысле этого слова, но дети растут – и растет умение петь, танцевать, творить красивое, хорошо рисовать, фотографировать. Проводятся занятия по вкусам – и дети  развиваются, начиная с Дворца пионеров и кончая  специальными учебными заведениями. Вот эта свобода действий расковывает волю ребенка, удовлетворяет его желание и стремление.  Многие учащиеся у  Полины Алексеевны после школы пошли в культпросветучилище и дальше по своей профессии. Другие кончили художественные школы. Третьи попали в студии.
Все это им поможет в будущем.

Некоторые классные руководители старались от нерадивых учащихся  избавиться. Устроить их в спецшколы для отстающих или подобные училища. Но Полина Алексеевна  не делала этого никогда. Она прикладывала все силы, чтобы помочь родителям в воспитании таких детей. Так, училась у нее «оторви и брось» девочка Люба, у которой отец пил, а мать редко была дома, потому что работала проводницей на железной дороге. Ребенок один. Но Полина сразу стала помощницей, и дала возможность девочке окончить десятый класс. Люба потом выучилась на мелиоратора. Выросла миленькой и стала уважаемым на работе  человеком. За что её мать благодарила учительницу:
– По гроб буду  вам обязана, Полина Алексеевна.
А сколько таких милых Любочек было у Полины  все годы работы в школе?! Но не было ни одного случая, чтобы её учениками  заинтересовались внутренние органы власти.  Много было разных характеров, но коллектив ребят был  дружный. И Полина им, и они ей помогали добиваться того, чтобы вырастали  настоящие и нужные обществу специалисты и порядочные молодые люди.
Боря как-то подсчитал, утешая приунывшую мать, что она за свою жизнь в школе воспитала и обогрела своим сердцем  более пяти тысяч учеников. До чего же знаменательна математика! Такая цифра тронула Полину Алексеевну до глубины души.

Но самой бедной Полине в личном плане так и не везло.
Случился стресс в  последний год работы в школе. Она подала заявление о том, что начинать учебный год перед пенсией не будет, а работать будет до сентября месяца. Каждый месяц стажа влиял ведь на размер предстоящей пенсии.
Новый директор, молодая женщина, по национальности татарка, решила завести свои порядки в школе – избавиться от тех, кто ей не по нраву. Она  приближала больше подхалимов, и избавлялась от старых настоящих тружеников. 
Полина заметила, что за 30 лет  работы в этой школе   не было ни одной смерти в коллективе учителей. А с приходом нового директора за два года две учительницы повесились. И что удивительно, эти трагические случаи даже не расследовались. У третьей учительницы случился повторный  инфаркт с летальным исходом. Полина считала, что это новая директриса   перешагнула через три трупа и вознеслась вверх. А подхалимы ей пели  дифирамбы.  Видимо, была у неё основательная «рука», раз не было расследования самоубийства. Свалили все на плохое здоровье и   неполадки в семьях умерших. За пять лет директриса совершенно раскидала весь учительский коллектив, набрала новый, но даже из него некоторые учителя  ушли.
У Полины в последний год была очень большая нагрузка. Она  вела  уроки  на четвертом этаже, с больными-то ногами, в две смены, буквально по 12 часов в школе. Не считая времени на подготовку к этим урокам дома. Поблажки не ждала, так как сама попросила перед пенсией дать ей четыре класса под пенсию. Нервы и силы – на пределе.  Но год закончила.
Так её, чтобы занять работой до сентября, оставили работать с отстающими учащимися. Да ещё Полина должна была следить за работами по ремонту электропроводки.  Грязи от этого было ежедневно очень много. Учащиеся мыли этажи  с первого по четвертый. Мел сразу не отмывался. А директриса за всем следила, как цербер, и делала замечания:
– Здесь нехорошо вымыли… Там не так сделали.
А учащиеся,  из уважения к своей учительнице,  убирались на совесть, и всегда работали лишние четыре часа, чтобы отмыть оставшуюся от ремонта грязь.  Хотя, по закону, они должны уходить домой в шесть часов. Из-за этого, пожалев их, Полина Алексеевна сказала:
– Ну, хорошо. Раз сегодня так задержались, то завтра придете работать не к восьми часам, а к девяти.
И сама Полина в этот день пришла в школу без пятнадцати минут девять. Директриса встретила её буквально  с бранью. Полина Алексеевна спокойно ей  пояснила, почему так пришла на работу она и дети.
– Сама опоздала и детей распустила, – взвилась  директриса, и начала кричать.
Полина  ей тихо объяснила,  что из-за переработки  велела детям прийти в девять часов:
– А вы меня уж за тридцать минут отчитываете, как девчонку. Да еще кричите.
Так директриса буквально взвизгнула:
– Вон из моего кабинета!
Тут Полина разрыдалась. Попыталась в ответ себя защитить, но бесполезно. Со слезами на глазах она вышла из кабинета директора и ушла к врачу. Состояние  было жуткое. Этому руководителю, видимо,  не привыкать доводить людей до белого каления.  Вот так же  и одна из учителей-самоубийц выбежала  раньше  из этого кабинета, рыдая. Так что, видимо, ее эта чинуша довела до петли.
Хорошо, что  Полина отделалась  только легким испугом.  Ушла на больничный, наблюдалась  целый месяц у невропатолога и кардиолога.  Но больше в школу не вернулась.
Как-то в то время Полину Алексеевну увидели на улице родители учеников её класса, и сказали про директрису:
– Мы ей дали за вас.
Она свой характер показала всем. И Полина не пожалела, хотя сама, русская, очень похожа лицом на татарку.

