Ной. Впечатления от кинопросмотра

Татьяна Серотенко
Удивительно, но многие зрители, покидая зал, цитировали только последнюю прозвучавшую в фильме фразу: «Плодитесь и размножайтесь». То ли весна на людей так действует, то ли думать отвыкли?))
А ведь в этом фэнтази заложен глубокий философский контекст.

Лейтмотивом показано противостояние двух типов мужчин-предводителей, двух жизненных философий, приведших в итоге к двум абсолютно разным судьбам.

Первый тип лидера – Ной
Избран Богом. Разумеется, не за красивые глаза. Бог для него – не пустое место. Признает власть Создателя в своей жизни, способен услышать Его призыв, осознать свое предназначение. Понимает, что у его жизни есть конкретная цель, которую он и только он может исполнить.

Быть мужчиной для него означает, прежде всего, способность брать на себя ответственность – за самого себя, за свой род, за доверенную Богом задачу – и нести ее до конца. Быть мужчиной – не просто иметь женщину, но делать то, к чему в данный момент призывают долг и совесть. И делать это хорошо. Способен принимать трудные судьбоносные решения и стоять в них до конца. Даже если не все в его окружении разделяют и поддерживают его мнение.

Отношение к природе: красота и гармония, должен защищать, созидать и распространять.
Отношение к женщине: мать моих детей, дар от Бога.
Глава семьи.

Второй тип лидерства – потомок Каина.
Проклятый Богом лидер-убийца. Бог для него – Тот, Который отвернулся, вышвырнул из Эдема, оставив зарабатывать на жизнь в поте лица. Обижен на Создателя, считает Его несправедливым и жестоким. Использует это представление о Боге, как оправдание для собственной жестокости: «Я же создан по Его образу и подобию!».

Мужчина для него – тот, кто убивает, кто берет желаемое любой ценой, кто не созидает и защищает, а наступает, захватывает и разрушает. Кто руководствуется не волей Создателя, а исключительно своими желаниями и прихотями. Не способный к созиданию, алчно захватывает и называет своим все, что ему нравится.

Отношение к природе: моя вотчина. Беру все, что хочу, и использую в своих целях до последней капли. Потом иду захватывать дальше.
Отношение к женщине: добыча, кусок мяса.
Волк-одиночка.

Тема выбора в жизни Ноя
Ною приходится делать три судьбоносных выбора.

Когда у него рождается третий сын, Бог стучится в его жизнь, призывая совершить некое дело. Выбор №1: отмахнуться и жить дальше или попытаться понять и исполнить то, что Бог возлагает на его плечи. Вначале Ной смутно понимает, что от него требуется и как он это исполнит, но он все-таки делает выбор в пользу Бога и говорит об этом жене.

После этого во сне он получает подсказку – с чего начать, где найти инструкцию к действию. Ему снится как на землю, покрытую кровью почти по щиколотку, изливаются потоки воды и погребают все живое, а он всплывает на поверхность и видит зеленую гору своего деда Мафусаила. Ной понимает, что сон вещий: на землю грядет потоп как наказание за жестокость людей, которые забыли своего Создателя, но он спасется. Чтобы понять, как именно, ему нужно найти гору своего деда – там он получит ответ.

Все семейство Ноя – он с супругой и трое их сыновей - отправляются в дальний путь. По дороге они натыкаются на разграбленное селение. Кажется, что никому не удалось выжить после нападения вражеского племени, как вдруг мертвую тишину разрывает чей-то стон. Это плачет маленькая девочка. Ее родители умерли, как и прочие жители поселка. Сама она чудом осталась в живых, но тяжело ранена в живот.

Малышку зовут Ила. Семейство Ноя берет ее с собой. Жена Ноя, владеющая искусством врачевания, с помощью силы целебных трав останавливает лихорадку и спасает девчушке жизнь. Но вот дать в будущем жизнь другим Ила уже не сможет – последствия жестокой травмы сделали ее бесплодной.

Фигура Мафусаила и место его обитания – весьма символичны. Он словно голос рода, предков, совести. Ной ищет его как некое духовное начало личности, в котором сокрыты ответы на поставленные Богом вопросы. Чтобы поговорить с дедом, нужно взойти на гору. На Востоке «взойти на гору» всегда означало приблизиться к Богу, подняться над бренным и суетным.

Покрытые зеленью склоны горы резко контрастируют с расстилающейся у ее подножия безжизненной серой пустыней. Ной находит Мафусаила и представляет ему своего первенца. Дедушка касается лба мальчика, погружая того в глубокий сон, ибо предстоящий разговор – не для детских ушей. Ноя он угощает чашкой густого темного чая, выпивая который он видит видение и понимает, что он должен построить ковчег, в котором укроется от потопа его семейство и животные.

Но где взять столько деревьев в безжизненной пустыне, в которую жестокий, забывший свое истинное предназначение человек превратил цветущую некогда землю? На прощание Мафусаил дает Ною сухое семечко из Эдемского сада. Спускаясь с горы, Ной сажает это семя в сухую потрескавшуюся землю и на утро из него вырастает могучий лес – строительный материал для будущего ковчега.

Выбор №2 настигает Ноя при завершении строительства ковчега. Все животные уже прибыли и экипаж к плаванию почти готов. Но каждой твари – по паре, а его сыновья по-прежнему одиноки. Да, у Сима есть Ила, но она бесплодна. Когда потоп погубит все живое, семейство Ноя станет последними людьми на земле.