Полина уехала в Москву к сыну. А когда был выпускной вечер класса, их родители прислали Полине телеграмму с приглашением,  и она  приехала в Астрахань на проводы своих питомцев.

В школу выпускники  не стали ходить, так как никто из прежних учителей не остался. Всех директриса разогнала.  И школа стала её вотчиной.

Уходила на пенсию Полина  ещё с одной учительницей. Надо как-то отметить. Даже при новом недоброжелательном директоре.  Не хотелось обижать учителей. Ведь Полина  с ними проработала столько лет.
Проводы на пенсию Полина устроила на свой  день рождения 16 октября 1972 года. Набрала два стола угощений, и ждала друзей, учителей из своей и из других школ, с кем давно дружила.  Вдруг звонок в квартиру. Полина открыла – и поразилась, пришли пять её выпускников из последнего 10 класса.  В руках –  магнитофон и громадные сумки. Кто что принес, и подарки, конфеты – большую коробку «Мелодия», и красивую тортницу, и, конечно, букеты цветов.
– Полина Алексеевна, а нас много, – сказал один из них, вручая  цветы.
Услышав это, Полина растерялась. Как же уместимся в одной комнате кооперативной квартиры в 16 квадратных метров? В  тесноте, да не в обиде. Решили потесниться.  Пришли 8 учителей и 29 выпускников провожать свою учительницу на пенсию, с подарками и музыкой, все, кто не уехал из города на учебу, или на службу в армии. Это было так неожиданно! Сидеть и танцевать было тесно, но веселья – хоть отбавляй.
Так ребята  на диване «ребрышком» сидели и почти на месте танцевали. Но провели день рождение любимой учительницы  тепло и дружно.
Было очень весело и сытно. Полина, как всегда, настряпала сама. Свои пряности  и дети принесли, боялись, чтоб не поставить учительницу  в неловкое положение, если закуски не хватит на большую компанию. И угощали своими соленьями. 
Все хвалили кушанье хозяйки – мясо, тушеное с луком,   аджапсандал. Даже самый недисциплинированный, или, скорее, неорганизованный, Саша, и то говорил извиняющимся тоном:
– Вот чудо! – Вы – и вдруг такое вкусное кушанье. Как-то с математикой не складывается. А я думал, вам не до стряпни. – И добавил: – А я, Полина Алексеевна, специально сам закатывал помидоры, и хочу вас угостить.
Все блюда и торты быстро уничтожили, только успевали нахваливать.
Полина была очень благодарна ученикам за то, что они преподнесли ей такой сюрприз. Да еще в присутствии  её знакомых учителей. А дети  были благодарны ей за то, что много сил положила на их обучение жизни  и отдала им много материнского  тепла.
За тесным столом слились три поколения, нашли общий язык.  Ребята, как всегда, взяли заботы на себя:
– Полина Алексеевна, сидите. Мы все сами подадим.
И подавали на стол, угощали друг друга, мыли посуду, и снова танцевали и пели. Песни всех сблизили и породнили.

Потом все ее выпускники  окончили вузы, выучились на любимых факультетах. А свою любимую учительницу  не забывали. Приходили, то группами по 5 – 10 человек, то поодиночке, к ней домой.  Им хотелось поделиться с ней радостью, что имеют своих детей, любимую работу, посоветоваться, раскрыть душу, зная, что их всегда поймут.
Одна девочка, ставшая врачом, как-то в такой камерной встрече в квартире Полины Алексеевны сказала:
–  А ведь из нас никто не потерялся.
И это образное выражение было справедливо во всех отношениях.

Решили  все встречаться в традиционный день 2 февраля – День открытых дверей  в школе № 11. В первый год собралось 29 человек. Взяли ключ от своего класса, все сели за парты и начали докладывать о своих успехах. Сколько поступило в рыбвтуз. Сколько  стали учиться в мединституте и пединституте. Кто уехал в Московский  энергетический институт учиться. Кто в Тольятти. Кого забрали в Армию.
А после встречи Полину Алексеевну отправили с букетом цветов домой на такси, на свои деньги, со словами к водителю:
– Берегите нашу любимую учительницу.

Некоторые бывшие ученики  приходили на квартиру к  Полине Алексеевне со своими   детьми. Уже женатые, приходили. Витя и Люба с девочкой. Полина  подарила их маленькой дочке куклу, а они принесли киевский торт. Тепло было взаимное.
Однажды  пришли на квартиру Полины  восемь человек, отслуживших в Армии в Москве и на Дальнем Востоке. Были дети – а стали прекрасные «длинные» юноши, выше Полины Алексеевны.  Был ученик и с Тихого океана.  И вот судьба всех разбросала по  стране. Некоторые после рыбвтуза ходят в загранплавание. 
А сколько благодарности при встрече от бывших учеников  и их родителей.
Вот мать Наиля, встретила Полину, обнялась и похвасталась:
– Сын-то у меня реставрирует наш Астраханский кремль после архитектурного техникума…
«Все уходит в область предания», – с сожалением вздыхает Полина.