Неужели у человека нет будущего? Неужели продолжение будет только у животных? Этот вопрос не дает покоя Ною и его жене. В конце концов, он решает сходить в город и взять своим сыновьям жен из дочерей соседнего племени. Но увидев бесчеловеческую жестокость, которой охвачены жители этого поселения, он возвращается назад с пустыми руками.

Впервые так явно увиденная глубину падения человека повергает ноя в шок, смещает фокус его зрения: он начинает акцентироваться только на изъянах, которые есть в нем самом и в его близких. В этом подавленном состоянии он приходит к выводу, что Бог избрал его и его дом, чтобы спасти только животных, а роду человеческому приходит конец. Он смиряется и принимает подобный ход вещей как единственно возможный и правильный. На Бога он не сердится, понимая, что его семья не намного лучше остальных, что при случае каждый из них способен на убийство.

Но его жена, всегда и во всем его поддерживающая, на этот раз не согласна с его выбором. Она уверена, что Бог желает восстановить первоначальное положение вещей, некогда царившее в Эдеме, и дать человеку второй шанс. А значит, у ее мальчиков есть будущее!

В тайне от мужа, она решает вновь обратиться за помощью к Мафусаилу. Он честно предупреждает, что на этот раз его вмешательство принесет их дому боль и разлад, но она, как мать, готова на все, лишь бы у ее сыновья были счастливы!

Как при первой встрече Мафусаил прикосновением усыпляет Сима, так теперь он прикосновением пробуждает утробу Илы. Она вновь обретает силу к принятию мужского семени и зачинает от Сима.
 
То, что Ила беременна, выясняется уже после начала потопа, от разрушительной мощи которого все семейство Ноя надежно укрыто за стенами огромного ковчега. Радостные и счастливые, Сим и Ила идут к Ною за благословением, но тот приходит в ярость! Он все еще считает человека недостойным жить в том новом мире, который будет после окончания потопа.

Охваченный праведным гневом, он распахивает дверь ковчега и, перекрикивая шум дождя, отчаянно взывает к небесам. Внезапно дождь прекращается. Ила ликует: «Создатель улыбнулся моему ребенку!». Но Ной, утонувший в мрачных мыслях, по-прежнему не видит другой альтернативы. Он безапелляционно заявляет, что если родится девочка, он будет вынужден ее убить. Теперь в ярость приходит его жена, но Ной твердо стоит на своем.

Когда Иле приходит время рожать, оказывается, что у нее – двойня! На свет Божий выходят две здоровые девочки – будущие жены для оставшихся сыновей Ноя, надежда и будущее всего рода человеческого.

Но на этот раз отец семейства не видит очевидного. И перед ним встает выбор №3 – самый сложный в его жизни. На одну чашу весом ложатся его отношения с самыми дорогими и близкими ему людьми, на другую – отношения с Творцом, исполнение Его воли (в том виде, как он ее понимает).
И жена, и старший сын пытаются остановить его, но все напрасно – он твердо решает до конца исполнить возложенную на него миссию.
 
Новорожденные малышки плачут на руках у молодой матери: «Умоляю, Ной, позволь мне их успокоить. Ты же видишь, как они плачут!». Занесенный нож замирает и опускается. Ила поет малышкам ту же самую песенку, которую в свое время пел ей Ной, когда она не могла уснуть по ночам.

Детский плач стихает – девочки мирно засыпает. Теперь рыдает их мать: «Ну быстрее! Чего же ты медлишь!». Нож вновь взлетает в воздух, но так и не находит свою жертву.
Ной молча уходит. Малышки спасены. В этот критический момент ковчег натыкается на сушу.

Кажется, вот он – хэппи-энд: все бури (и внешние и внутренние) позади – живи да радуйся! Да не тут-то было.
После выхода на сушу, Ной погружается в мрачное депрессивное состояние, отдаляется от семьи и начинает беспробудно пить. Он убедил себя, что промахнулся мимо поставленной перед ним цели. Бремя вины перед Создателем бетонной плитой гнет его душу к земле, мешает наслаждаться покоем и радостью новой жизни.

В чувства его приводит Ила. Однажды он из сострадания спас ей жизнь. Тогда он видел в ней только обузой для их семьи, но она выросла и стала их спасительным даром:
- Почему ты их пощадил?..
- Я не смог.. В моем сердце не было ненависти к ним – только любовь..
- Ной, Бог позволил тебе увидеть изнанку человека, показал, как низко тот может пасть и дал права выбирать: жить человеку или умереть. И ты выбрал жизнь! Прими это как второй шанс, ниспосланный тебе Небом! Второй шанс стать отцом, мужем, дедом – второй шанс стать лучшим человеком…
И Ной – принимает.

Тема справедливости
Мужчина, идущий за Богом (Ной) – олицетворение закон, неумолимого в своей бескомпромиссности (долг, миссия – должен не смотря на чувства и мнение окружающих). Женщина, идущая за своим мужчиной (жена Ноя и Ила) – как олицетворение милости и сострадания, глубинной мудрости и интуиции.
Закон без милости чреват жестокостью, милость без закона – хаосом, но вместе они приводят к справедливости и даруют миру надежду на продолжение.

03.04.2014