Между Ирой Поливиной  и Юрой Минаевым  была в школе хорошая дружба.  Боря позже в Москве дружил с писателем Поливиным. Полина думала, что у этих ребят – настоящая любовь. Так приятно было ей видеть их вместе после окончания школы.  Но время и расстояние – враги человечества.  Юра уехал в Москву учиться в Московский энергетический  институт. Ира осталась в Астрахани, поступила в мединститут.  Трижды они с классом в День открытых дверей  встречались в школе. И приходили даже вдвоем к Полине. Но не поженились. Однажды Ира была у Полины в гостях  одна. И грустная. Принесла целый  килограмм шоколадных конфет. Полина еле её узнала, так она изменилась. Полина хорошо  знала семью Иры. Была у них  в трудный день, когда умер Ирочкин отец, которого дочь очень любила. Когда-то он был  в школе частым и желанным гостем. Полина  по телефону позвонила её маме поздравить Ирину с окончанием мединститута. И узнала от неё, что Ира получила направление в Пермь, а Юра женился на другой девушке и уехал в Ленинград. Сердце кольнула грусть в голосе матери, которая уже собралась на пенсию. Ведь Юра и ей нравился, как и дочери.  Так что, у кого начинается трудная жизнь, у кого заканчивается. Полина просила  через Иру передать поздравление с окончанием института другим своим ученикам –  Саше и Вите. Кстати,  парень Витя очень славный. Ему тогда  еще один год оставался учиться в институте, хотя он  шел сначала вровень с  одноклассниками. Но из-за своей жены чуть не расстался с институтом. Как  и  догадывалась Полина, эта ученица из параллельного класса, ставшая женой Вити, плохой человек. Полина даже сказала ему:
– Выбери другой объект. Мне кажется, что  мало в ней  хорошего, душевного.
Но   узнала от девочек, что они после 10 класса поженились.  Ждали ребенка. Витя тогда был только  на первом курсе института, а невеста  училась  в торговой школе. Делать было нечего. Родители разрешили, а вскоре появилась у них дочка. Девочка очень хорошая, такая лепетунья. Когда они вместе с ребятами были у Полины Алексеевны, девочке исполнился год. Как всегда, Витя – весь нараспашку, а жена  все его одергивала. Даже ему стало неудобно за неё. А позже она вышла замуж за другого, а Виктор запил. Полина встретила как-то мать Виктора. Она была с этой девочкой, которой исполнилось уже шесть лет. Обрадовалась встрече. Пригласила к себе в гости. И мать рассказала Полине всю трагедию Вити. Они после свадьбы оставили молодым квартиру, сами уехали на Север на три года. Виктор невесту любил. Носил ее на руках, когда купались. Была  неразлучная пара. Она стала работать в магазине. Но вышла растрата, мать Виктора заплатила за нее. А она их так «отблагодарила». Стала водить любовника к себе домой. Мать трижды прилетала, разбиралась, мирила их. А после друзья набили физиономию этому любовнику, застав их у Виктора дома. И тогда Виктор решил порвать с изменницей женой, а то дважды прощал ради дочери, которую он очень любил. Теперь дочка Вити живет с отчимом. А мать Вити берет ее три раза в неделю.  Витю хотели отчислить за «хвосты» из института, но дали академический отпуск на один год.  Уговорили его учиться. Теперь он успокоился, и все стало на свои места. А изменница  высохла, осталась у разбитого корыта. Живет в землянке, в полном смысле слова.  Новый муж сидел в тюрьме.
Мать сказала при встрече Полине:
– Сын говорит, как мы любили Полину Алексеевну. Мало она нас ругала: «Матери – все для вас, и хлеб с маслом. А вы что им дали – фиг с маслом?» Но мы Полину Алексеевну всё равно очень и очень любили. И не забудем никогда.
В общем, уроки доброты Полины Алексеевны продолжались, которая и на пенсии для некоторых ее учеников становилась как родной.
За свою бытность в школе, Полина убеждалась, что очень многие родители ее уважали. И при встрече  обязательно делились  с ней своими заботами, как родные.  Одни похвалятся успехами своих детей, другие  расскажут об их неудачах, как Витина мама.
Особенно Полина старалась обогреть брошенных детей.
После войны  брошенных детей было много. Воспитывать их было трудно, они никого не хотели слушаться. Полине сначала часто приходилось  повышать на них голос. Но позже она поняла, что именно  доброту такие дети ценят в людях, особенно сами  добрые в душе, подранки. Полина решила: не надо ставить себя выше их. Детская душа сама поймет быстрее, чему поверить.
И особенно трогало Полину внимание учеников к её личным переживаниям, их по-детски доброе сочувствие.
 Вот однажды она пригласила нового  мужа Петю с собой за город на прогулку с  ребятами. Он захватил удочки. Стоит на берегу, забросил леску, а на поплавок смотреть у него не хватает терпения. Полина  сама увидела, что он не умеет ловить рыбу. А ученица Ирочка, которую уважала больше, тихо говорит ей:
– Полина Алексеевна,  бросьте вы этого человека. Для чего он вам нужен?
Это участие ребенка удивило и тронуло ее душу. Полина не нашлась, что ответить. Промолчала.
Так и ученики становились родными детьми любимой учительницы, проявляли  заботу о ней..

На пенсии Полина подрабатывала, положенные два месяца в год. Так, в школе № 4 Полина временно замещала больную учительницу по математике. Оказалось впоследствии – что это бывшая Полинина ученица. В школе  она  была маленькая, как шестилетняя девочка. Конечно, сейчас она выросла, но была тоже маленькой. Окончила институт и сумела от нервной учительской судьбы заболеть, работая пять лет по новой программе  в 5, 6 и 7 классах.
Полина в  6 классе обратила внимание на одного ученика – малышку, с пытливым умом. У него раньше была тройка по математике.  Но Полина видела, что он тянет руку, хочет ответить на заданный классу вопрос. Спросила, похвалила за ответ и поставила ему четверку. Эта оценка стала роковой. Потом он не давал Полине  покоя, постоянно поднимал руку. Спрашивала его несколько раз – все он отвечал хорошо.  Был конец года. Получил годовую четверку по математике. Через два месяца пенсионерке Полине пришлось по закону уволиться. А через два года Полина устроилась на работу, где работала и его мать. Разговорились. Она благодарила Полину Алексеевну за хорошую отметку сына  и с радостью  сообщила:
– Саша мой сдал математику на четыре в автодорожный техникум. Учитель говорит: «Мал золотник, да дорог». Это вы его подожгли. Все время стал учиться на четыре, вот и сдал экзамены хорошо.
Полина лишний раз убедилась в том, как бывает обидно ученику, когда учитель не увидит его стремление к учебе.
У нее самой были в жизни такие  примеры.
Однажды  девочки Таня и Соня выговаривали ей:
– Полина Алексеевна, вот вы говорили, что нигде вы не сдадите, а мы в Москве сдали в институт культуры,  и нас приняли.
Окончили они институт  успешно. Теперь одна работает  заведующей  учебной частью культпросветучилища, а другая заведует дворцом культуры где-то в райцентре. Ну, и слава Богу.
И еще один был подобный промах у Полины. Когда она матери ученицы Беляевой сказала:
– Девочка у вас болезненная, пусть идет в техникум, чтобы скорее окончить.
А эта девочка успешно окончила рыбвтуз. Иногда Полине было трудно установить потенциал ребенка. А надо бы  ориентировать его и родителей  на большее. Так Полина  и стала делать после случаев, которые были в первые годы работы. Недооценкой сил ребенка можно нанести незримый удар по самолюбию самого учащегося и его матери. На ошибках и учительница училась.
А, в общем, у Полины Алексеевны было много желанных встреч с бывшими учениками, которых она учила. И  первое, что они говорили при встрече: «Любимая моя учительница».
Куда не пойдет, встречает своих учеников или их родителей.  И все здороваются с улыбкой и с поцелуями. Случаев много.

Один  был в разгар лета.  На астраханском базаре ярко краснели помидоры.  Один сорт краше другого. Полина купила для посылки Боре в Москву два ведра помидор. А потом ей попались другие, Борины любимые помидоры – «бычье сердце». Как не взять таких красавцев.  Купила еще ведро. Подняла, на радостях понесла. Но быстро остановилась, а дальше не могла ступить ни шагу, хоть реви.  И вот совершилось чудо. Вдруг ноша ее стала легкой. Обернулась посмотреть, кто назвал ее  по имени-отчеству?
–  Здравствуйте, Полина Алексеевна! Куда вам отвезти?
Оказывается, шофер такси, мимо которой она проходила, – бывший Полинин ученик. Но она не была у него классным руководителем. Он схватил все ее кошелки, погрузил в машину, и очень быстро довез её до дома. По дороге много сказал учительнице лестных слов.  Как весь класс её  любил и за что. И уверял, что все помнят Полину Алексеевну. Полине было приятно, что не зря она тратила свое  здоровье.  Что доброе  зерно дало хорошие всходы. Полина, откровенно признаться, мало помнила этого ученика, так как он учился у нее давно. А он, на счастье,  помнил все. И за все хорошее  помог в отчаянный миг, довез и донес корзинки с помидорами до двери, и ушел, очень счастливый. И Полина была, конечно, счастлива – взаимно. Долг платежом красен.
Были и другие приятные встречи – оценки её давнего труда. Из 5000 ее воспитанников.
В трамвае Полина встретила, казалось, незнакомых девочек. Но они её  узнали. Потом она  все же их вспомнила, даже имена пришли на память.  Глаша, такая умница, была в классе «первый математик». А после 8 класса она куда-то уехала. Окончила пединститут, математический факультет, и работала в райцентре –  Енатаевске преподавателем математики.  Как эти девочки были рады встрече.  Даже весь трамвай заразили, сколько заметила Полина  благодарных взглядов пассажиров трамвая. А Полина была с букетом, подарили её питомцы, которые пришли всей гурьбой провожать любимую учительницу. Столько было смеха, гвалта, после собрания в 6 классе. И после этой шумной радости – такая теплая встреча в трамвае с девочками, которые уже давно стали взрослыми.  Они были искренне рады, что Полина вспомнила их имена. Сколько воспоминаний, кто где учился, кто что окончил.  И долго не прерывались разговоры, до тех пор, пока распрощались на очередной остановке у вокзала.   Они уезжали к себе в Енатаевку.  Учитель  в подобные  моменты такое внимание воспринимает как артист –    бурные аплодисменты.  Такие  теплые встречи были у Полины даже в  разных городах. Значит, не зря отданы силы. Люди ее помнят.
Пришла Полина как-то  на вокзал за билетами. Тогда их выдавали по справкам, так как выезд из Астрахани из-за эпидемии был ограничен.  И вот кассирша говорит:
– Вы ведь Полина Алексеевна, преподаватель школы номер одиннадцать?
– Да, – ответила Полина.
– А вы меня помните? Я у вас училась.
И это самый важный вопрос для человека – помнят ли его? И Полина должна на него правильно ответить.
А женщина  говорит с улыбкой  другой кассирше:
– Вот моя любимая учительница.
Полина ее еле узнала. Прошло много лет. И бывшая ученица  захлопотала. Пошла, достала все справки, чтобы выдать учительнице билет. Такая радость. И Полина подумала: «Кем только мои ученики не стали. Годы были тяжелые. Эта девушка учиться больше не могла. Большая семья. Пошла работать. И вот она – в билетной кассе. Но кем ни быть, но иметь хорошую душу очень ценно. И приносить пользу людям».
Только Полина отошла от кассы, и вдруг опять услышала:
– Здравствуйте, Полина Алексеевна!
Обернулась – перед ней знакомое лицо.
– Я ваша ученица, а это мои дети. Сын окончил десять классов, и дочка учится в девятом классе. – А мы с Курил. Вот к маме приезжали. Едем в Москву. – И представила ее  детям: – Это моя  любимая учительница.
Дети  смотрели на Полину  с удивлением. Как это мама все помнит? О многом вспоминала, и много лестных слов было сказано. Полина её помнила. Очень тихая, скромная была девочка, с длинными косами. Поговорили о многом. А Полина подумала потом: «Какая наша большая земля. И у каждого ребенка своя судьба. Разбросала она моих питомцев по белому свету сеять доброе, вечное».
Таких случаев очень и очень много. Часто встречала Валю  Хомутову.  Она мать двоих детей. Врач в Подмосковье.  При встрече обнимает:
– Здравствуйте, Полина Алексеевна, моя миленькая!
Так просто и душевно может сказать человек, который тебя уважает.
Полине на пенсии было тяжело жить одной. Стала работать в финансовом техникуме, преподавателем  математики. Так как пенсионеры тогда  имели право работать только два месяца, затем в следующем году  устроилась поработать воспитателем училища в общежитие к девочкам. Четыре раза из-за этого правила у Полины отнимали пенсию, но потому, что она долго собиралась принести справку об увольнении. Так что, после хлопот, пенсию возвращали. 

Наконец собралась и поехала к Боре в Москву. Там тоже была нужна ее помощь. Пока ехала в поезде, все вспоминала, как нянчилась с маленьким внуком. Ведь это – счастье.
Как-то на день рождения тогда еще женатый Боря подарил Вале голубой халат,  стеганый шелковый. В этом месяце нянчилась  с Максимом  у Бори тетя Оля.  Она вошла с ним на руках в большую комнату. Посмотреть, что Боря купил.  И Максим спросил:
– Ну-ка, ну-ка!
Валя подала  маленький сверточек. Ему захотелось увидеть, что матери подарили. И когда тетя Оля открыла халат, он протянул разочарованно:
– Ну…
Дескать, маленький. Полина переглянулась с Олей. Даже испугались выражения его лица, как у взрослого, обиженное и недовольное. Нашли, мол, что подарить. Только слов не знает еще. Мимикой показал.
Другой раз Максим вышел из большой комнаты. Лицо злое. И сказал  сердито Полине:
– Я ей сказал. – И пальцем показывает на тетю Олю.
– В чем дело? – ласково спросила его Полина.
Оказалось, тетя Оля   расстилала постель. А Максим лез с головой под простынь, и  все сворачивал в кучу и смеялся. Она его толкнула или шлепнула по попе.  Вот он  и «сказал» ей, только слов не знает.
Смеялись и над другими  причудами маленького Максима. Над тем, что он любил все выбрасывать в форточку, с восьмого этажа.
Однажды Полина подметала пол, убиралась, хватилась, а веник исчез. Поискала-поискала, наконец, догадалась спросить Максима:
– Где веник?
И он показал на открытую фрамугу. У Полины сердце закатилось. Поехала на лифте, а веника на дворе у дома уже нет. Жалко, ведь широкие веники – дорогие на базаре. Вот кто-то его и подобрал.  Полина поругала Максима, а Валя поругала Полину за то, что не досмотрела за Максимом.
А он, как нарочно, стал выбрасывать все подряд, что попадало под руку. Хорошую лакированную Валину сумку выбросил. Но Полина успела поднять ее около дома. А раз Полина мыла посуду, отвернулась – Максим положил  в чистую посуду  Борин тапок. Полина схватила тапок и кинула к двери. А в это время Максим бежал к ней с другим тапком, и летящий  тапок попал малышу  в лицо. Полина испугалась больше ребенка. Схватила Максима и стала его гладить и убеждать, что нельзя тапочки класть на стол, нельзя выбрасывать вещи  в окно. И Максим понял, что это не игра. Перестал все швырять с восьмого этажа.
Одно перестал, нашел другое занятие. Стал сам запираться в маленькой комнате. Сдвинет стул, кушетку, и забаррикадирует дверь. А ведь может сам и фрамугу открыть. Вот Полина и  мучилась с ним  в тревоге. Но все заканчивалось хорошо.
Только стал побольше, Полина пошла с ним гулять. Ребята  играли в футбол, а его не принимали. И вдруг исчез, нигде его не видно. Полина стала искать. А он за машину спрятался от обиды, закатился в слезах. Полина его схватила, прижала – он перевел дух и рассказал, чем его  обидели. Полина тогда предложила:
 – Пойдем мы с тобой играть в футбол.
Она достала из сумки мяч, положила его перед собой на землю, прицелилась ударить ногой в мяч – да мимо.  Нога у пенсионерки Полины не гнется. И упала на спину. Хорошо пальто теплое, не разбилась. Максим к ней подбежал, дал ей свою маленькую руку и старался ее поднять, весом 90 килограмм. Полина  даже рассмеялась:
–  Спасибо, мой дорогой.
Внук у Полины – настоящий мужчина. Он, выходя из трамвая, когда Полина пропускала его вперед, обязательно потом поворачивался и подавал ей руку помощи. Понимал, что бабушка с больными ногами…
Сколько таких счастливых воспоминаний о внуке у бабушки Поли?

Когда  Боря развелся с Валей и внук остался у своей мамы, Полина, страдая от пустых стен одиночества, решила попробовать пожить с сестрой Ладой в Навои. Она списалась с ней и поехала к Ладе на четыре месяца. Вернулась, с уверенностью, что никому она не нужна. И поступила работать кастеляншей в мужское общежитие.

Годы уходят, вот уже 12  учебный год начали в школе без Полины Алексеевны, «миленькой». И подумаешь: «Напрасно ты прожила жизнь?»  Нет, не напрасно. Понесли твои ученики твою теплоту и доброту по свету в любые города нашей родины.